Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:28, контрольная работа
Российская Федерация – многонациональное государство. На её территории проживает более130 наций и народностей, различающихся по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных между собой общностью исторических судеб. Самыми многочисленными являются русские и татары, но в состав населения входят представители и так называемых малых народов (менее 1000 человек) – алеуты, орочи и т.д. Язык – самый устойчивый признак народа, именно он положен в основу национального деления. Жители России говорят более чем на 150 языках. Все языки равноправны, но языком межнационального общения и одним из шести рабочих языков ООН, является русский язык.
Российская Федерация – многонациональное государство. На её территории проживает более130 наций и народностей, различающихся по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных между собой общностью исторических судеб. Самыми многочисленными являются русские и татары, но в состав населения входят представители и так называемых малых народов (менее 1000 человек) – алеуты, орочи и т.д.
Язык – самый устойчивый признак народа, именно он положен в основу национального деления. Жители России говорят более чем на 150 языках. Все языки равноправны, но языком межнационального общения и одним из шести рабочих языков ООН, является русский язык. По сходству языков народы объединяют в языковые группы (их 23), а близкие группы – в семьи (их 7) . Население России относится к 4 основным языковым семьям. Самая многочисленная (80% населения)- индоевропейская, к ней относятся славянские (русские, украинцы, белорусы) и многие другие народы. К алтайской семье относится 8% населения – например калмыки, татары, чуваши и т.д., населяющих Поволжье, Южный Урал Сибирь. К северокавказской семье относится 2,5% населения страны или 16 народов общей численностью 3 млн. человек (ингуши, чеченцы, аварцы и т. д.), проживающих на сравнительно небольшой территории между Черным и Каспийским морями и 1,6% – к уральской (мордва, коми, карелы, удмурты).
Исконно русские области в России – это территории европейского севера, северо-запада, центральных районов России. Русские преобладают также на Урале, юге Сибири и Дальнего Востока.
Для отдельных территорий России характерен пестрый национальный состав- это Поволжье, Северный Кавказ, Горный Алтай, Хакасия, Бурятия, Якутия.
Рассредоточенность народов по территории страны, общая их перемешанность делают почти невозможным выделение однородных в этническом отношении территории. Поэтому важным принципом государственного устройства России является равноправие всех наций.
Национальный признак положен в основу политико-административного деления страны, все крупные народы имеют свои национально-территориальные образования, являющиеся субъектами Федерации. Однако представители разных народов проживают не только в пределах своих республик, областей и краёв, но и за их пределами. Особенно многонационально население крупных городов.
История распорядилась так, что русский народ всегда занимал особое положение в ряду других народов. Сразу оговаривается – в данном случае речь идет не о какой-то исключительности или богоизбранности. Нет, признание особого места русского народа в истории человечества – это только констатация общеизвестного.
Россия находилась, да и находится
до сих пор, на стыке двух великих
цивилизаций, образно называемых Востоком
и Западом. Но никогда русское
общество не было, ни только западным,
ни только восточным. Конечно, Россия воспринимала,
и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние
и той и другой стороны. Недаром историки,
изучающие прошлое нашей Родины, постоянно
сравнивают Россию то с европейскими странами,
то с восточными державами. И в обоих случаях
находят какие-то общие черты. Однако Россия
всегда имела собственную, отличную от
других народов историческую судьбу. И
эта судьба, в свою очередь, значительно
влияла на судьбы и западных, и восточных
соседей.
Это
влияние сказывалось прежде всего в том,
что на протяжении своей многовековой
истории Россия служила одним из важнейших
мостов, одним из главных передаточных
звеньев между западной и восточной цивилизациями.
Дело даже не в торговых контактах, которые
происходили на территории России между
Западом и Востоком. Главное – в столкновении
двух разных культур, двух разных миропониманий.
И Россия выступала перед лицом Запада
представителем культуры Востока, а перед
Востоком – представителем культуры Запада.
Помимо
этого, Россия была не только мостом, но
и барьером, разделяющим Восток и Запад
и предохраняющим их от гибельного столкновения
друг с другом. Так, именно Россия поглотила
великое нашествие Востока на Запад в
виде татаро-монгольских орд, а затем два
столетия противостояла турецкой империи.
А с другой стороны, Россия остановила
католическую экспансию Запада на Восток
и не дала развернуться крестовым походам
по всему Евразийскому континенту.
