Россия как партнер НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 10:10, реферат

Краткое описание

Отношения между Россией и НАТО составляют, пожалуй, одну из главных интриг международной политики в нынешнюю эпоху, наступившую после развала СССР и окончания холодной войны. За последние полтора десятка лет эти отношения переживали свои пики и падения и подобно маятнику колебались от чуть ли не немедленного присоединения России к альянсу до ситуаций на грани военной конфронтации и возвращения к "холодной войне".

Содержание

Введение
История взаимоотношений России и НАТО
Россия, США, НАТО и Евросоюз: Изменение стратегического курса или временная конъюнктура
Перспективы отношений России и НАТО
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история НАТО.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

К концу мая 1998 года состоялось девять заседаний СПС на уровне послов, два заседания на уровне министров иностранных дел, заседание на уровне министров обороны и три заседания СПВК. 23 октября 1997 года в Брюсселе с кратким рабочим визитом находился начальник Генерального штаба ВС России генерал-полковник Анатолий Квашнин.

Это первый в истории визит в штаб-квартиру альянса. Главная тема визита - подготовка к существующей активизации военных контактов в свете подписанного Основополагающего акта. 18 марта 1998 года Россия официально учредила свое постоянное представительство в НАТО, которое должно обеспечивать весь комплекс отношений Россия - НАТО, включая их военное измерение, в соответствии с Основополагающим актом Россия - НАТО.

28 мая 1998 года в Люксембурге состоялось  юбилейное заседание (первая годовщина) Совместного постоянного совета  Россия - НАТО. 11-12 июня 1998 года в Брюсселе  прошли заседания Североатлантического  совета и Совместного постоянного  совета (СПС) Россия - НАТО на уровне  министров обороны. Одновременно  в Калининграде находился с  визитом советник информационного  отдела НАТО Джон Лаф.

24 марта 1999 года в связи с началом  военной операции (агрессии) НАТО  против Югославии отношения России  с НАТО фактически заморожены. Отозван главный военный представитель  РФ при НАТО, отложен вопрос  об открытии миссии НАТО в  Москве. Пересматривается отношение  России к Основополагающему акту  Россия - НАТО. Россия не приняла  участия в юбилейном саммите  НАТО в Вашингтоне (апрель 1999 года). Министерство обороны РФ приняло  решение об отзыве всех российских  военнослужащих, проходящих обучение  в военных учебных заведениях  стран НАТО, а также на краткосрочных  курсах в военных заведениях  стран НАТО.

26 марта 1999 года МИД РФ предложил покинуть  в 24 часа Москву представителю  бюро по контактам НАТО в  Москве Алексею Шахтахтинскому (дипломат, Франция) и советнику НАТО по вопросам информации Манфреду Дилю (полковник генштаба ВС ФРГ).

Отношения Североатлантического блока с Москвой вновь начали улучшаться летом-осенью 2001 года. В это время Владимир Путин призвал "уйти от деструктивного характера в отношениях России и НАТО" и высказался за развитие и углубление отношений России и НАТО. По его словам, предложение генсека НАТО Джорджа Робертсона о создании органа, который будет рассматривать возможность углубления сотрудничества альянса с Россией, "изменит характер отношений между Россией и НАТО".

После терактов 11 сентября некоторые эксперты высказывали предположения, что в отношениях между Россией и НАТО наступит потепление, так как США нуждаются в помощи России. Тогда же заговорили, что Россия может вступить в НАТО уже в обозримом будущем. Позиции России по вопросу о расширении НАТО все же остались без изменений: если такое расширенме произойдет, то никто не будет чувствовать себя в большей безопасности после таких трагических событий, как теракты в США

 

2. Россия, США, НАТО и Евросоюз: Изменение  стратегического курса или временная  конъюнктура

 

Эффект расширения НАТО и Европейского союза за последние годы для России высветил четыре момента, которые стали очевидны всем, в том числе и самым рьяным нашим союзникам "союза" с Западом. Во-первых, Россию не ждут ни в НАТО, ни в ЕС. Третья волна расширения НАТО в будущем возможна за счет Грузии, Украины, Молдавии, Азербайджана. В обозримой перспективе вакантного места для России в НАТО не предвидится.

Во-вторых, если говорить о ЕС то он и так не может "переварить" вновь принятые маленькие страны, что уж говорить о гиганте, каким является Россия. Возможно, что к 2008 году в Евросоюз будут приняты Румыния и Болгария, а в последующем страны Балканского полуострова и может быть решена судьба Турции. В-третьих, ни американцы, ни европейцы не желают видеть Россию в военных и политических организациях. Из этого следует один вывод: Россия может быть партнером ЕС, НАТО и США только в качестве самостоятельного и самодостаточного государства, находящегося на Евроазиатском континенте, но не входящего ни в НАТО, ни в ЕС. В-четвертых, следует признать, что в России геополитический центр нефтегазовой, а следовательно экономический, финансовый центр жизни страны переместился в сибирско-дальневосточную часть. Это означает, что приоритетные на ближайшие десятилетия стратегические интересы России должны быть складывающие отношения на Востоке, а не Западе.

