Россия в условиях просвещенного абсолютизма. Вторая половина XVIII века.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

XVIII в. - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.

Содержание

Ведение......................................................................................................... 3
1. Основные тенденции развития всемирной истории............................ 4
2. Дворянская империя в России. Екатерина II и ее эпоха..................... 9
3. Внешняя политика России..................................................................... 14
4. Культура России...................................................................................... 17
Заключение................................................................................................... 19
Список используемой литературы............................................................. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Россия в условиях просвещенного абсолютизма. Вторая половина XVIII века..doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

    Второй  раздел Польши создал угрозу утраты её национальной независимости. В ответ  на второй раздел, вспыхнуло национально-освободительное  восстание, которое окончилось поражением и третьем разделом Речи Посполитой (1795 год). К России в 1795 году отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь, Курляндия. Западная граница России стала проходить по реке Неман на севере и реке Днестр на юге.

    Внешняя политика, проводившаяся во второй половине XVIII века, привела к присоединению  к России тесно связанных с ней историческими, экономическими и национальными узами земель Украины и Белоруссии.

    Присоединение областей Украины и Белоруссии к  России, сказалось на экономическом  и культурном развитии этих территорий. В 80-х годах система феодальных отношений распространилась и на эти области. В 1783 году царизм уничтожил гетманство, Запорожскую Сечь, казачьи полки, ввёл крепостничество, а затем и общероссийскую систему управления.

    Таким образом, характерной чертой внешней  политики, проводимой российским государством во второй половине XVIII века, является расширение территорий государства, что в свою очередь является непременным атрибутом абсолютизма.

      Результатом внешней политики Екатерины II явилось: 7 миллионов новых подданных и сильное впечатление за границей и дома.  Ни одно решение не принималось в европейской политике, без принятия во внимания мнения Российского государства.

    Французская буржуазная революция 1789 года изменила и определила основные направления  во внешней политике на многие десятилетия. Распространение прогрессивных настроений означали смертельную опасность для существования феодализма в Восточной Европе и существования самих монархий. Екатерина II явилась инициатором борьбы против буржуазной Франции, которую продолжили дальнейшие русские монархи. 
 

    4. Культура в России

     Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

     Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма» имел прогрессивное значение.  Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет  сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

     Во  второй половине столетия власти предприняли  интересную попытку реформы образования  и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

     В основу своей педагогической реформы  Бецкой положил идею создания новой  породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских  просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.

     Во  время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился. 
 
 

    Заключение

      Историческое значение эпохи Экатерины II чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

    Способность Екатерины подводить итог видна  в русской дипломатии эпохи Екатерины  и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

    От  того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II, вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром.

    С кончиной императрицы Екатерины  закончилась целая эпоха русской  истории. Сама Екатерина и ее сподвижники  сумели, опираясь на народные силы, достичь  блестящих успехов и во внешней  политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях. 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Всемирная история. Под редакцией Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Москва, ЮНИТИ: 1997 г.
  2. История отечества: учебник для студентов вузов/ Е.М.Скворцова, А.Н.Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
  3. История России: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. /А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Издательство.: Проспект, 2008 г.
  4. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Новое лит. Обозрение, 1999 г.

Информация о работе Россия в условиях просвещенного абсолютизма. Вторая половина XVIII века.