Русская культура 14 -15 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Развитие основных литературных жанров (жития, хождения, повести)
Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

Содержание

Русская культура XIII - XV вв.
1. Развитие основных литературных жанров (жития, хождения,
повести)…………………………………………………………………3
2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия
Логофета………………………………………………………………….5
3. Публицистика второй половины XV в………………………………11
4. Рассвет живописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий и его
сыновья………………………………………………………………….13
5. Развитие каменного церковного и светского зодчества……………15
6. Быт и нравы. Литература………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

История Вариант 10.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

В несколько ином аспекте (анализируются принципы, на которых  должны строиться отношения государя с подданными) проблему «самовластья»  рассматривал Иван Семенович Пересветов (Большая и Малая челобитные, Сказание о Магмете-Салтане и др.).

 

В последнем из названных  произведений поднималась еще одна острая проблема: что важнее для  человека и государства - точное соблюдение обряда или истинная вера. Иван Пересветов критикует также сложившуюся систему отношений государя к своим подданным, одновременно настаивая на необходимости сильной власти.

Распространение источников публицистической направленности непосредственно  связано с событиями Смутного времени.

По форме такие произведения близки к традиционным жанрам духовной литературы: это Видения (например, Повесть о видении некоему  мужу духовну протопопа Терентия, Видения в Нижнем Новгороде и Владимире, Видение у Устюге и др.), Послания (скажем, Новая повесть о преславном Росийском царстве), Плачи (Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства). В этих небольших по объему произведениях авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, найти выход из создавшегося положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассвет  живописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:- развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;- начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона "Троица", написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие  каменного церковного и светского  зодчества

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) - продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Быт и  нравы. Литература

Бытовые условия жизни  русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс деревянных срубов, среди которых  встречались "белые избы", в  которых стояли печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в  богатых домах - слюдой. Помещение  освещалось лучиной или масляными  светильниками.

Питались на Руси XIII-XV вв. хлебом и различными мучными изделиями, крупами (гречневой, овсяной, пшенной). Употребляли разнообразные овощи: репу, морковь, капусту, огурцы, свеклу, лук. Наряду с мясом (бараниной и  говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин  носил домотканое платье, а знать - бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные  сапоги.

С конца XIII в. началось возрождение  ремесленного производства, прежде всего  обработки металла. Высокого искусства  достигли кузнецы, изготовлявшие и  богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. - кованые пушки. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева. Представление  о ней дают археологические находки  в Новгороде, в почве которого дерево не гниет.

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная  из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более  быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении  письменности.

По-прежнему самыми важными  произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей  отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания  оставались единство русской земли  и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала  и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово  о погибели Русской земли" и "Повесть  о разорении Рязани Батыем", в  состав которой вошло сказание о  Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в  конце XIII в. "Слово о погибели Русской  земли".

Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом  поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано  много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели  не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие  Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии".

Сохранился в русской  литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое  значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего  в Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X - XVII веков: эпохи и стили.- Л., 1973. (и др. издания)

2. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв.- М.:1984.

3. Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. -М.: 1997. - 442 с.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: ЭКСМО - Пресс. 2001. - 1024 с.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / с. Ф. Платонов. - СПб.: Кристалл, 2001.- 839 с.

6. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. -М.: 1996.

7. Забелин И.Е. История города Москвы. -М.: 1996.

8. Фабрициус М.П. Кремль в Москве. -М.: 1996.

 


Информация о работе Русская культура 14 -15 века