Таким образом, можно предположить, что границы ЕС на Востоке будут совпадать с географическими границами России, Украины и Белоруссии, а Евросоюз не станет открытым сообществом, входным билетом в который может быть приверженность определенной системе ценностей.

При этом стратегическими интересами России могут быть развитие партнерских, взаимовыгодных экономических отношений с Европейским союзом, при активном участии в программах коллективной европейской безопасности, международной стабильности. Следует признать, что "морковка" открытых дверей Европейского союза как постоянного элемента европейской философия для России практически недостижима, и акцент во внешне политической и внешнеэкономической деятельности следует перенести на дальнейшее расширение союзнических отношений со странами СНГ, развитие двусторонних отношений с ведущими странами Европы, а не с Евросоюзом в целом.

В этой связи, видимо, России следует пересмотреть и политику в СНГ. Национальные интересы требуют поддержки в большей части ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстана), а не упрашивать Украину в рамках "Единого экономического пространства". Что касается военных баз России, то Россия и впредь будет стремиться оставить свои военные базы на Украине и Южном Кавказе, что связано с усилением угроз терроризма с южных рубежей, и в качестве какого-то "противовеса" дальнейшему расширению НАТО, а также защите своих национальных экономических интересов. Эти интересы, в том числе, связаны с прокладкой нефте- и газопроводов на Восток и к Персидскому заливу. Кроме того, следует ожидать усиления российских военных баз и военных объектов России на территориях стран Средней Азии.

Россия была и будет ключевым действующим лицом в Азии, где сегодня возникают главные угрозы безопасности. Без России невозможно иметь дело с многочисленными очагами напряженности на этом континенте - от Ближнего Востока до Корейского полуострова. Этот вывод надо признавать, но его не стоит неправильно интрепетировать", - говорит Сергей Рогов в статье "Россия и НАТО. Новые сферы взаимодействия, опубликованной в "Красной звезде".

В экономике Российские интересы делятся пополам между ЕС и СНГ. Половину объема международного торгового оборота России приходится на долю ЕС. ЕС и входящие в него государства представляют собой наиболее важный источник прямых иностранных инвестиций в России.

Каковы предполагаемые конечные цели расширения НАТО и трансформации ВС США? Первая - использование благоприятной для США военно-политической ситуации, появившейся в ходе антитеррористической операции для всестороннего укрепления отношений со странами Центрально Азиатского региона. Вторая - создание условий, при которых другие центры силы (Россия и Китай), не смогли бы контролировать и направлять процессы в Средней и Центральной Азии в ущерб США. Третья - получив, не без согласия России, территории для размещения своих военных баз на территориях государств Средней Азии "для создания антиталибской коалиции", расширить и модернизировать военные базы и получить дополнительные военные объекты в регионе. Четвертая – обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо-энергетическим ресурсам Центральной Азии и создать ситуацию "защиты энергетических интересов" американских нефтяных корпораций в Каспийском регионе, и противодействовать России и СНГ в прокладке нефтепровода Каспий-Иран-Персидский залив. Пятая – открыть рынки Центральной и Средней Азии для американских инвестиций, товаров и услуг, стимулировать структурные экономические реформы. Последняя цель, более глубокая, учитывая быстрой рост военного могущества КНР, - стать фактически "среднеазиатской военной силой", что значительно раздражает Китай, в связи с военным присутствием США с Центральной Азии.

В целом, после второй волны расширения НАТО "приобрело" около 200000 военнослужащих регулярных вооруженных сил (по данным статьи " У наших границ", опубликованной 1 апреля 2004 года в "Красной звезде", порядка 60 бригад разной степени готовности). Наибольший войсковой добавок дала Румыния - порядка 100 000 военнослужащих, меньше всех самая маленькая часть во всех отношениях – Латвия (4800 солдат и офицеров). В ходе расширения НАТО и передислокации ВС США, кардинально изменилась вся сложившаяся в Европе после второй мировой войны военно-политическая система.

В стратегическом плане расширение НАТО увеличивает возможности оперативных группировок Сухопутных войск, ВВС и ВМС альянса на широком фронте от моря и до моря, а в связи с этим меняются и нарезки границ сухопутных и морских театров военных действий. Ранее занимаемая странами Варшавского договора зона, превращается в зону передовых рубежей блока НАТО. Самый главный вывод, который можно сделать, оценивая эффект расширения НАТО и трансформацию ВС США, это то, что в рамках альянса появляются неконтролируемая с точки зрения ДОВСЕ "серая зона".

