Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическое
развитие России во второй половине XVIII
века: новые тенденции в экономике России
…………………………………5
2.«Просвещенный абсолютизм»
Екатерины II. Различные точки зрения на
данную проблему в исторической литературе……………………………….7
Заключение………………………………………………………………….......11
5. Список используемой литературы………………………………………….12
Введение
В результате дворцового
переворота 28 июня 1762 г. на престол
взошла Екатерина II – одна
из ярчайших фигур российской истории.
В основе политической программы императрицы
лежали идеи европейских философов-просветителей,
поэтому эпоха Екатерины получила название
«просвещенного абсолютизма».
Идеалом императрицы было
сильное государство с управляемым, структурированным
обществом, подчиняющимся разумным законам.
В этом русле находились её первые административные
и экономические преобразования – реформирование
центральных государственных учреждений,
унификация системы управления, секуляризация
земельных владений церкви, общегосударственное
генеральное межевание земель, провозглашение
в России свободы экономической деятельности.
Одним из центральных
событий в царствование Екатерины
II был созыв в 1767 г. Комиссии
выборных депутатов для сочинения
проекта нового свода законов
– Уложения. Для депутатов Комиссии
Екатерина написала собственный
Наказ, важнейший акт царствования,
определявший главные ориентиры
политики «просвещенного абсолютизма».
Дискуссии на заседаниях Комиссии
высветили главные противоречия
крепостной России, а проекты
законов, подготовленные депутатами,
были использованы в дальнейшей
законотворческой работе императрицы.
В 1770-х – 1780-х
гг. Екатерина II проводит в жизнь
две свои главные реформы –
административно-территориальную и
сословную. В результате была
создана новая система местного
управления, реформированы судебные
органы, созданы органы сословного
самоуправления дворян и горожан.
Жалованные грамоты дворянству
и городам 1785 г. завершили процесс
законодательного оформления сословных
прав дворян и различных слоёв
городского населения.
Важнейшей задачей
своего царствования Екатерина
II считала развитие образования,
способного, по её мнению, воспитать
«новую породу людей». С этой
целью в 1760-е гг. создавались
закрытые сословные учебные заведения
– Смольный институт, воспитательные
дома для сирот в Москве
и Петербурге, училище при Академии
художеств, реформированы шляхетные
корпуса. В 1780-х гг. были учреждены
народные училища в уездных
и губернских городах, работавшие по
единой программе, таким образом впервые
в России была создана система начального
и среднего образования.
Эпоха Екатерины II
стала временем расцвета русской
культуры. Сама императрица дала
мощный толчок подъему интеллектуальной
жизни в России, возведя задачу
формирования культурной среды
в ранг государственной политики.
В последней трети XVIII в. ускоряется
процесс складывания русского национального
самосознания, сопровождающийся ростом
интереса к историческому прошлому России,
размышлениями о её месте в мировой истории,
интересе к народной культуре, музыке,
фольклору.
1. Социально-экономическое
развитие России во второй половине XVIII
века: новые тенденции в экономике России.
Во второй половине
XVIII в. Россия оставалась одним
из самых крупных государств
мира. Несмотря на большие заслуги
Петра I в области развития
промышленности, страна сохраняла
аграрный характер экономики.
Сельское хозяйство развивалось
экстенсивно, прирост продукции
шел за счет распашки новых
земель в Причерноморье, Среднем
и Нижнем Поволжье, на Урале,
в Сибири. Крестьянство составляло
90% населения России. Сохранялись
традиционные формы его эксплуатации.
Несмотря на господство феодально-крепостнической
системы, в социально экономическом
развитии страны появились новые
черты. Во второй половине XVIII
в. Хлеб стал товаром и помещичьи,
и крестьянские хозяйства начали работать
на рынок. С конца XVIII в. Расширился хлебный
экспорт. Рост барской запашки вел к уменьшению,
а иногда и к исчезновению крестьянского
надела. В результате развивалась система
отходничества. Отрыв крестьян от своего
надела и необходимость зарабатывать
деньги на оплату денежного оброка способствовали
формированию рынка рабочей силы. Для
того, чтобы повысить рентабельность своих
хозяйств, помещики использовали новую
агротехнику, выписывали из-за рубежа
удобрения и т.д. Все эти новые явления
свидетельствовали о первых признаков
разложения барщинного хозяйства.
В 50- 60-е годы XVIII в. активно
развивалось частное предпринимательство.
Наличие больших запасов собственного
сырья (льна, пеньки, кожи, шерсти, зерна)
даровой рабочей силы, а также возможность
выгодно сбывать продукцию толкали помещиков
на устройство вотчинных мануфактур. Но
к концу XVIII в. Число дворянских мануфактур,
основанных на принудительном труде, резко
сократилось. Возросло число крестьянских
и купеческих мануфактур. Развитию предпринимательства
способствовало запрещение в 1762 г. покупки
крестьян к заводам и разрешение в 1775 г.
крестьянской промышленности.
К концу XVIII в. В России насчитывалось
около 100 крупных промышленных предприятий
в наиболее динамично развивающейся
отрасли промышленности – хлопчатобумажной,
почти целиком основанной на вольнонаемном
труде. Продолжался процесс формирования
всероссийского рынка. Этому способствовало
провозглашение в 1762 г. свободы торговли.
