Россия в 18м-19м веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:46, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения России и Запада была актуальна во все времена. На протяжении всей своей истории Россия развивалась с оглядкой на Запад, постоянно сравнивая себя с ним. В разные периоды отношение России к Западу было неодинаковым, иногда она активно ориентировалась на него, стараясь перенять максимальное количество черт, а порой, напротив, стремилась максимально отделиться от Запада, настаивая на самобытном становлении. В любом случае Западная культура, общественная

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема «Россия и Запад» в общественной мысли России (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.).docx

— 53.82 Кб (Скачать файл)

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у  них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное  неприятие революции.

От западнического крыла постепенно   откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.

В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями — А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы — в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. В советской историографии социализм Герцена и его единомышленников именовался утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необходимость.

В 1844 г. в  Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского  — чиновника Министерства иностранных  дел. На собраниях Петрашевского  бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания.

Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены  этого общества, к которому принадлежал  и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую  федерацию.

В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» —  время безудержной реакции, которое  с 1855 г. сменилось общественным подъемом. 
 

Заключение

Проанализировав основные постулаты общественно-политической мысли периода со второй половины XVIII века по первую половину XIX века,  мы можем говорить о том, что это время явилось наиболее значимым в плане взаимодействия российских и западноевропейских просветительских идей.

   События великой  французской революции заставили  российское просвещенное общество  задуматься над недостатками  национального политического строя.  Революция стала мощнейшим толчком в развитии принципиально новых взглядов на систему правления в России, и выявила ее отсталость на фоне западноевропейских государств.

Позднее отечественная  война 1812 года стала причиной наиболее тесной связи России с западной культурой  и также наглядно проиллюстрировала  необходимость преобразований.

Событийная насыщенность этого периода прошла сквозь сознание просвещенных людей той эпохи  и породила новые идеи относительно необходимых  изменений в управлении государством.

Наиболее обсуждаемым  в свете оппозиции Россия –  Запад явился вопрос об устранении крепостного права. Эта эпоха  стала началом пути к отмене крепостного  права в России. Именно в этот период к людям приходит осознание  необходимости ликвидации подобного  института в просвещенной стране, которая жаждала встать в один ряд с государствами Европы в  плане развитости внутригосударственных  социальных отношений.

Подводя итог, можно  сказать, что события данного  времени, связанные со взаимодействиями России и Запада, явились сильнейшим катализатором изменений в сфере  сословно-иерархических отношений. 
 
 
 

Информация о работе Россия в 18м-19м веке