Русская православная церковь в период феодальной раздробленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило для крещения князя Владимира и в 988 году крещения Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

Содержание

Введение 3
Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.). 5
Владимиро-Суздальское княжество. 5
Становление церковной организации на Руси в XI - XII веках. Формы обеспечения церкви. Церковная юрисдикция. 11
Сфера юрисдикции церкви. 11
Церковь и княжеская власть в период феодальной раздробленности. 12
Русская Православная Церковь и монголо-татарское иго. 13
Возвышение московского царства (14–15 вв.) 14
Автокефальная русская церковь (15–16 вв.) 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Русская православная церковь в период феодальной раздробленности.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, общинные земли переходили во владение феодалов и Церкви. Основной формой крестьянской повинности был оброк.

«Страдники» или  «страдные люди» составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.

 

 

Становление церковной  организации на Руси в XI - XII веках. Формы обеспечения церкви. Церковная юрисдикция.

Главой Русской Православной Церкви бы константинопольский патриарх, который имел право постановления на Руси митрополита, который был официальной главой Русской Православной Церкви.

Митрополит  назначал епископов, согласуясь с киевским князем, а потом и с удельными князьями. Епископ ставил в храмы священников.

В XI веке был построен первый монастырь - Киево-Печёрская Лавра. С этого момента можно считать, что началось деление на белое и чёрное духовенство.

Вопрос о  первом митрополите Руси очень спорный, потому что это было время грекофобства и славянофильства. В 1037 году был назначен первый митрополит - грек Феофелит. Но Русская Православная Церковь всегда хотела быть независимой от Константинополя. Поэтому в 1052 году был выбран русский митрополит - Илларион.

Таким образом, кадры черпались из трёх источников:

  1. Иностранные священники
  2. Монахи
  3. Новые ученики (создавались специальные училища)

Государство строит храмы на местах языческих капищ. Государство должно было обеспечить финансирование священников, для этого ввели десятину - 1/10 часть казённых доходов. Начинается рост феодального церковного землевладения, но после татаро-монгольского ига государство попыталось ограничить церковное землевладение.

Сфера юрисдикции церкви.

Церковь принимала  участие в регулировании семейно-наследственных отношений, регулировала и устанавливала брачные отношения. За проступки церковь судила, наказывала епитимьей, штрафами, то есть церковь занимала активную позицию во внутриполитических делах. А также на гражданских и уголовных делах присутствовал митрополит.

Начало увеличиваться  число епископий из-за увеличения числа удельных княжеств. Главой новгородской епархии был архиепископ, который выбирался народным вече.

К XIII веку на Руси было 16 епископских кафедр.

В период феодальной раздробленности церковь оказалась  втянутой в политическую ситуацию.

Церковь и княжеская власть в период феодальной раздробленности.

В 30-е годы XIII века Российское государство распалось на 15 отдельных княжеств. В связи с этим формируются новые кафедры, новые епископства, которые подчинялись киевскому митрополиту. Главной проблемой этого периода стали междоусобицы княжеств.

В это время  можно выделить несколько направлений  деятельности церкви и духовенства, которые были проведены в интересах государства.

Во-первых, это  было миролюбивое посредничество между  князьями.

Во-вторых, духовенство  стало парламентёрами, то есть, духовенство играло роль посредников в отношениях между князьями и другими странами.

В-третьих, со временем духовные лица всё чаще становятся постоянными советниками при князе и входят в княжеский совет.

В-четвёртых, имела  место миссионерская деятельность церковных лиц, которую можно  рассматривать как политическую. Основные направления: северо-запад (Карелия, Прибалтика) и восток, юго-восток. Потом эти территории автоматически включались в состав России.

В-пятых, началась канонизация святых: первые князья Борис и Глеб стали первыми  русскими святыми. Этим церковь осуждала братоубийственную войну и возвышала  государственную власть.

Таким образом, направление деятельности Русской  Православной Церкви имело политический характер и работало на будущее единое государство. Значение и деятельность Русской Православной Церкви в период феодальной раздробленности было в  целом положительным для государства. Параллельно дублируя княжескую власть, Русская Православная Церковь способствовала сохранению мира. Деятельность церкви была стабилизирующим фактором, но, те не менее, патриарх не вникал во внутренние политические распри.

Русская Православная Церковь и монголо-татарское иго.

У завоевателей - татар - было толерантное отношение  к православным, что было обусловлено  традициями (ханы брали даже христианских жён).

В 1246 году была проведена первая перепись населения. Духовенство было исключено из неё, а, следовательно, церковь была освобождена от всех налогов, но вся земельная собственность была оставлена за церковью.

В 1263 году в городе Сарае была организована епархия, несмотря на то, что это была столица Золотой  Орды. Главной задачей православных было молиться за здоровье монгольских ханов.

До начала XIV века нет сведения, что ханы давали ярлыки на епископство, но с принятием ислама в 1313 году, хан Узбек попытался вести такие ярлыки, но это не продлилось долго.