В целом, с изменением стратегических интересов ЕС, НАТО, США, России, СНГ, ОДКБ меняются и отношения между союзниками и партнерами, и отношения между отдельными государствами и межгосударственными объединениями. В этих процессах нет ничего неожиданного, внезапного. Изменению отношений предшествует длительная череда консультаций, согласований, переговоров; подписание, как отдельных документов, так и блоков документов. По многим параметрам находятся компромиссы и взаимоприемлемые варианты тех или иных спорных проблем и вопросов. По вопросам, которые не решаются в двусторонних переговорах, находятся приемлемые варианты при многосторонних консультациях. Если оценивать изменение отношений в совокупности, то можно сделать вывод, что по большинству проблем между Россией и ЕС, между Россией и НАТО, между НАТО и СНГ имеется больше общности, чем различий.

 

 

3. Перспективы отношений России  и НАТО

 

Выбор, сделанный Российской Федерацией в пользу сотрудничества с Североатлантическим альянсом, оказался правильным. Это способствовало укреплению международных позиций России, которая получила дополнительные возможности для решения национальных задач.

В результате за короткий срок сделан крупный шаг от былой конфронтации к взаимодействию, от взаимных обвинений – к формированию современных институтов сотрудничества, таких как Совет Россия – НАТО.

Отмечено, что в рамках этой структуры России удалось сосредоточить работу с альянсом на тех направлениях, которые отвечают долгосрочным интересам как Российской Федерации, так и стран – членов НАТО: это, прежде всего, борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нераспространение оружия массового уничтожения.

Позитивно оценена практика откровенного обсуждения проблем урегулирования кризисных ситуаций, проведения совместных учений. Особое внимание уделено углублению сотрудничества в таких областях, как военная и военно-техническая деятельность, оперативная совместимость войск (сил), совместное участие в ликвидации техногенных катастроф, стихийных бедствий.

По проблеме расширения НАТО Российская Федерации по-прежнему исходит в своих оценках этого процесса из того, что географическое расширение Североатлантического союза не имеет аргументированного обоснования.

Из возможных новых направлений дальнейшего российско-натовского взаимодействия можно отметить налаживание прямых рабочих контактов между НАТО и таким интеграционным объединением с участием стран СНГ как Организация Договора о коллективной безопасности.

Обращено внимание на то, что, развивая отношения с НАТО, Российская сторона должна учитывать, что Североатлантический союз переживает период трансформации, связанный с серьезной внутренней дискуссией между его членами по поводу моделей и перспектив возможных преобразований.

Можно констатировать, что Россия и НАТО определили четыре наиболее важные направления сотрудничества. Это борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, проведение совместных миротворческих операций, сдерживание наращивания обычных вооруженных сил и вооружений в Европе. Достигнут заметный прогресс в реализации ряда крупных проектов. В частности, проекта по созданию противоракетной обороны театра военных действий. Эксперты регулярно обмениваются информацией в таких важных областях, как ядерная безопасность, контроль за нераспространением ядерного, химического и бактериологического оружия, а также средств его доставки. Расширяется сотрудничество по линии чрезвычайного гражданского планирования, по вопросам реформирования вооруженных сил, делового партнерства в военно-технической сфере. В повестке дня - достижение оперативной совместимости силовых потенциалов России и НАТО.

Но остаются и нерешенные проблемы. С расширением НАТО его военная структура приблизилась к российским границам. Это не может не настораживать нас. Следует предпринять меры для ненаращивания военного потенциала в странах Балтии. Это шло бы вразрез со взаимными обязательствами сторон.

Президент США Дж. Буш и президент России В. Путин были одними из первых мировых лидеров, которые осознали, что терроризм и распространение оружия массового поражения представляют угрозу для всех цивилизованных стран. Недавние теракты в Стамбуле, Мадриде, Москве, Узбекистане и других местах напоминают нам о том, что глобальный терроризм в равной степени угрожает как членам НАТО, так и партнерам Альянса.

Общая борьба с терроризмом - самая приоритетная задача Совета НАТО-Европа, а Россия - один из важнейших партнеров НАТО в этой борьбе. Наш Совет уже завершил работу над оценкой трех общих угроз: сеть "Аль-Каида", уязвимость гражданских самолетов и влияние исламских экстремистских группировок в Средней Азии. Проведя обсуждение национальных стратегий борьбы с терроризмом, НАТО и Россия определили слабые места в наших законах, направленных на борьбу с терроризмом.

Информация о работе Россия как партнер НАТО