Русская культура начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Эволюция российской культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век — время духовного ренессанса.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................2
1 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА............................................................4
1.1 Символизм в литературе на рубеже веков................................................4
1.2 Другие течения в литературе начала XX века..........................................8
2 ЖИВОПИСЬ НАЧАЛА XX ВЕКА: СЛОЖНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ.................................................................................................12
3 АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА:МОДЕРНИЗМ И НЕОКЛАССИЦИЗМ.............................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................21

Вложенные файлы: 1 файл

культура xx века.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

«Несчастье  культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом  круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...

Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры».

Время и  пренебрежение потомков привели  к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в.

История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный  вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так  же как и русские по происхождению  деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.

Русская культура формировалась и развивается  сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1. Есин А.Б.  Литературоведение. Культурология.  Избранные труды. – М.: Флинта, 2008. – 253 с.

2. Зуев М.Н.  История России 2т. – М.: Новая волна, 2002. – 512с.

3. Гуревич П.С. Культурология.  – М.: Гардарики, 2003. – 385с.

4. Каверин  Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М., Юриспруденция, 2001г. – 366 с.

5. Кармин  А.С. Культурология. – СПб.: Омега-Л, 2010. – 336 с.

6. Марков  А.Н. Культурология. – М.: Инфра-М, 2009. – 309 с.

7. Малюга  Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М,  2008. – 298 с.

8. Мамонтов С.П. Основы культурологии.  – М.: Олимп, 2007. – 610 с.

9. Мареева  Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен, 2002 г. – 388 с.

10. Радугин  А.А. Культорология – М.: ЮНИТИ, 2008. – 585 с.

11. Радугин  А.А. Хрестоматия по культурологии.  – М.: ЮНИТИ, 2003. – 649 с.

12. Ревская  Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М.: Альфа, 2010 г. – 425 с.

13. Розин  В.М. Культурология. – М.: Форум-Инфра  М, 2006. – 496 с.

14. Солонина  Ю.Н. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 530 с.

15. Флиер  А.Я. Культурология для культурологов.  – М.: Академический проект, 2010. – 439 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская культура начала XX века