Преобладала ярмарочная торговля.
Таким образом, в
экономике России второй половины
XVIII в. Начался формироваться капиталистический
уклад, но прочно утвердиться
на русской почве он не мог.
Главным препятствием для этого
являлся абсолютистский строй,
сохранявший крепостничество и
укреплявший позиции дворянства.
- «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе.
В 1762 г. в результате
государственного переворота на
русский престол взошла Екатерина
II. Ее царствование положило начало
эпохе «просвещенного абсолютизма».
По вопросу о политике «
просвещенного абсолютизма» нет
единой точки зрения. Одни историки
полагают, что заигрывание с философами
было своеобразным кокетством
со стороны монархов, а не реальной
политикой. Другие видят в этом
определенную стадию развития
абсолютной монархии, которая пыталась
реформироваться с целью предотвращения
надвигающихся буржуазных революций.
По-разному определяют историки
и хронологические рамки просвещенного
абсолютизма. Наиболее общепринятой
является точка зрения И.А.Федосова,
который считает началом просвещенного
абсолютизма в России 1762 г., а завершением
– 1815 г.
Просвещенный абсолютизм – явление общеевропейское.
Эта политика имела широкое распространение
в Пруссии, Швеции, Австрии, Франции. XVIII
в. вошел в историю как век просвещения.
Философия Просвещения разрабатывалась
такими мыслителями, как А.Вольтер, Д.Дидро,
Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, И.Кант и т.д.
Она базировалась на идеях рационализма,
отражала веру в то, что человеческий разум
способен постичь не только законы развития
природы, но и общества. Идея прогресса,
неуклонного движения по пути, ведущему
к основанному на законе и разуме порядку,
пронизывала труды всех философов - просветителей.
Торжество рационализма было связано
с «обмирщением» духовной жизни. Просветители
подвергли беспощадной критике церковь,
которая держала прихожан в страхе и невежестве.
Философы не отрицали Бога, а были лишь
против идеи божественного предопределения.
Их главной мыслью было то, что человек
сам творец своей судьбы. Признание личной
независимости и свободы индивида его
естественными правами – основной тезис
просветителей. Так появилась теория «естественных
прав», суть которой в том, что человек
рождается, чтобы быть свободным, иметь
собственным и быть защищенным государством,
его справедливыми законами. Отсюда вытекала
критика старых феодальных порядков, нарушавших
естественные права и свободы человека,
а также обоснование необходимости демократических
преобразований в обществе.
По вопросу о власти
просветители разделяли теорию
общественного договора Джона
Локка. Правительство, нарушающее
личные права и свободы граждан,
условия общественного договора,
не может остаться у власти.
Любое государство существует
для того, чтобы обеспечить общее
благо. Высшая ценность каждого
общества – человек. Французские
философы- просветители считали, что Россия
варварская, деспотичная страна. Абсолютная
монархия сделала ее жителей рабами. Екатерина
же считала самодержавие единственно
возможной для огромной территории страны
формой правления. Все другие для нее были
не только разорительны, но и губительны.
Кроме того, государыня была уверена в
том, что если граждане будут законопослушными,
то наступит общее благоденствие. Поэтому
важное место в ее внутренней политике
заняла работа по совершенствованию законодательства
Российской империи. Старое, действующее
с 1649 г. Соборное уложение совершенно не
соответствовало тем историческим условиям,
в которых правила страной Екатерина II.
Сама императрица около двух лет работала
над «Наказом» - особой инструкцией для
будущей комиссии по составлению нового
законодательства. Основной текст «Наказа»,
первым был особенно гуманным по своей
сути. В нем провозглашалось право собственности
крестьян на движимое имущество и предлагалось
учредить крестьянский выборный суд. Государыня
осуждала жестокое обращение с крепостными,
применение в государстве пыток и смертной
казни. Ближайшие помощники Екатерины
настойчиво рекомендовали ей вернуться
в реальную жизнь и отказаться от мечтаний,
поэтому к началу 1767 г. она подготовила
второй, более умеренный вариант «Наказа»,
который был переведен на немецкий, латинский
и французский языки. «Наказ» представлял
собой документ, в котором были обоснованы
и подробно изложены идеи «просвещенного
абсолютизма». Главными моментами в нем
стали обоснование незыблемости абсолютной
монархии и утверждение того, что государь
в России является источником всякой государственной
и гражданской власти. Все подданные обязаны
беспрекословно выполнять государеву
волю.
Утверждая идеи ничем не ограниченного
абсолютизма, Екатерина призывала к умеренности
в законах и правительственной политике.
Всякое наказание, не обоснованное необходимостью,
является проявлением тиранства. Смертная
казнь совсем не желательна и может применяться
в исключительных случаях только в отношении
неисправимых и опасных преступников.
Самое тяжелое преступление – это преступление
против монарха.
Дворянство государыня называла опорой
государства, что оговаривала, что принадлежность
к дворянству дает не только известные
права и имущества, но и налагает обязанности
перед монархом и государством.