В условиях угнетённой светской власти церковь была важной политической силой в судьбах будущего Московского государства. А с точки зрения православной веры она становится национальной, она входит в менталитет, становится объединяющим фактором.

 

Возвышение московского  царства (14–15 вв.)

Митрополит  Пётр избрал местом своего пребывания северо-западную Русь. Будущее Русской церкви он связал с возвышающейся Москвой, избрав своим сподвижником московского князя. Выбор Петра получил символическое оформление в акте его завещания, согласно которому Петра похоронили в Успенском соборе московского Кремля, который с этого момента стал местом упокоения представителей Русской церкви. Сменивший Петра грек Феогност прибыл непосредственно в Москву и, занимая митрополичью кафедру, следовал линии Петра, поддерживая московского князя и способствуя росту его авторитета среди русских князей. Своим преемником Феогност еще при жизни назначил Алексия, происходившего из древнего боярского рода. Константинополь санкционировал это избрание ввиду исключительных качеств незаурядного политического деятеля, присущих Алексию.

Святительство Алексия отмечено тем, что именно в этот период сформировался митрополичий двор, аналогичный по структуре княжескому двору, а церковь превратилась в  крупного земельного собственника и  ее владения были оформлены юридически. Успехи объединительной политики московского князя Дмитрия Ивановича также были в немалой степени обусловлены тем авторитетом, которым пользовался в русских землях митрополит Алексий. Не раз ему удавалось смирять противников московского князя и останавливать княжеские конфликты, причем нередко он прибегал к весьма крутым мерам. Так, чтобы пресечь вражду нижегородских князей в 1362, Алексий приказал затворить все нижегородские церкви.

Усиление Москвы не могло понравиться ее главному сопернику - великому князю литовскому, союзником которого выступал Михаил Тверской. Литовский князь Ольгерд «осаждал» Константинополь требованиями поставить самостоятельного митрополита в Киев с тем, чтобы его власть распространялась на земли, входившие в Великое княжество Литовское. После безуспешных попыток примирить Ольгерда и Михаила Тверского с Алексием патриарх Филофей прибег к компромиссной мере, поставив своего бывшего келейника Киприана в митрополиты, Киевские с условием, что после смерти Алексия он возглавит всю Русскую церковь. Мера эта не возымела действия, но лишь усилила церковную смуту. Когда по смерти Алексия Киприан заявил о своих правах на митрополию, московский князь Дмитрий Иванович не принял его, сочтя литовским ставленником. Дмитрий Иванович предпринял несколько попыток возвести в митрополичий сан одного из своих избранников, но ни одна из них не увенчалась успехом. Конец смуте положила смерть князя Дмитрия в 1389.

Новый московский правитель князь Василий Дмитриевич призвал Киприана в Москву. Учитывая опыт смуты 1375–1389, Киприан особое внимание оказывал литовским епархиям, неоднократно посещая их и поддерживая дружественные отношения с литовским князем. Действия митрополита были направлены на сохранение единства митрополии и мира внутри нее. Митрополит Киприан приложил немало сил для развития богослужебной практики. Его перу принадлежит ряд значительных произведений литургического характера. По его инициативе в Русской церкви начался процесс перехода к новому богослужебному уставу, от Студийского к Иерусалимскому. Киприан и его преемник Фотий много сделали и для урегулирования вопросов о церковных судах и церковном землевладении. Однако в договоре, заключенном Василием Дмитриевичем и Киприаном, ясно просматривается тенденция к сокращению имущественных и административных привилегий церкви. Так, церковь обязали участвовать в выплате дани, а также запретили посвящать в священники и диаконы великокняжеских слуг.

Во время  святительства Фотия в Пскове вспыхнуло еретическое движение стригольников. По-видимому, учительные послания Фотия и другие принятые им меры возымели действие, так как вскоре сведения о ереси исчезают из источников.

Примечательной  чертой церковной жизни 14-15 вв. стало стремительное увеличение числа общежительных монастырей. Основателями их выступали русские последователи исихастского движения, пришедшего из Византии. В его основе лежала особая деятельно-созерцательная аскетическая практика, требовавшая для монастырей пустынных и уединенных мест. Наиболее значительной фигурой русского исихазма стал основатель Троице-Сергиевой лавры святой Сергий Радонежский. Его фигура олицетворяет высоту непререкаемого авторитета, которым пользовалась церковь в этот трудный для Руси исторический период. Общий подъем духовной жизни в 14–15 вв. сказался и на развитии русской литературы (Епифаний Премудрый), и церковного искусства (Андрей Рублев).

Автокефальная русская церковь (15–16 вв.)

