Русский модернизм: Урбанизация и эпоха модерна в архитектуре Петербурга конца XIX - начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:01, творческая работа

Краткое описание

Во второй половине XIX в. в Российской империи в контексте огромных изменений в структуре социально-экономических отношений, вызванных Великими реформами, стремительно нарастают процессы урбанизации: происходит рост городского населения, видоизменяются его социальная, демографическая, сословная структуры. Предпосылкой к этому послужила отмена крепостного права: крестьяне остались без земли и устремились работать в города. Не избежал этой участи и Санкт-Петербург.

Содержание

1.Понятие урбанизации
2. Урбанизация Санкт-Петербурга
3. Понятие модернизма
4. Первый модернист в архитектуре
5. Основные признаки стиля модерн
6. Направления модерна
7. Модерн в России
8. Ф.И. Лидваль
9. А.Л. Лишневский
10. К.К. Шмидт
11. Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

История.pptx

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Русский модернизм: Урбанизация и эпоха  модерна в архитектуре Петербурга  
конца XIX - начала XX вв.

 

Подготовила студентка 1 курса ППФ группа 13-10 Лукашук  Вероника

План  работы  

 

    • 1.Понятие урбанизации
    • 2. Урбанизация Санкт-Петербурга
    • 3. Понятие модернизма
    • 4. Первый модернист в архитектуре
    • 5. Основные признаки стиля модерн
    • 6. Направления модерна
    • 7. Модерн в России
    • 8. Ф.И. Лидваль
    • 9. А.Л. Лишневский
    • 10. К.К. Шмидт
    • 11. Библиография

Урбанизация

 

    • Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества.
    • Предпосылки урбанизации:

         рост промышленности в городах

         развитие культурных и политических функций городов                                                                                                                                              углубление территориального разделения труда

Урбанизация Санкт-Петербурга

 

Во второй половине XIX в. в  Российской империи в контексте  огромных изменений в структуре  социально-экономических отношений, вызванных Великими реформами, стремительно нарастают процессы урбанизации: происходит рост городского населения, видоизменяются его социальная, демографическая, сословная  структуры. Предпосылкой к этому послужила отмена крепостного права: крестьяне остались без земли и устремились работать в города. Не избежал этой участи и Санкт-Петербург.

Урбанизация Санкт-Петербурга

 

Поэтому потребовались постройки, отвечающие всем запросам возрастающего  населения города. Получают широкое  распространение доходные дома и  многоэтажное строительство. Стиль  модерн как раз отлично подходил под требования большого города. Постройки  в этом стиле обладали такими качествами, как комфорт, уют, функциональность. Внутри были просторные комнаты, широкие  лестницы, высокие потолки, множество  помещений.

Модерн

 

    • Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — основанная на философии позитивизма парадигма искусственного и подконтрольного разуму изменения социальной среды и социальных отношений.

 

 

    • Одним из первых архитекторов-модернистов был бельгиец Виктор Орта (6 января 1861-9 сентября 1947).
    • Родился в Генте, в юности уехал в Париж, где работал декоратором. В Бельгию вернулся в 1880 году и учился в брюссельской Академии искусств. В 1885 начал практику в строительстве домов, предпочитая общественные здания. В 1892 году под влиянием художников-модернистов перенес его в архитектуру, построив дом Эдмона Тасселя.

Дом Эдмона Тасселя

Отличительные черты модерна в архитектуре

 

    • Цвета: Приглушенные. Природные оттенки. Пастельные. Табачные. Увядшей розы.                Жемчужно-серые. Пыльно-сиреневые.
    • Формы и конструкции: Плавные. Текучие. Природные. Стремящиеся ввысь доминанты. Каркасные рациональные конструкции. Отказ от симметрии.
    • Фасады зданий: Подобны живым организмам. Динамичны. Результат свободного творчества художников. Плоскостные орнаментальные декоративные композиции.
    • Линии стиля: Затейливые. Игривые. Капризные. Абстрагированные кривые. Повторяющие природную форму растений.
    • Материалы: Сталь. Железобетон. Стекло. Бронза. Медь. Кирпич. Камень. Дерево.
    • Окна: Окна-витрины, сверху украшенные растительными элементами.
    • Двери: Декорированные, смещенные в сторону от центра, часто арочные.
    • Крыши: Украшены бесчисленными башенками и спицами.

Направления в модерне

 

    • Неоромантизм.
    • Используются элементы романского стиля, готического, ренессанса.
    • Пример: Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге. Работа Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича.

 

Направления в модерне

 

Неоклассицизм.

Примером  неоклассицизма в 

Петербурге  является Азовско-Донской 

банк  на Большой Морской улице.

Архитектор  Ф.И. Лидваль.

Направления в модерне

 

    • Рационализм.
    • Направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (в архитектуре) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.
    • Пример: женская гимназия Э.П.Шаффе (1907 г.)

Направления в модерне

 

    • Иррационализм
    • Пример: магазин «Самаритен» в париже, архитектор Ф. Журден

Направление в модерне

 

    • Кирпичный стиль.
    • Архитекторы отказались от штукатурки и все декоративные элементы делались из кирпича. Основоположник в России – В. А. Шрётер.
    • Пример: дом самого архитектора, Набережная Мойки, 112.

 

Модерн  в России

 

Самым известным зданием в стиле  модерн является Дом Зингера, сейчас Дом Книги на Невском проспекте. Был построен в 1902-1904 годах архитектором Павлом Юльевичем Сюзором.

Федор (Фридрих) Лидваль

 

Фёдор Иванович Лидваль (Иоганн Фридрих Лидваль,1870—1945) — российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения. Учился в России, закончил Императорскую Академию художеств со званием: художник-архитектор. Работы Лидваля сыграли достаточную роль в архитектуре Петербурга. Расцвет его творчества пришелся на 1910 год. Были построены доходный дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиница «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом на Набережной Фонтанки 54.

 

Лесной проспект, 20.

 

Большая Морская 39

Гостиница «Астория»

 

Толстовский дом, Набережная Фонтанки, 54

Александр Львович Лишневский

 

Александр Львович Лишневский (1868—1942) — архитектор, известный работами в области  модерна и неоклассицизма, родился на Украине. Учился в Академии художеств, где учился с отличием. С 1901 года работал в Петербурге. Скончался в 1941 году в эвакуации под Ярославлем.

Доходный дом  Шмюкинга, Белинского 11

 

Дом городских  учреждений, угол Садовой улицы и  Вознесенского проспекта

Карл  Карлович Шмидт

 

Карл  Карлович Шмидт - (9 (21) декабря 1866, Санкт-Петербург — 8 августа 1945, Магдебург) — русский архитектор немецкого происхождения, филателист. Представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна. Образование получил в России, в петербургской Академии художеств.

Особняк Форостовского, 4 линия Васильевского острова

 

Доходный дом  Шульце, Куйбышева 22

Библиография

 

    • Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. Справочник. Сост.: А. М. Гинзбург, Б. М. Кириков. СПб.: «Пилигрим», 1996.
    • Борисова Е.А. Русский модерн. –М.: Советский художник, 1990. – 360 с.
    • Коссовский Г.М. Стиль модерн в русской архитектуре. М., 2010
    • Интернет-ресурс wikipedia.org

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Русский модернизм: Урбанизация и эпоха модерна в архитектуре Петербурга конца XIX - начала XX вв