Русский народ, в современном своем виде,
формировался на протяжении нескольких
столетий на базе славянских племен, занимавших
в древности огромную территорию Восточной
Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной
жизни, по духовному складу славяне отличались
от их соседних с ними племен Западной
Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго,
по сравнению с Западом, существовавшая
у славян территориальная община, определила
восприимчивость славянских народов к
внешнему влиянию (когда представители
иных племен, "чужаки", могли спокойно
селиться в славянских общинах). В то же
время славяне, чисто внешне принимая
"чужие" обычаи и порядки, внутренне
сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали
все чужеземное на свой лад, делая все
это славянским.
Самый простой пример связан с именем
самого русского народа. Дело в том, что
слово "русский" – вовсе не славянского
происхождения. Это название одного из
народов, живших рядом со славянами и ставших
у них княжеским родом. Но "русы",
хотя и были правящим родом среди славян,
в конце концов были теми же славянами
ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив
славянам свое имя, "русы" растворились
в историческом небытии.
В процессе же формирования русского народа
приняло участие большое количество различных,
в том числе и неславянских народов, но
славянский компонент всегда оставался
главенствующим, цементирующим соединение
вроде бы несоединимого.
Все
это свидетельствует о поражающей жизнеспособности
славянских народов, которая и определила
своеобразие славянского мировоззрения
– гораздо более оптимистического, чем
на Западе и на Востоке; гораздо более
восприимчивого к влияниям и в то же время
способного переосмыслить и своеобычно
усвоить любое из них.
Отличие
России от Запада и от Востока выражалось
и в том, что на Руси издревле сложилась
своеобразная форма христианства, впоследствии
получившая наименование православия.
Связано это было в первую очередь со своеобразием
славянского мировоззрения. Христианство
ведь внедрялось на Руси не на пустом месте
– у славян к тому времени существовала
развитая система языческих верований.
И
получилось так, что христианство на Руси
довольно долгий исторический период
уживалось с язычеством. В домонгольское
время вообще сложилось двоеверие, когда
за язычеством и христианством сохранялись
самостоятельные, достаточно обособленные
сферы. Так, сохранялось основное содержание
язычества – обожествление природы, и
на эту область христианство, по существу,
не распространялось.
Конечно, христианская церковь боролась
с остатками язычества, но и приспосабливалась
к нему, как, например, приспосабливала
чисто христианские праздники к языческим.
И некоторые языческие обряды в народе
отправляли на протяжении веков, а отдельные
из них дожили и до наших дней.
Россия
– одно из самых многонациональных государств
мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых
народов, различных по происхождению,
языку, культуре, особенностям быта, но
тесно связанных общностью исторических
судеб. 22 народа, насчитывающие более 1
млн. человек каждый, образуют 96,3% всего
населения страны. Еще 30 народов численностью
от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют
вместе 3,4% всего населения. Таким образом
на долю остальных нескольких десятков
народов приходится только 0,4% населения
страны.
Этнический
состав населения страны непрерывно меняется,
о чем свидетельствуют данные о числе
народов России, зафиксированные при переписях
населения. При проведении переписи 1926
г. было выявлено 194 этнических единиц,
во время переписи 1959 г. – только 109, переписи
1970 г. – 104 народа. В переписи населения
1979 г. выделены те же народы, что и в 1970
г., но в первой публикации приведены данные
по 101 народу (в графу "другие национальности"
включены данные о наиболее мелких народах,
а также народах, живущих в основном за
пределами России). За прошедший более
чем тридцатилетний период в России бурно
шли процессы этнической консолидации
– слияние близкородственных территориальных,
племенных и других групп людей в крупные
народности и нации. Особенно интенсивно
протекали эти процессы в прежде отсталых
в социальном и экономическом отношении
районах Средней Азии, Казахстана и Сибири.
Да и многие давно сформировавшиеся народы
нашей страны стали монолитнее, обособленность
их отдельных групп уменьшилась или вообще
исчезла. Например, некоторые группы казаков,
камчадалы и ряд других этнографических
групп к моменту установления Советской
власти зачастую еще не осознавали себя
частями русского народа и существенно
отличались по диалекту, культуре и быту
от основной массы русских. Теперь их лишь
с большим трудом можно выделить даже
в качестве этнографических групп. Быстро
стираются также различия между бойками,
лемками, гуцулами и остальными украинцами;
латгальцами и собственно латышами. Мишари,
кряшены и нагайбаки, выделенные переписью
1926 г. в качестве самостоятельных народов,
слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы
– с грузинами; кыпчаки, тюрки и кураминцы
растворились среди узбекского народа;
около 20 малочисленных этносов Алтае-Саянского
нагорья объединились в два более крупных
народа – алтайцев и хакасов. Таким путем
характерные для нашей страны процессы
этнической консолидации привели к сокращению
общего числа народов.
Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось
также название великорусы, или великороссы)
– крупнейший народ России, образующий
более 85% населения страны. Они расселены
по всей стране – от берегов Баренцева,
Белого и других морей Северного Ледовитого
океана до побережья Черного и Каспийского
морей; на западе русские поселения выходят
к балтийскому морю, на востоке – к побережью
Тихого океана. В районах своего исконного
расселения (большинство областей европейской
части России) они составляют свыше 95%
всего населения.
Русский
народ на протяжении многих веков составлял
основное ядро многонационального Русского
государства. Он всегда играл ведущую
роль в экономике и общественно- политической
и культурной жизни страны. Высокоразвитая
русская культура оказала большое влияние
на культуру других народов страны, русские
помогли ранее отсталым народам поднять
свой материальный и культурный уровень.
Русский язык стал вторым языком для многих
народов России.
По
своему происхождению русские связаны
с восточнославянскими племенами, которые
во второй половине I тысячелетия н.э. занимали
нынешнюю территорию европейской части
России; в их формировании принял участие
и ряд неславянских народов этого региона.
В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское
государство (Киевская Русь); в IX –XIII вв.
из многочисленных славянских племен
сложилась единая древнерусская народность,
на основе которой после распада Древнерусского
государства (начало XII в.) начали формироваться
три родственных народности – русская,
украинская и белорусская.
Русская
народность складывалась в XIV – XV вв. в
области Великого Новгорода и Волго –
Окского междуречья в процессе ожесточенной
борьбы против татаро-монгольского ига.
С начала XIV в. происходит постепенное
возвышение Москвы и сплочение вокруг
нее население северо-востока и севера
Руси. С образованием Русского единого
государства происходит непрерывное расширение
этнической территории русских за счет
слабозаселенных восточных, северных
и южных районов. Особенно значительно
расширились границы Русского государства
в XVI – XVII вв., когда русские начали заселять
Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ
и Сибирь. В XVIII – XIX вв. расширение границ
России сопровождалось расселением русских
в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье,
Средней Азии, Казахстане и на Дальнем
Востоке. Русские вступали в тесный контакт
с жившими здесь народами, оказывали на
них большое влияние и в хозяйственном,
и в культурном отношении, в то же время
воспринимая достижения культуры и хозяйственные
навыки местных этносов. С зарождением
и развитием капиталистических отношений
русская народность консолидируется в
буржуазную нацию (XVII – середина XIX в.).
У русских, расселившихся на огромной
территории, в результате многовекового
исторического развития и взаимодействия
с другими народами к середине XIX в. сложился
ряд этнографических групп. Наиболее крупные
из них – северные и южные великорусы,
различающиеся по некоторым особенностям
языка (окающие и акающие говоры), культуры
и быта. Промежуточное положение между
ними занимает средневеликорусская группа,
населяющая центральные районы России
– часть Волго – Окского междуречья (с
Москвой) и Поволжья.
Во
многих районах страны сохранились более
мелкие группы, отличающиеся известной
культурно-бытовой спецификой: поморы
побережья Белого и Баренцева морей; пустозеры
и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки
в лесной полосе Среднего Урала; мещера
на севере Рязанской области; полехи в
Калужско-Брянско-Орловском Полесье; старожильческое
население Сибири и Севера (колымчане,
русскоустьинцы, марковцы, камчадалы и
др.), воспринявшие многие черты окружающих
народов; старообрядческие группы – "поляки"
(на Алтае), семейские (в Забайкалье). К
этнографическим группам можно отнести
и различные группы казаков, сложившихся
как военное сословие в XV – XVII вв. в бассейнах
рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а также в
Сибири.
Неславянские народы России занимают
преимущественно ее периферийные территории:
Среднее Поволжье, часть северных областей,
Прикамье и юго-западную часть страны.
Большинство этих народов является соседями
восточных славян и благодаря многовековому
культурному общению сблизилось с ними
по своему хозяйственному и культурно-бытовому
укладу.
Татары – крупнейший после русских народ
в России. Этноним "татары" впервые
появился в VI – IX вв. среди монгольских
племен, обитавших к юго-востоку от Байкала.
В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских
нашествий это название было распространено
на некоторые народы, входившие в состав
Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования
татарских феодальных ханств (Казанского,
Астраханского, Сибирского и др.), происходило
формирование отдельных групп татар –
Среднего Поволжья и Приуралья (казанские
татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские
татары), Сибири и др. В XVI – XIX вв. татарами
называли многие тюркоязычные народы,
жившие на окраинах России (азербайджанцы,
некоторые народы Поволжья, Северного
Кавказа, Средней Азии и Сибири). Казанские
татары – наиболее многочисленные и развитые
в социально-экономическом отношении
к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.
