Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 00:14, реферат
Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой" и интервенцией начала XVIII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. Огромные ресурсы государство направляло на нужды обо-роны, в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.
1.Введение.
1.1 Россия накануне петровских реформ.
2. Северная война. Военные реформы.
3. Государственные преобразования Петра I.
4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I
5. Реформы в области культуры.
6.Церковная реформа.
7. Итоги реформ.
8. Работа над понятиями.
5. Реформы в области культуры.
С той же
решительностью, с какой Петр
брался, например, за реформирование
армии, он приступил и к
По инициативе Петра снаряжались географические
экспедиции, чьи труды обогащали мировую
науку новыми знаниями. Царь принимал
личное участие в подготовке исторических
сочинений ("История Свейской войны").
Им неоднократно издавались распоряжения,
обязывающие власти разыскивать и охранять
памятники прошлого.
С 1700 г. в России был введен Юлианский
календарь. Новый год отныне начинался
с 1 января, а не с 1 сентября, как прежде.
Летосчисление теперь велось от Рождества
Христова, а не от сотворения мира. Петр
последовательно стремился перестроить
на началах "регулярства", согласно
европейским стандартам, самый быт населения,
его образ жизни. Внешний облик подданных,
одежда, жилище - все оказалось в поле зрения
преобразователя. Мужчинам вменялось
в обязанность брить бороды. Специальные
правительственные меры предписывали
населению носить костюмы европейского
покроя, внедряли в обиход принятые на
Западе формы развлечений (ассамблеи)
и пр. "Регулярный" облик Петр мечтал
придать и русским городам.
Воплощением этой мечты царя стала новая
столица страны - Санкт-Петербург. В целом
петровские реформы главным образом изменили
быт высших слоев общества, прежде всего
дворян. Со времени петровских реформ
Россия как бы раскололась на два мира,
две "цивилизации" - "цивилизацию"
вестернизированных верхов (сплошь и рядом
склонных к некритическому восприятию
западного опыта, игнорированию национальной
традиции) и едва затронутую новыми веяниями
"цивилизацию" низов, прежде всего
крестьянства. Взаимное отчуждение, противостояние
этих двух культур обостряло социальные
антагонизмы в русском обществе и, наложив
сильный отпечаток на его последующее
развитие, явилось в начале XX в. одним из
факторов, способствовавших крушению
созданной Петром I Российской империи.
6.ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано,
для управления церковью был создан "Святейший
правительствующий Синод", или Духовная
коллегия, также подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию
самостоятельной политической роли церкви.
Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического
аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило
контроль за доходами церкви и систематически
изымалась значительная их часть на нужды
казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство
церковной иерархии и черного духовенства
и явились одной из главных причин их участия
во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся
в создании коллегиального (синодального)
управления русской церковью. Уничтожение
патриаршества отражало стремление Петра
ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени "княжескую"
систему церковной власти. Объявив себя
фактически главой церкви, Петр уничтожил
ее автономию. Более того, он широко использовал
институты церкви для проведения полицейской
политики. Подданные, под страхом крупных
штрафов, были обязаны посещать церковь
и каяться на исповеди священнику в своих
грехах. Священник, также согласно закону,
был обязан доносить властям обо всем
противозаконном, ставшим известным на
исповеди. Превращение церкви в бюрократическую
контору, стоящую на охране интересов
самодержавия, обслуживающую его запросы,
означало уничтожение для народа духовной
альтернативы режиму и идеям, идущим от
государства. Церковь стала послушным
орудием власти и тем самым во многом потеряла
уважение народа, впоследствии так равнодушно
смотревшего и на ее гибель под обломками
самодержавия, и на разрушение ее храмов.
7.
Итоги реформ
Главным итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России режима
абсолютизма, венцом которого стало изменение
в 1721 г. титула российского монарха - Петр
объявил себя императором, а страна стала
называться Российской Империей. Таким
образом, было оформлено то, к чему шел
Петр все годы своего царствования - создание
государства со стройной системой управления,
сильной армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство не было связано ничем и могло
пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей.
Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России
трудно переоценить. В результате преобразований
было создано мощное промышленное производство,
сильная армия и флот, что позволило России
добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию,
сократить отставание от передовых стран
Европы и превратиться в великую державу
мира. Однако форсированная модернизация
и заимствование технологий осуществлялись
за счет резкого усиления архаичных форм
эксплуатации народа, оплатившего крайне
высокой ценой положительные результаты
реформ. Реформы в области культуры и быта,
с одной стороны, создавали условия для
развития науки, просвещения, литературы
и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное
перенесение многих европейских культурных
и бытовых стереотипов препятствовало
полноценному развитию культуры, основанной
на национальных традициях. Главное же
заключалось в том, что дворянство, воспринимая
ценности европейской культуры, резко
обособлялось от национальной традиции
и ее хранителя - русского народа, чья привязанность
к традиционным ценностям и институтам
нарастала по мере модернизации страны.
Это вызвало глубочайший социокультурный
раскол общества, во многом предопределивший
глубину противоречий и силу социальных
потрясений начала ХХ в.
8.Работа над понятиями.
Местничество - система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.
Потешные - военные отряды, созданные в нач. 80-х гг. 17 в. в России для "потех" царевича Петра. В "П." набирались дети и молодые люди из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев. Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь рян.
Сенат - Сенат руководил работой администрации, выполнял законосовещательные функции при монархе и выступал в роли верховной судебной инстанции.
монарх - единовластный правитель.
Дворянство - привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе.
Синод - высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви.
9.Исторические деятели.
Пётр I Вели́кий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года)
Ната́лья Кири́лловна Нары́шкина (22 августа (1 сентября) 1651 — 25 января (4 февраля) 1694) — русская царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I.
Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской и была шестым ребенком и четвёртой дочерью среди шестнадцати детей Алексея Михайловича.
Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, императрицы Российской империи
А́нна Ива́новна Монс, 26 января 1672 или 1675, Москва — 15 августа 1714, там же) — фаворитка Петра I в течение более десяти лет (с 1691 или 1692 года)[2] до 1704 года.