Главным содержанием  следующего исторического периода, начинающегося с середины 15 в., является становление автокефалии Русской церкви и определение ее юридического статуса среди церквей христианского мира. В 1453 под ударами турок пала Византийская империя, традиционно выступавшая гарантом сохранения православия. В этих условиях позиции Константинопольской патриархии были настолько ослаблены, что она не смогла противостоять окончательному разделению Русской митрополии на Московскую и Киевскую, и в Риме состоялось беспрецедентное поставление митрополита на Киевскую митрополию. Еще до падения Константинополя в 1439 в поисках союзников для противостояния туркам, византийский император и Константинопольский патриарх пошли на заключение унии с католиками. Униатский собор состоялся во Флоренции. Однако его решения не приняло большинство иерархов Восточной церкви. Отрицательно отнеслась к ним и Русская церковь. Заключение унии поставило русских епископов в сложное положение. Следование традиции «получения» митрополита из Константинополя в новых условиях утрачивало свою актуальность прежде всего потому, что не отвечало главному требованию - иметь православного митрополита.

После смерти Фотия  на русский митрополичий стол был  наречен рязанский епископ Иона (1433). Сложные исторические обстоятельства сделали невозможной его поездку  в Константинополь. Когда же в 1435 посольство Ионы готово было отправиться, в Москве узнали, что Константинополь поставил в русские митрополиты сторонника унии Исидора. После долгих переговоров, не решившись нарушить традицию, князь Василий II принял Исидора. Вскоре новый митрополит отбыл из Москвы во Флоренцию для участия в униатском соборе. Вернулся он в 1441 и вошел в город как папский легат и кардинал. Русские власти, как светские, так и церковные, проявили единодушие в неприятии новоиспеченного кардинала. Исидор был немедленно схвачен и заключен под стражу. Василий II созвал церковный собор, на котором было составлено послание, адресованное патриарху. В нем весьма четко излагалась позиция неприятия Русской церковью Исидора как иерарха, который публично проповедует ересь, а также содержалась просьба разрешить собору русских епископов самостоятельно поставлять митрополитов с последующим благословением их в Константинополе. Посольство с посланием было отправлено, но по неизвестным причинам возвратилось, не достигнув Константинополя. К тому времени Исидору дали возможность бежать, и в 1448 князь Василий вновь созвал собор, который на сей раз посвятил Иону в митрополиты. Именно с этого момента можно говорить о фактической автокефалии Русской церкви. Следующие за Ионой митрополиты были возведены в сан без всякой апелляции к Константинополю. Отныне при избрании и поставлении митрополита в первую очередь придавали значение согласному волеизъявлению митрополита-предшественника, великого князя и освященного собора, что отвечало каноническим церковным нормам и соответствовало принципу симфонии царства и священства, на котором основывалось управление православной державой.

 

Рост авторитета церкви в этот период своеобразно  отразился в изменениях в лике русской святости. Теперь он пополнялся не святыми князьями, а святителями и монахами. Митрополит Иона уже в 1448 установил общецерковное празднование святителю Алексию, а в 1472 митрополит Филипп учредил день памяти св. Ионы. Главная проблема, перед которой стала Русская церковь в условиях самостоятельности, были вопросы внутреннего устроения, противостояния латинству и борьбы с ересями. Великий князь литовский и король польский Казимир IV не оставляли попыток распространить свою власть на северные русские земли. Им даже удалось добиться от патриарха Дионисия передачи всей полноты митрополичьей власти митрополиту Киевскому Григорию. В Новгороде организовалась сильная оппозиция, согласная на церковное подчинение Литве. Митрополит Филипп и великий князь Иван III неоднократно обращались к новгородцам с увещаниями сохранять верность православию, но «взмятение великое» продолжалось. В этих условиях обоюдным решением князя и митрополита явилась организация похода на Новгород, которому придавался смысл защиты православия от латинства. Однако ситуация «симфонии царства и священства» продолжалась недолго. Уже святительство митрополита Геронтия (1473–1489) было отмечено конфликтами с княжеской властью. Так, в 1479 между князем и митрополитом разгорелся спор о том, как надо совершать крестный ход – «посолонь» или против солнца. Отстаивание принятого в русской традиции хождения против солнца чуть не стоило Геронтию митрополичьего сана, хотя на сей раз, князь смирился и признал свою неправоту. Весьма сложными в этот период были отношения церкви с великим князем в связи с ересью жидовствующих. Князь не поддерживал «розыски» против еретиков, предпринимаемые церковью. Во время пребывания в Новгороде Иван III познакомился со священниками, причастными к еретическому движению, и пригласил их в Москву, сделав протопопами кремлевских соборов. Разногласия церкви и князя продолжались вплоть до 1504, когда девять еретиков были отлучены от церкви и приговорены к смертной казни. Собор 1503 обсуждал вопросы церковного землевладения. Иван III предложил программу отчуждения земельных владений церкви в пользу государственной власти. Фактически это было первое наступление светской власти на имущество церкви, однако церковным иерархам удалось отстоять свои права.

Информация о работе Русская православная церковь в период феодальной раздробленности