Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:55, реферат
За всю свою историю Россия участвовала во многих войнах. Мало того она часто сама была инициатором многих войн.
Введение.
Русская армия перед Русско — Турецкой войной 1877-1878 г.
Основные тенденции развития русской армии перед войной. Милютинские реформы, военные округа, воинская повинность, офицерский и высший командирский составы.
Самые выдающиеся генералы Русско — Турецкой войны (Скобелев, Драгомиров)
Русско — Турецкая война. Соотношение сил и планы сторон.
Ход войны
Борьба за Плевну
Переход через Балканы
Ход военных действий на Кавказском фронте
Перемирие. Сан — Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.
Заключение.
Список литературы.
в) Ход военных действий на Кавказском фронте.
Кавказский
театр войны представлял три
направления, изолированные друг от
друга горами, сходившиеся у важного
турецкого административного
Наше командование хотело разрешить эту оборонительную задачу, перейдя границу и остановившись в недалеком от нее расстоянии; на приморском театре целью являлся Батум. 24 апреля мы перешли границу. Мухтар отошел с 4 тыс. полевых войск к Эрзеруму, где шла работа над новыми формированиями. Перед нами неприятеля вне крепостей не было, за исключением батумского направления; но на последнем местность представляла ужасные горные дебри, и наши войска, имевшие только небольшой численный перевес, медленно, шаг за шагом, продвигались вперед. 17 мая войска овладели атакой, подготовленной огнем осадных орудий, Ардаганом; Баязет был занят без боя еще 29 апреля. Решено было, за отсутствием противника, овладеть Карсом: окружить его, бомбардировать осадной артиллерией, затем штурмовать. 1 июня обложение Карса было закончено. Чтобы помешать Мухтару-паше явиться на выручку Карсу, Эриванскому отряду было приказано произвести против него энергичную демонстрацию. Эриванский отряд отважно двинулся вперед, разбил авангард Мухтара, но в бою у Даяра 21 июня вынужден был перейти к обороне; в тылу Эриванского отряда турецкие иррегулярные отряды и бывший баязетский гарнизон перехватили его сообщения. Чтобы помочь слабому Эриванскому отряду, из состава облагавших Каре, 21 июня был двинут 17-тысячный отряд Геймана. Последний приблизился уже на полтора перехода к Эриванскому отряду, когда повстречался с 13-тысячным отрядом турок, занявших укрепленную, позицию под Зевиным. Находившийся при отряде Геймана фактически командовавший Кавказской армией генерал Лорис-Меликов, не решился оставить турок у себя на фланге и приказал их атаковать. Вялая атака 25 июня на турецкие позиции у Зевина не была доведена до конца. Значительная часть наших сил не была введена в бой. Потери наши составляли только 5% всего отряда.
Нашим командованием овладел приступ паники. 27 июня началось отступление Геймана и Эриванского отряда по расходящимся направлениям, по которым они прошли. Приморский отряд, прошедший полпути к Батуму, отошел на ближайшие к границе высоты. Эриванский отряд, освободив осажденный в Баязете русский гарнизон, очистил последний и ушел в русские пределы. На карсском направлении, на котором за Гейманом чрезвычайно осторожно следовал Мухтар, решено было снять осаду Карса. В ночь на 10 июля наши главные силы отошли от Карса и расположились для обороны подступов к Александрополю, а 19 июля перед ними на Аладжинских высотах появилась армия Мухтара-паши - около 23 тыс. слабых войск сверх 12 тыс. гарнизона Карса.
Русское командование, располагая против Мухтара-паши 35 тыс., повсюду перешло к обороне и настойчиво требовало прислать подкреплений. Зевин явился своего рода Плевной для Кавказского фронта. И численностью и качеством по-прежнему мы сильно превосходили турок, и все же на этот явно второстепенный театр были посланы значительные подкрепления из центральной России. Турки, атакуя большими силами наши передовые части, иногда достигали небольших успехов, дававших основу для очень неприятных для нас сообщений в европейской печати.
Силы нашего Александропольского отряда достигли 60.тыс. с 220 орудиями. В течение лета и начала осени Мухтар-паша сумел притянуть на усиление своих главных сил еще до 15 тыс. только что мобилизованных людей; но снабжение турецкой армии было отвратительно, много людей заболевало и дезертировало; силы турок не достигали и 30 тыс.; турецкая артиллерия представляла всего около 40 орудий, частью очень плохих. Слабые силы турок были растянуты по фронту на 19 км; солдаты истощались в трудных позиционных работах, которые на каменистом грунте не могли получить такого развития, как под Плевной.
В этих условиях командированному на кавказский театр Обручеву удалось убедить Лорис-Меликова перейти в наступление. Первый наш переход к активным действиям 2-4 октября велся весьма неуверенно и скорее представлял рекогносцировку в армейском масштабе, а не решительную атаку; губительный плевненский опыт привел к тому, что мы ограничивались преимущественно артиллерийским обстрелом турецких позиций. Вследствие недостатка в воде и несвязности в действиях наши войска вернулись в исходное положение.
В отличие от плевненских не успешных атак на этот раз турки-победители, плохо вооруженные, на каменистом грунте, понесли большие потери, чем мы, неудачно атаковавшие. Потери турок - 4 680 человек - на одну тысячу превосходили наши. Маленькой ополченской армии Мухтара-паша эти огромные потери были не под силу. Процесс ее разложения ускорился. Мухтар-паша, опасаясь повторения нашей атаки, которую он был бы не в силах отразить, начал подготавливаться к отступлению. Как только наша разведка установила, что турки собираются отступать, генерал Лорис-Меликов ободрился и организовал энергичную атаку; при нашем двойном численном перевесе явилась возможность выделить свыше трети наших сил для глубокого обхода правого фланга турок. 15 октября обходящие части вышли в тыл турецкому центру; у Авлиара он был прорван с фронта, турецкая армия была разрезана надвое; левое крыло успело частью скрыться в Каре, правое крыло было частью взято в плен, частью рассеялось. Все успехи Мухтаpa-паши основывались на психологии русского командования, и как только мираж турецких огромных сил да непобедимости прошел, с его слабой армией было кончено. Наши потери не достигали полутора тысяч человек.
Непосредственного преследования организовано не было. Мухтар-паша, оставив в Карее обломки армии, с отрядом в 4 тыс., двинулся к Эрзеруму, отозвав для организации обороны подступов к нему турецкие войска, находившиеся против Эриванского отряда, недалеко от Игдыря, и часть войск от Батума.
Оставив
значительные силы для осады Карса,
остальные силы Александропольского
и Эриванского отрядов
Теперь
же предстояло брать Каре. Гарнизон
его достигал 19 тыс. человек, но лучшие
части ушли с Мухтаром к Эрзеруму;
беглецы с Аладжинских высот
влились в него; численность наросла,
боеспособность пала. 25 октября было
приступлено к постройке
На
этом действия на Кавказском фронте закончились.
Эрзерум был оккупирован
Надо
признать действия Мухтара-паши блестящими.
С самыми жалкими средствами он сумел
затянуть кампанию, первый одержал крупную
стратегическую победу, каковой надо считать
исход для турок Зевинской операции, усилил
тем боеспособность Турции, оттянул на
Кавказский фронт резервы из внутренних
областей России, заставил понести русских
в зиму. 1877/78 г. крупные потери от сыпного
тифа, удержал в руках Турции крупные залоги
- Эрзерум и Батум, которыми Турция расплатилась
за не успехи на главном театре.
5. Перемирие. Сан — Стефанский мирный договор.
Успехи России вызывали тревогу у государств запада. В Лондоне усилились военные приготовления; английский флот готов был войти в Дарданеллы. Но султан, опасаясь, что действия англичан приведут к захвату русскими Константинополя, отказал Лондону в его просьбе войти английскому флоту в проливы. В турецкой армии росло дезертирство; усилились разногласия в турецком правительстве; ширилось национально-освободительное движение на Балканах. В этих условиях султан был вынужден предложить Александру II прекратить военные действия и вступить в переговоры.
Враждебная позиция правительств запада заставила Петербургский кабинет - до полного разгрома османской армии - согласиться на подписание перемирия, а затем - прелиминарного договора с Портой. Перемирие было подписано в Адрианополе 19 января 1878 г. По его условиям Болгария объявлялась автономным княжеством; Румыния, Сербия, Черногория, ранее получившие автономию, становились независимыми; Босния и Герцеговина провозглашались автономными областями. Россия за потери, понесенные в ходе войны, должна была получить либо контрибуцию, либо территориальное возмещение. О формах этого возмещения предполагалось договориться особо.
Условия
перемирия вызывали протест ряда
правительств. Австро-Венгрия заявила
о нарушении условий
1 февраля 1878 г. английские корабли вошли в Мраморное море и остановились у Принцевых островов. Австро-Венгрия произвела мобилизацию войск в Карпатах. Россия в ответ на появление английских кораблей направила свои войска к Константинополю.
19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано, в 12 км. от столицы Османской империи, был подписан премиальный русско-турецкий договор, сформулировавший новую программу России в балканском вопросе. В отличие от прежних планов русского правительства, предусматривавших автономию балканских народов, в Сан-Стефано было выдвинуто требование их независимости. Согласно договору, Сербия, Черногория и Румыния освобождались от вассальной Турции и получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством. Её связи с Портой ограничивались уплатой дани. Турецкие войска очищали её земли, а турецкие крепости срывались. Для наблюдения за исполнением Турцией договора в княжество сроком на два года (до образования нового правительства) вводились русские войска в количестве 50 тыс. человек. Порта обязывалась провести реформы в Боснии и Герцеговине и в других землях, входивших в состав Турции, а также срыть турецкие крепости, расположенные по Дунаю. России отходила Добруджа. Другая группа вопросов касалась изменений в Малой Азии. Там Россия получила города: Ардаган, Карс, Баязет, Батум и территорию до Саганлука. Включение этих территорий в состав России содействовало торговому и промышленному развитию Закавказья и имело важное стратегическое значение. Кроме того, оно было известной гарантией для армян и других народов от вторжений полчищ башибузуков.
В
результате русско-турецкой войны 1877 -
1878 гг. многие балканские народы получили
независимость; народы, оставшиеся в
составе Турции, получали ряд прав
и для них открывались
Особое значение при подготовке проекта договора русское правительство придавало созданию «Самоуправляющего княжества Болгарии с христианским правительством и земским войском, князь которого избирался населением Болгарии, утверждался Портой с согласия европейских держав». Выработка статуса нового княжества должна была проводиться под наблюдением русского комиссара, что давало возможность влиять на политику болгарского княжества, ближе других расположенного к Константинополю и проливам.
После подписания Сан-Стефанского договора восточный кризис вступил в свою последнюю, заключительную стадию. Западноевропейские правительства выразили протест против условий Сан-Стефано. Особенно они негодовали по поводу создания княжества Болгарии с выходами в Черное и Эгейское море. Англия и Австро-Венгрия не признали договора, считая его нарушением условий
Парижского договора. Они потребовали созыва конгресса для обсуждения всех статей прелиминарии.
В Дарданеллы направились новые английские корабли якобы для оказания помощи султану. Глава Лондонского кабинета Биконсфилд выступил в палате лордов с призывом оккупировать английскими войсками Кипр, рассматривая его как ключ к Востоку. Не примирившись с поражением, разделяла воинственное настроение Лондона и Турция.
Перед
Россией встала реальная угроза новой
войны, к которой она не была готова.
Экономические и военные
Востока. Он словесно заявлял о своей роли «честного маклера».
До
открытия конгресса русское