Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:46, реферат
Проблема соотношения России и Запада была актуальна во все времена. На протяжении всей своей истории Россия развивалась с оглядкой на Запад, постоянно сравнивая себя с ним. В разные периоды отношение России к Западу было неодинаковым, иногда она активно ориентировалась на него, стараясь перенять максимальное количество черт, а порой, напротив, стремилась максимально отделиться от Запада, настаивая на самобытном становлении. В любом случае Западная культура, общественная
А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.
От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями — А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы — в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. В советской историографии социализм Герцена и его единомышленников именовался утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необходимость.
В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского — чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания.
Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию.
В 1847-1848 гг.
правительство разгромило общество
петрашевцев и Кирилло-
Заключение
Проанализировав основные
постулаты общественно-
События великой
французской революции
Позднее отечественная война 1812 года стала причиной наиболее тесной связи России с западной культурой и также наглядно проиллюстрировала необходимость преобразований.
Событийная насыщенность этого периода прошла сквозь сознание просвещенных людей той эпохи и породила новые идеи относительно необходимых изменений в управлении государством.
Наиболее обсуждаемым в свете оппозиции Россия – Запад явился вопрос об устранении крепостного права. Эта эпоха стала началом пути к отмене крепостного права в России. Именно в этот период к людям приходит осознание необходимости ликвидации подобного института в просвещенной стране, которая жаждала встать в один ряд с государствами Европы в плане развитости внутригосударственных социальных отношений.
Подводя итог, можно
сказать, что события данного
времени, связанные со взаимодействиями
России и Запада, явились сильнейшим
катализатором изменений в