Русская культура 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

18 век – время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадия: превращение в науку;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ --------------------------------------------------------------------4
1.1. Просвещение и наука ------------------------------------------------------------------4
1.2. Литература. Театр ---------------------------------------------------------------------- 8
1.3. Трансформация придворного быта-------------------------------------------------10
1.4 Живопись и архитектура --------------------------------------------------------------12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------------------17

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

В соотношении литературных жанров наблюдались те же процессы. Наряду с религиозно-церковной мистикой и средневековой схоластикой, панегириками и кантонами зарождался русский классицизм. Видное место в литературе занимают теперь публицистические ораторские произведения. Известнейшими среди них являются творения Феофана Прокоповича («Слова и речи», «Первое учение отрокам», трагикомедия «Владимир», «Епиникион» и др.). Основная тема Прокоповича – прославление армии, реформ и России.

В 1702 г. на Красной площади  Москвы был сооружен театр, открывший  двери простой публике. Играли там немецкие актеры (труппы И. Кунста, О. Фюрста), и репертуар состоял из немецких, французских, испанских и т.п. пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Как и в 17 в. театры заводила знать для узкого круга зрителей (театры в с. Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был большей частью возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах такого рода отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы (наиболее знаменита трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир» и др.). Основными центрами театральной деятельности были Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» и др.

В петровскую эпоху зарождался интерес к светской музыке, любительскому  музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает  популярность бравурная военно-строевая музыка.

 

 

        1.3.Трансформация придворного быта

18 в. значительно изменил  облик русской культуры, особенно  в дворянской и городской среде.  Перемены в общественно-культурной  жизни, бытовом укладе, нравах  русского общества были очень  значительными; вводилась новая  одежда, новая иерархия чинов,  утверждена новая система орденов, в 1721 г. Россия стала империей.

Новые бытовые формы  культуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь  дворянской элиты. Все началось с  новой одежды, с бритья бород и  ношения париков. Право носить бороду оставили за крестьянами и духовенством. В Москве новая мода «насилу установилась за три года». Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды «по скудости» своей. Да и портным было много мороки. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды (венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство восприняло нововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание даже внешне выделиться из общей массы.

Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания», состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловые совещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» с царем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чужды были и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре «ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все было необычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причем каждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованно особенно женщины.

Наконец, нельзя не вспомнить  о народных гуляньях в столицах по торжественным датам, в честь  той или иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и т.п.). Тогда устраивались торжественные процессии со множеством украшений, макетами замков, кораблей. В моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Однако участниками всего этого была лишь ничтожная часть общества. С это времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и «огненными потехами» (с января 1700 г. введено новое летоисчисление). В отдельных направлениях (иконопись, летописание, портретная живопись, скульптура) русская культура выходит на уровень европейской культуры. В 19 в. русская культура становится уже частью мировой культуры, привнеся в нее свое национальное своеобразие, свое самостоятельное целое.

 

 

1.4 Живопись и архитектура

Наиболее близким к  повседневности был жанр гравюры, имевший  довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные  изображения. Гравюры-картины проникали  в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полное представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди наиболее искусных граверов можно назвать Л. Бунина, А. Зубова, Ф. Зубова, А. Ростовцева, И. Адольского, В. Киприанова и др.

С конца 17 в. интенсивно трансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается так называемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционной плоскостной манере. Художники того жанра (Иван Безнин, Лука Смольянинов, Ерофей Елин, Михаил Челнаков и др.) находились под явным влиянием западноевропейской живописи. Создаются интересные «парсуны» и в начале века (например портрет Нарышкиной с детьми, портрет Якова Тургенева).

В первые годы 18 в. издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом (царским волеизъявлением) большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили (депортировали) в новую столицу, где был обширный фронт работ (росписи церквей, плафонов новых дворцов, станковая живопись, мелкая пластика). За счет казны наиболее талантливых посылали в длительные командировки за границу (А. Матвеев, И. Никитин, Р. Никитин, гравер С. Коровин и др.)

Еще до поездки в Италию Ван Никитин создает ряд интересных портретов (цесаревны Анны Петровны, царевен Прасковьи Ивановны и  Натальи Алексеевны). Из работ более  поздних заметно выделяется портрет канцлера Г.И. Головкина. Широко известна его работа «Портрет напольного гетмана» и, наконец, знаменитая работа «Петр 1 на смертном одре» (1725). Вторым виднейшим живописцем был Андрей Матвеев, становление которого происходило в Голландии. Им был создан ряд остро индивидуальных портретов (И.А. Голицына, А.П. Голицына), но особенно известен его «Автопортрет с женой». Последняя работа удивляет социальной смелостью, ибо, занимая как художник довольно низкое положение в обществе, в автопортрете о использовал композицию, типичную для изображения знатных персон.

В Россию приглашали и  ряд иностранных художников, оставивших заметный след в истории искусства  России. Это Луи Каравак, И. Таннауэр и др.

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце 17- начале 18 в. так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах. Это церкви в Троице-Лыкове, в Уборах (обе постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром храма башнеобразного типа является церковь в Дубровицах. Блестящим образцом сочетания элементов ордерной системы и новомосковского барокко являлась церковь архангела Гавриила или так называемая Меньшикова башня (архитектор И.П. Зарудный). Не менее интересны образцы «нарышкинского стиля» в виде традиционных пятиглавых храмов Москвы. Это, в частности, изумительная по изяществу церковь Воскресения в Кадашах.

Появилась и принципиально  новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны и  т.п.). Скромные элементы этой системы  свойственны церкви Ивана Воина  в Москве (1708-1714). Новшеством были и  компактные храмы в виде ротонды, свойственные усадебным постройкам таких «западников», как Б.А. Голицын, князь Г.Ф. Долгоруков (храм в Подмоклове, 1714 г., церковь в Перово, 1715 г. и др.).

Интерьеры церковных  храмов стали украшаться многоярусными  деревянными иконостасами со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были белорусские резчики по дереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И.П. Зарудный.

В гражданской архитектуре  господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных традиций. Петербург: крупнейшим зодчим этого направления Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монатрыря). Одно из выдающихся достижение Растрелли – это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины,бронзы, зеркал). Архитектура ярко передающая новые тенденции в архитектуре, может быть представлена Палатами дьяка Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и здания административно-хозяйственного назначения (например, здание Арсенала начала 18 в. в Кремле). В 60-е г. 18 в. на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой. В развитии классицизма во второй половине 18 в. прослеживаются два этапа:

1) ранний классицизм (60-80 гг.), когда ведущее значение имели  общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;

2) строгий классицизм (80-90 гг.), когда преобладали частные  дворцы и усадебные постройки  с присущей традиционной схемой.

Принципиально новая  архитектура создала основу новой  столицы России – Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор Петра и Павла (1712-1732). Трезини принял активное участие и в планировке Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург быстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городу регулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменное строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии 1723-1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов и др.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из исторически  значимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в области  культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.

В стране создается общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская  Православная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре. Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. от культуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурного процесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры, изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей, требований к личности и обществу. В конце 18 в. классицизм не выдерживает натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский 18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. А.Н.Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов «История России с начала 18 до конца 19 в.» Институт Российской истории РАН, Москва АСТ 2001г.
  2. Очерки русской культуры 18 в. 4.1-4 Москва 1986-1990 гг.
  3. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов «История России» Московский университет изд. ГИС 1996 г.

4. А. С. Орлов, В. А. Георгиев «История России». Учебник. – М. «проспект», 1990.

5. Мунчаев Ш. М., Устинов  В. М. История России: учебник для вузов.-М. норма, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская культура 18 века