Украинцы – третий по численности народ
в России. Украинцы, также как русские
и белорусы, выделились из единой древнерусской
народности, образовавшейся из родственных
восточнославянских племен. Как самостоятельная
этническая общность украинская народность
окончательно сложилась к XVI в. Центром
формирования этой народности было Поднепровье
– Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины.
Консолидация и упрочение украинского
этноса происходили в борьбе с польско-литовскими
и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими
захватчиками. С XVII в. украинская народность
начала постепенно трансформироваться
в буржуазную нацию; этот процесс усилился
после воссоединения Левобережной Украины
с Россией в 1654 г. и особенно после вхождения
в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной
Украины. Он завершился во второй половине
XIX в. после отмены крепостного права.
Среди западных украинцев до сих пор выделяются
сохраняющие некоторые культурно-бытовые
особенности этнографические группы лемков,
бойков, или верховинцев, и гуцулов. В Полесье
некоторое своеобразие продолжают сохранять
литвины и полещуки.
Чуваши
(самоназвание – чаваш) –четвертый по
численности народ в России. Чувашский
этнос сложился в последней четверти I
тысячелетия н.э. в лесостепных районах
правобережья Волги в результате смешения
тюркоязычных волжско-камских болгар
с местными финно-угорскими племенами.
Разгром Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами
в XIII – XIV вв. вызвал переселение болгар-суваров
на правобережье Волги, что еще более ускорило
процесс тюркизации местных племен. Во
второй четверти XV в. чувашские земли были
включены в Казанское ханство. Присоединение
Чувашии к русскому государству в 1551 г.
способствовало дальнейшей этнической
консолидации чувашской народности.
По диалектным и некоторым культурным
особенностям чуваши делятся на две этнографические
группы: верховых, или вирьял (северо-западная
Чувашия) и низовых, или анатри (северо-восточная
и северная Чувашия).
Российская Федерация
– многонациональное
Многие из используемых в Российской Федерации языков распространены и за ее пределами, например, эскимосский в США и Канаде, саами в Финляндии, лезгинский, аварский и цахурский языки в Азербайджане, осетинский язык в Грузии, что объясняется, во-первых, исторически сложившимися границами, во-вторых, историческими миграциями (например, кавказских народов в Турцию в конце XIX в.), в-третьих, миграцией внутри бывшего СССР. Последняя причина во многом обусловила наличие в России официальных языков других государств, в основном республик, входивших ранее в СССР: украинский, белорусский, казахский, армянский, азербайджанский и другие, а также немецкий язык, греческий, болгарский, финский и некоторые другие языки.
В структурном отношении языки народов России довольно разнообразны. По морфологической классификации они относятся к агглютинативным (в наибольшей степени черты агглютинативности проявляются в алтайских языках, несколько в меньшей – в уральских) и флективным языкам (например, славянские).
Северокавказские языки наряду с агглютинативными содержат и ряд флективных черт. Типологической спецификой обладают также инкорпорирующие языки (чукотско-камчатские), включающие в состав глагольной словоформы обозначение прямого объекта, а также полисинтетические (абхазо-адыгские), в которых практически вес имеющиеся между членами предложения отношения передаются с помощью глагольных аффиксов.
Большинство языков народов России имеет письменность и преподаётся в школе (начальной или средней). Некоторые из них имели определённую письменную традицию уже в XIX веке – на русской графической основе (некоторые финно-угорские языки) или на арабской графической основе (например, татские и другие тюркские языки, языки Дагестана). Ныне основная масса языков народов России имеет алфавиты на русской графической основе, созданные в 30-х гг. XX века (для некоторых языков алфавиты были созданы в XIX веке). Некоторые языки малочисленных народов получили письменность только в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века. В 90-х гг. XX века проявляется устойчивая тенденция к национальному возрождению: многие языки получают статус государственных языков республик в составе РФ наряду с русским. Проблемы языка выделены и в законодательстве о малочисленных народах РФ. Проблемами научного исследования языков народов России занимаются многие научные центры, в том числе созданный в 1993 Институт языков народов России. С 1994 выходит журнал «Родной язык».
Однако на сегодняшний день остро встала проблема самоидентификации малых народов России. Так, по результатам переписи населения 2002 года 40 малых этнических групп были включены в состав более крупных. А это значит, что уникальные традиции, особенности культуры и языка утеряны безвозвратно.
Именно сейчас, пока время еще не упущено, важно на государственном уровне сохранить и защитить не только важнейшие для России, как многонациональной страны, пласты знаний о культуре и языке малых народов, но и сами малые народности, на сегодняшний день находящиеся в зоне риска. Ведь ничто так не возвеличит российский народ как уважение к традициям.
Информация о работе Россия как многонациональное государства