Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:20, лекция
С завершением основных сражений на фронтах гражданской войны предпринимаются первые попытки восстановления народного хозяйства. С начала 1920 г. возникают Трудовые армии, которые становятся новой формой милитаризации труда. Перевод рабочих и служащих на положение мобилизо-ванных, имевший место в 1918-1919 гг., дополняется использованием в экономике Красной Армии, ко-торая участвует в восстановлении транспорта, добыче топлива, погрузочно-разгрузочных работах и других мероприятиях.
Государственный нажим на РПЦ продолжал усиливаться. 20 января 1918 г. Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Проект декрета, который официально назывался "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", готовился специальной комисси-ей, в составе которой были А. В. Луначарский, П. И. Стучка, П. А. Красиков, М. А. Рейснер и М. В. Галкин. Подписанный В. И. Лениным и рядом наркомов, декрет объявлял народным достоянием все имущество церковных и религиозных обществ и лишал их права на преимущества и субсидии от госу-дарства. Церковь теряла права юридического лица. Все здания и предметы, предназначенные специаль-но для богослужебных целей, отдавались по особым постановлениям местной или центральной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Декрет устранял любое вмешательст-во духовенства в школьную жизнь. Преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях за-прещалось. Одновременно декрет, развивая положение Декларации прав народов России, провозгласившей свободу вероисповеданий, объявлял о свободе совести: граждане могли исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось издавать какие-либо местные законы, кото-рые устанавливали бы преимущества и привилегии одного вероисповедания перед другим. В декрете, однако, содержалось указание на то, что свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, "поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики". Местным властям давалось право "принимать все необхо-димые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности". Таким образом, декрет завершал серию государственных мероприятий по, вопросу отделения церкви от государства. Не удивительно, что в среде священнослужителей он был встречен резко отрицательно.
На местах реализация декрета также встретила существенные трудности. Крестьянство выступи-ло против насильственного "обмирщения" своего традиционного уклада жизни, против ломки незыбле-мых, как ему казалось, освященных православными канонами устоев.
Во исполнение декрета от 20 января 1918 г. у церкви начинают отбирать храмы и монастыри. Эксперт Наркомюста М. В. Галкин, бывший священник и один из авторов проекта декрета, побывав в конце 1918 г. в Новоладожском уезде Петроградской губернии, сделал заключение, что "монастыри благоденствуют по-прежнему. Так, например, в Зеленецком монастыре 28 монахов владеют 42 корова-ми". Вывод Галкина был категоричным: "Необходимо, не разрушая прекрасно поставленной молочной монастырской фермы, выселить из Зеленецкого монастыря монахов и устроить здесь санаторию или для детей петроградского пролетариата, или же для туберкулезных больных".
В развернувшейся
гражданской войне РПЦ
Стремился избегать вовлеченности в политические события и патриарх Тихон. Весной 1918 г. перед отъездом на юг к Деникину его посетил известный церковный деятель князь Г. И. Трубецкой. Ти-хон дал понять, что отказывает в благословении войскам Добровольческой армии так же, как и отдель-ным участникам белого движения. В своем послании от 8 октября 1919 г. патриарх запрещал духовен-ству становиться на сторону белых и публично их поддерживать. В тот момент это обстоятельство сильно беспокоило вождей контрреволюции.
Серьезным потрясением для Церкви стало повсеместное вскрытие мощей, с особой силой раз-вернувшееся в 1919 г. Специальное постановление по этому поводу было издано Наркоматом юстиции в феврале 1919 г. Вскрытия производили особые комиссии в присутствии священнослужителей. В ходе операции составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи не сохрани-лись в целостном виде, это обстоятельство использовалось для атеистической пропаганды и выдавалось за сознательный обман и подделку. Всего до осени 1920 г. было проведено 63 публичных вскрытия. Эти акции продолжались и в последующие годы.
Попытки верующих и духовенства оказывать сопротивление властям заканчивались, как прави-ло, арестами, судами и высылками. Общее количество "погибших за Церковь" в годы гражданской вой-ны составило около 12 тыс. мирян, несколько тысяч человек приходского духовенства и монашествующих, а также 28 архиереев (высшего духовенства в РПЦ).