Нарушение чести дворянина ведет к исключению
из числа дворян и лишению дворянства.
Содержание «Наказа» говорило о желании
Екатерины II во многом следовать политике
«просвещенного абсолютизма». Он должен
показать всей Европе просвещенность,
гуманность и образованность государыни.
Уложенная комиссия, созванная для составления
нового законодательства, начала свою
работу 30 июля 1767 г. в Московском кремле.
В ней приняли участие 564 депутата от всех
слоев населения России, кроме крепостных
крестьян. Наибольшую остроту вызвало
обсуждение крестьянского вопроса. Споры
по крестьянскому вопросу приняли столь
острый и затяжной характер, что Екатерина
II стала склоняться к тому, чтобы распустить
комиссию. В конце 1768 г. началась война
с Турцией, значительная часть депутатов
была отозвана в действующую армию, и государыня,
пользуясь этим, распустила комиссию на
неопределенный срок. Работа ее не была
абсолютно бесполезной. Подготовленные
комиссией материалы и высказанные в ходе
обсуждения идеи были впоследствии использованы
Екатериной II в законодательной и административной
работе.
Составной частью политики «просвещенного
абсолютизма» стала политика секуляризации
церковных владений. В 1764 г. вышел указ,
по которому монастырские, церковные вотчины
с населявшими их крестьянами передавались
коллегии экономики. Смысл этого указа
заклялся в том, что, во-первых, духовенство
лишалось экономической базы, во-вторых,
монастыри и епархии стали полностью зависимы
от государства, наконец, положение крестьян,
освобожденных от зависимости, значительно
улучшилось. Они перешли в разряд государственных
крестьян. Государственные учреждения,
созданные еще Петром I, значительно сузили
свои полномочия. В 1763 г. Сенат был разделен
на 6 департаментов. Коллегии вышли из
под власти Сената, а позже были упразднены.
Сенат лишился законодательной инициативы
и все более превращался в судебное учреждение.
Историко-материалистическая теория оценивает
«просвещенный абсолютизм» как либеральную
демагогию правительства, лавирование
в условиях кризиса феодально-крепостнического
строя с целью расширить привилегии дворянства
и избежать народных волнений. Для историко-либерального
подхода характерна оценка названного
периода как времени постепенного реформирования
общества без резких потрясений, при этом
доминировало монархическое право. Оно
являлось регулирующим механизмом осуществления
контроля над обществом, его функцией
было принуждение к послушанию, а не защита
прав личности и гражданских прав. С точки
зрения модернизационного подхода реформы
эпохи «просвещенного абсолютизма» сформировали
новые стремления законодательной политики,
особый государственно-правовой уклад,
который сохранился в неизменном виде
до начала XIX в., а в отдельных чертах государственно-политических
принципов – и позднее.
Крепостное право уже в начале царствования
Екатерины достигло апогея. В 60-е годы
вышла серия указов, которые лишили крестьян
каких-либо минимальных прав: им запрещалось
иметь недвижимость, брать подряды и откупа,
выступать поручителями, торговать без
особого разрешения, отлучаться без письменного
разрешения с места жительства. В 1765 г.
помещики получили право ссылать крестьян
на каторгу, а крестьянам было запрещено
жаловаться на помещиков: их жалобы считались
ложным доносом, а подавший ее подлежал
жестокому наказанию.
Заключение
Исходя из исторических данных,
при Екатерине II Россия вошла в союз европейских
государств.
Расположение России искали все без исключения
властители, страна вышла по всем желанным
морям, расцвела в искусстве, покрылась
сетью школ. Время Екатерины стало не только
золотым веком русской государственности,
но и расцветом искусств и наук в России.
Екатерина никогда не повышала голос на
своих слуг, в отличии от других императоров.
Запретила своей знати избивать холопов.
Желая преуспеть везде, она ничего не забывала.
Вступив на Российский престол, она желала
добра и старалась доставить своим подданным
счастье, свободу.
Она легко прощала и ни кому не питала
злобы. Она любила искусство и обожала
на людях. "Все годы ее правления Екатерины
были золотыми"- так говорят многие
историки. Екатерина осталась в народной
памяти сияющей звездой эпохи, по праву
называемой екатерининской. Ни до, ни после
Екатерины не было в России XVIII века правителя
сильнее, умнее и блистательнее.
Список используемой
литературы:
1. Борзихина И.В., Запецкая Н.Д.,
Коноплева Л.А. Отечественная история/
Под ред. А.В.Трофимова. 3-е изд., перераб.
и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон.
ун-та, 2002. – 492с.
2. Журавлев В.В. Политическая
история России: Учебное пособие/Отв.
ред. проф. В.В.Журавлев. – М.: Юрист, 1998.
– 696с
3. Личман Б.В. История России
с древнейших времен до второй половины
XIX века. Курс лекций/Под. ред. проф. Б.В.Личмана.
Екатеринбург: Урал. гос. ун – т. 1995. – 304с.
4.Пашков Б.Г. Русь –
Россия – Российская империя.
Хроника правлений и событий
862 – 1917гг. – 2 – е изд. - М.: Центр
Ком, 1997. – 640с.