Россия при первых Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основной целью представленной работы является изучение истории Российского государства в период правления первых Романовых (17 век).
Задачами представленной работы являются:
Характеристика основных социально-экономических и политических процессов,
Изучение социальных движений 17 века,
Рассмотрение основных направлений внешней политики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные социально-экономические и политические процессы (формирование единого всероссийского рынка, завершение юридического закрепощения крестьянства, эволюция политической системы)………………………….4
2. Социальные движения 17 века: городские восстания, церковный раскол, крестьянская война Ст. Разина………………………………………………….11
3. Основные направления внешней политики. Воссоединение Украины с Россией……………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ В 17 ВЕКЕ - 581.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

      Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение в падении значения Боярской думы и Земского собора. После 1653 г. Земские соборы созывались уже эпизодически и к концу XVII века прекратили свое существование. Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Во второй половине XVII века был создан приказ Тайных дел с широкими полномочиями. Он подчинялся царю и должен был обеспечить слаженность работы бюрократического механизма самодержавной власти. Приказ Тайных дел ведал политическим сыском, расследовал дела о злоупотреблениях властью, волоките, казнокрадстве и т.д., через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих. На местах вместо выборных земских органов власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.

      В России формировался абсолютизм. Но, в  отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Своеобразным кодексом феодального права стало "Соборное уложение", принятое в 1649 г. Уложение определило взаимоотношения власти и общества на основе светских законов. Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалось местное самоуправление (только у государственных крестьян действовали выборные органы управления), вводилась власть воевод. Новые законы ограничили права церкви. То, что уже принадлежало церкви, признавалось за ней, вновь же приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это Уложение делало общество более светским, так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

      Соборное  уложение навечно закрепило крестьян, работающих на частных землях, за их собственниками. Юридическое оформление крепостного права проявилось в том, что вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владениям в Юрьев день. Крепостнические отношения распространялись теперь на государственных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины, и они также подлежали бессрочному сыску. Жителям городских посадов, прикрепленным к общинам, запрещались переходы из одной общины в другую. Таким образом, социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена.

      Центральная власть добивалась, чтобы в государстве  делалось все в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. Так, выступление против церкви каралось сожжением на костре, заговор против царя - смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. В целом "Соборное уложение" стояло на защите интересов самодержавной монархии, господствующего класса феодалов, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.  
 
 
 
 
 
 

2. Социальные движения 17 века: городские восстания,  церковный

  раскол, крестьянская война Ст. Разина 

      Усиление  централизации, крепостничества, налогового бремени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Российский XVII век был назван современниками «бунташным».

      В середине столетия произошли две  крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.

      Историю городских восстаний открывает  Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И. Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

      В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и «иноземного строя» полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены.

      Кульминацией  народных выступлений в XVII в. стало  восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т. Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением3.

      Степан  Тимофеевич Разин пользовался большим авторитетом. В 1667 г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного острова флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства по отношению к казакам. В начале октября Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников-бояр». Очередной поход казаков по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. - тысячный отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и Астрахани казачье управление, Разин двинулся а север — Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию — в августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям.

      Кризис  социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668 1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен.

      Трудно  оценить реальное значение народных восстаний для дальнейшего развития страны в XVII в. По-видимому, они отчасти играли роль какого-то ограничителя эксплуатации и злоупотреблений властей, но в целом – еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.

      Крупнейшим  мероприятием в годы царствования Алексея  было проведение церковной реформы. Формально речь шла об исправлении богослужебных книг и унификации церковных обрядов, а фактически – о необходимости упорядочения и централизации церковной (а шире – и всей духовной) жизни вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

      Стремясь  превратить русскую церковь в  центр мирового православия, патриарх Никон (1652 – 1658 гг.) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на «чистоте» только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум. 
Никон, сын крестьянина, совершил головокружительную карьеру от священника до патриарха с титулом «великого государя», которым стал в 1652 г. Сразу же он начал энергичную реформаторскую деятельность, поддержанную царем Алексеем.

      Государственный интерес к реформе складывался  из внешнеполитических задач (объединение православных церквей облегчило бы воссоединение Украины с Россией), а также внутренних потребностей дворянского государства (ограничение могущества Церкви). Однако Никон в процессе реформы надеялся вернуть Церкви утраченные позиции. Новый патриарх подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской. Став соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. Отношения между ним и царем настолько обострились, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь поспешно принял его отставку. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а тем самым и главенство светской власти над духовной. После этого главным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович. Церковный собор 1666 – 1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей.

      Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводилось к тому, как указывалось выше, по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца и т.д.

      Раскол  стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Только в 1675 – 1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек.

      Таким образом, церковная реформа и  раскол явились крупным социальным и духовным переворотом. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.

3. Основные направления  внешней политики.

Воссоединение Украины с Россией 

      Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в практическую плоскость4.

      Западное  направления. В 30-ые годы московское правительство готовилось к войне с Польшей, за возвращение потерянных во время интервенции земель. Принципиальное решение по этому вопросу было принято Земским собором 1622 года. Смоленская война 1632-1634 годов стала первой неудачной попыткой вернуть Смоленск. В апреле 1632 года русское войско под командованием воевод Б. Шеина и А. Измайлова начало осаду Смоленска. Она оказалась тяжёлой, затяжной (8 месяцев) и безуспешной. В русском стане начались брожения. Ситуация осложнялась известиями о набеге крымцев на Русь. Тем временем польский король Владислав IV организовал поход на выручку осаждённому Смоленску. Это привело к окружению русских войск под Смоленском и отходу их от города. В итоге в июне 1634 года был заключён Полянский мир, по условиям которого Польша сохраняла захваченные русские земли, а Владислав IV отказывался от претензий на русский престол. Основные причины поражения России в Смоленской войне: медлительность и бездарность воевод и военная слабость стрелецкого войска (после этого поражения создаются полки «нового строя»).

Информация о работе Россия при первых Романовых