Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:13, контрольная работа
Экономика России конца XIX - начала XX веков характеризовалась периодами подъема и спада, в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Включившись в мировой цикл капиталистического производства, Россия пережила вместе с другими странами экономические кризисы 70-80-х годов, длительные депрессии второй половины 80-х годов, и крутой промышленный подъём 1893 - 1899-х гг.
1. Россия в начале ХХ века: экономика, политика………………………..3
2. Начало Великой Отечественной войны………………………………...14
3. Реформы Б. Ельцина…………………………………………………..…
Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.
Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).
Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелии.
В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. — более 55 тысяч человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.
В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.
Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.
Советское правительство
проявляло большую заботу о создании
материально-бытовых условий
Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.
Братская дружба советских
народов проявилась в ходе эвакуации,
в трудоустройстве
В результате эвакуации
миллионы советских людей были спасены
от физического истребления
Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз — летом и осенью 1941 г., второй раз — летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.
Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.
Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".
Двенадцатого (12) юня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым президентом РСФСР .
Поэтапная конституционная реформа включала и еще один блок — становление местного самоуправления. Историю реформы местного самоуправления также породила эпоха правления президента Ельцина Б.Н. Лозунг «Берите суверенитета сколько хотите» породил перекос в федеративных отношениях, создав неуправляемую ситуацию регионами со стороны ослабленного федерального центра, а со стороны регионов – такую же ситуацию с местным самоуправлением. Последнее рассматривалось федеральным центром (исполнительная власть) как противовес в борьбе с губернаторами.
В 1993 г. указами Президента РФ Б.Н. Ельцина (Указ от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", Указ Президента N 1617 от 09.10.93 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления") устанавливалось, что главами местного самоуправления являются ранее назначенные (избранные) главы местных администраций.
Необходимо отметить, что у первого Президента к самой идее местного самоуправления было сложное отношение. С одной стороны, он уяснил себе еще с конца 80-хгодов, что это — один из атрибутов демократического устройства власти, что местное самоуправление — из ряда категорий, которые присутствуют в демократическом лексиконе наряду с такими, как «плюрализм», «права человека», «разделение властей», «правовое государство», «независимое правосудие» и т.п. С другой стороны, Президент видел, что местное самоуправление вызывает аллергию у многих руководителей субъектов Федерации, искренне не понимавших, как «более мелкие» органы, находящиеся на «ИХ» территории, вдруг могут в чем-то им не подчиняться.
И все-таки в конце
лета 1995 года Президент подписал Закон
«Об общих принципах
После событий 1993 года основные усилия Президента, связанные с проблемами местного самоуправления, были направлены главным образом на организационную и политическую помощь этой новой системе. Прежде всего требовалось создать представительные органы местного самоуправления взамен упраздненных местных Советов, а затем провести и выборы глав местного самоуправления, поскольку большинство руководителей местных администраций были лицами назначенными. Несмотря на все соблазны сохранить принцип назначаемости, что, как казалось, помогло бы обеспечить более эффективное проведение реформ, Ельцин все же пошел на его постепенную ликвидацию.
Это, кстати, было еще одним подтверждением стратегического выбора Президента, перед которым реально стояла альтернатива: либо временно отказаться от полномасштабного введения демократических институтов, либо, введя эти институты, последовательно отстаивать их незыблемость. Ельцин выбрал второй путь. Хорошо это для России или нет — не ответит никто, поскольку здесь невозможен «чистый эксперимент». Мы можем лишь предположить, что выбор первого пути завел бы всю идею модернизации России в тупик. Экономические реформы, наверное, поначалу действительно пошли бы быстрее. Но одновременно логика авторитаризма быстро ликвидировала бы прилагательное «просвещенный», в окружении Президента неизбежно победили бы политики, которым «права человека» и прочая «демократическая дребедень» даже формально стали бы мешать. И уж такое окружение постаралось бы сделать все, чтобы «век авторитаризма» длился нескончаемо.
Б.Ельцин избрал второй,
более тернистый и даже неблагодарный
путь к демократии. Подписывая указы,
вводившие или укреплявшие
Закон 1995 года нельзя назвать
идеальным. Больше всего ему не хватает
норм, которые могли бы обеспечить
один из главных отличительных
И все же Закон об общих принципах сыграл положительную роль в формировании каркаса местного самоуправления. Он защитил новый институт от попыток фактической советизации местной власти, от восстановления стержня прежней системы — принципа «демократического централизма».
25 мая 1997 года президент РФ Борис Ельцин издал указ, который назывался «О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации». Этот указ определял согласованное проведение реформы местного самоуправления и направлял его дальнейшее развитие. Первым пунктом этого указа было образовать Совет по местному самоуправлению в РФ, а вторым – утвердить положение о нем и его состав. Заседания Совета проводил непосредственно президент РФ. Одной из главных заслуг ельцинского Совета по местному самоуправлению было то, что члены совета «пробили» решение вопроса о финансовом обеспечении работы местного самоуправления.
В первом варианте закона об основах местного самоуправления в РФ, который был принят в 1993 году, очень не хватало пункта о финансовом обеспечении прав местного самоуправления, а Госдума этот момент игнорировала.
И вот участники Совета по местному самоуправлению, попросили Ельцина подписать указ о финансовых основах местного самоуправления. Минуя волокиту в Госдуме и в Совете Федерации, Борис Николаевич подписал такой указ. Эта норма, которая была заложена в указе президента, позволила двинуть развитие местного самоуправление в регионах страны. В указе Ельцина было прописано, кому и на каких уровнях сколько оставлять налогов – это было самое главное. И первое, что было сделано, появились конкретные цифры – например, муниципальному уровню предназначалось 70 процентов от всех собранных на его территории налогов, субъекту Федерации – 10 процентов и 20 процентов – Федерации.
С уходом Бориса Ельцина с поста президента, тот Совет по местному самоуправлению перестал работать, и никакой подобной структуры не было создано.
В памяти истории он останется человеком, который, воспользовавшись исторической волной, горбачевской гласностью, развернул Россию на 180 градусов. Если бы не энергия Ельцина, Россия могла бы пребывать в коммунизме еще 20 лет. А ведь система начала рушиться еще при Брежневе. В этом отношении заслуга Ельцина неоценима.
Список литературы.