Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:08, реферат
XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы
На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности.
Одной из характерных черт русского Просвещения было "вольтерьянство". Особенно много переводили и печатали произведения Вольтера. "Вольтерьянство" понималось в ХVIII веке как синоним вольнодумства. Идеи Вольтера и других просветителей оказались созвучны самым разным представителям русского общества благодаря смелой и яркой постановке ими проблем человеческой личности, её суверенитета, благодаря новым подходам к морали, проблемам воспитания. Большую роль играла блестящая литературная форма, в которую облекались эти идеи. Появилась даже своеобразная "мода" на Вольтера. Эта "мода" накопила его произведения в дворянских библиотеках - тех самых библиотеках, в которых позже жадно читали запретного Вольтера и будущие декабристы, и Пушкин, и Герцен..
Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей. От его недостатков они уходили - кто в свою усадьбу, кто в мир поэзии и искусства.
Крупнейшим деятелем Российского Просвещения был Н.И. Новиков, журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец", выходивших в 1769-1773 гг., он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев “крещеной собственности". Новиков связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами. Новиков был одним из тех, кто активно боролся против бездумного увлечения французским Просвещением. Это вольномыслие, утверждал он, не от учености, а от невежества или легкомыслия. Истинная же просвещенность должна сочетать в себе развитие разума и нравственного чувства, согласовывать европейскую образованность с пониманием русской национальной самобытности.
Русская художественная культура в XVIII
столетии развивалась аналогично западноевропейской;
в ней впервые четко
Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.
Во Франции формирование классицизма происходило в XVII в., "просвещённый абсолютизм" подчинял и поддерживал его. Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I. Новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса. В центре внимания русского классицизма находилась не античность с её внеисторическими героями, а сама суровая российская действительность.
В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.
Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.
М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир (1709-1744), А.П. Сумароков (1717-1777) решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять (“чистота жанра”). Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира - к низким.
В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Его пьеса "Недоросль" (1782) - первая социально-политическая комедия на русской сцене.
На конец XVIII в. - начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской
литературе формируется сентиментализм
- направление, отмеченное эмоциональным
восприятием окружающего мира, повышенным
интересом к человеческому
Достижения русской литературы
создавали благоприятные
Изобразительное искусство во второй половине XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решить важные общественные проблемы. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко (1737-1773), создавший несколько выдающихся полотен ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").
Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж. Наиболее талантливые мастера этого жанра - С.Ф. Щедрин (1745-1804), Ф.Я. Алексеев (1753-1824) - запечатлели на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Петергофа.
психологический облик. Широко известны поэтические портреты кисти Боровиковского - М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой и др.
В XVIII веке формируется новый для России вид искусства -скульптура. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716-1719). Непревзойденной глубиной психологической трактовки модели отличались работы Ф.И. Шубина (1740-1805). Они стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. (портретные бюсты А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова).