Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 10:32, доклад
В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что она расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран этих районов, тем не менее надо иметь в виду, что ее история во многом носит самостоятельный характер. В то же время нельзя отрицать и того неоспоримого факта, что Россия серьезно подверглась влиянию как Европы, так и Азии.
Локальные цивилизации - сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом различные "компоненты" - географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия, церковь, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Но в своём развитии любая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.
Существует также деление цивилизаций на первичные, вторичные и периферийные.
Первичные цивилизации возникают самостоятельно путём распада первобытного общества.
Вторичные цивилизации возникают на основе ранее существовавшей цивилизации.
Периферийные цивилизации возникают в одно время с вторичными, но не имеют опоры на опыт предшествующих цивилизаций, т.к. возникают из первобытности; в их формировании большую роль играют "горизонтальные" связи с соседними цивилизациями
III. Линейно-волновые концепции. Ограниченность обоих подходов попытался преодолеть К.Ясперс («Истоки и цель истории»). В своей концепции он сочетает периоды раздельного развития человечества с периодами единой истории. Он выделил следующие этапы: доисторическое время, время великих империй древности, осевое время, научно-техническую эпоху. В доисторическое время человечество развивалось по схожим путям, но не скоординировано, контакты носили случайный и часто трагический характер. Поэтому, когда возникают великие империи древности, они оказываются агрессивными замкнутыми мирами с несопоставимыми культурами. Все меняет осевое время, когда человечество совершает интеллектуальный прорыв к осознанию своего единства. Форма этого прорыва - появление философии и создание мировых религий, подкрепляемые регулярными контактами культур (8 век до н.э. - 2 век н.э.). Однако начало технической эры (15 век) снова поставило осознание единства под удар. Началась новая доисторическая - техническая эпоха, характеризующаяся разрывом между реальным единством человечества и отсутствием его осознания. Она должна привести к формированию новых замкнутых империй, а затем - к новому осевому времени.
IV. Концепции стадий экономического роста. В принципе, являются линейными. Их главная задача - исторически осмыслить современный этап в развитии общества. Впервые подобную концепцию сформулировал Д.Белл, но наиболее разработанной является концепция Элвина Тоффлера. История человечества укладывается Тоффлером в рамки трех больших периодов, выделяемых по характеру производственной деятельности людей и определяемых ею институтов:
V. Когнитивно-ценностные модели. Такой взгляд на историю предполагает, что основой ее развития является либо эволюция познавательного отношения к миру, либо ценностного.
VI. Мир-системный анализ. Наиболее ярко представлен в работах И.Валлерстайна и его последователей. Его специфика - в опространствлении истории, рассмотрении каждой культуры в геоисторическом плане, в котором общество неотрывно от той среды, в которой оно живет.
Основной единицей геоисторического анализа у Валлерстайна являются исторические системы.