Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:25, творческая работа
таблица сопоставления народностей
Славяне |
Русы | |
Занимаемая территория |
«Живут они при большой реке текущей с восток на запад, пока не изливается ещё в другую реку, приходящую из стран Ильгуза.» (Аль - Мусади ст 41.)
« Слово об области славян. Это есть область с востока которой находится внутренние болгары и часть рус, с юга се – частью море курз и частью Рум. С запада и севера се–все пустыни северных пустыней .Это большая область и в ней много сплошных лесов.»( «Пределы мира от востока к западу.» ст 44.)
« И между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью и этот путь (проходит) через источники и очень лесистую местность.» («Краса повествований Гардизи.» ст 43) |
«Слово об области Рус и её городах. Область с востока которой гора Бержинан, с юга- река Рута, с запада славяне , а с севера от неё северные пустыни.»(Пределы мира от востока к западу.» ст44)
«Что же касается Русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности.»( «Краса повествований.» Гардизи) |
Занятия |
«Она не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они нечто вроде бочёнков , в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них улидж и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней как (мы) овец .» ( «Книга драгоценных сокровищ. » Ибн – Русте ст 39.)
«Они живут среди лесов не имеют пашен кроме проса .Винограда не имеют ,но мёду очень много. Вино и ему подобное делают из мёда … У них есть стада свиней ,подобно стадам овец.» («Пределы мира от востока к заподу .» ст44)
«Когда я прибыл в их страну, то увидел, что эта страна обширная, обильная медом и пшеницей и ячменем и большими яблоками, лучше которых ничего нет. Жизнь у них дешева.»(Абу Хамид ал - Гаранти и его путешествие в Русские земли 1150-1153гг.» ст 47).
|
«И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами» («Краса повествований Гардизи .» ст 46) |
Управление |
«Глава их коронуется ; ему они повинуются, и от приказаний его не отступают. Жилище его находится в средине страны Славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они главою глав, зовется у них свият-царь ; это лицо стоит выше субанеджа , который есть только его наместник . Царь этот имеет верховых лошадей, не имеет другой пищи, кроме кобыльего молоко.» («Книга драгоценных сокровищ.» Ибн - Русте ст 46)
« И глава их носит корону, и все они почитают его и повинуются ему, и первый из их глав свиекманик, а его заместителей свих.» («Краса повествований» Гардизи ст 46.)
«А у славян строгие порядки. Если кто-нибудь нанесет ущерб невольнице другого, или его сыну, или его скоту, или нарушит законность каким-нибудь образом, то берут с нарушителя некоторую сумму денег. А если у него их нет, то продают его сыновей и дочерей и его жену за это преступление. А если нет у него семьи и детей, то продают его. И остается он рабом, служа тому, у кого он находится, пока не умрет или не отдаст то, что заплатили за него. И совсем не засчитывают ему в его цену ничего за служение господину .» (Абу Хамид ал – Гаранти и его путешествие в русские земли 1150-1153 гг.» ст48)
|
«Если возникает между ними
спор, идут к хакану и разрешают спор по |
Обычаи и Религиозные верования |
«В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; а если есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год. Поймает царь в государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдаст его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений .» (Книга драгоценных сокровищ.» Ибн - Русте ст 40.)
«Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сожжении покойника, отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника, берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она любила его, то приносит она к трупу его два столба и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, становится на скамью, и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из под неё и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню .» ( «Книга драгоценных сокровищ.» Ибн - Русте ст 39)
«О них мне рассказали, что каждые девять лет у них распространяется колдовство. Жители берут колдунью старую женщину в стране, связывают руки или ноги и бросают в реку. Каждую из этих старух, которая тонет в реке, они освобождают и знают, что она не ведьма. Тех же которые остаются в воде, они сжигают.» (Абу Халиф–Гарнати и его путешествие в Русские земли 1150-1153гг. ст. 48)
|
« Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним , особенно если он бедняк или невольник но если это лицо, которое имеет толпу родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются о нём. Итак, если он выздоровеет и встанет, то возвратится к ним , а если он умрет, то они его сожгут. Если же он был невольник, они оставят его в его положении, его едят собаки и хищные птицы. Если они поймают вора или грабителя, то они поведут его к длинному толстому дереву, привяжут ему на шею крепкую веревку и подвесят его на нём навсегда , пока он не распадется на куски от ветров и дождей.» (« Книга Ахмеда Ибн – Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг.» « Если умрет главарь, то его семья скажет его девушкам и его отрокам: «Кто из вас умрёт вместе с ним?». Говорит кто-либо из них: «Я». И если он сказал это, то [это] уже обязательно, — ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. Большинство из тех, кто это делает, — девушки. И вот когда умер тот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: «Кто умрёт вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я».Итак, её поручили двум девушкам, чтобы они охраняли её и были бы с нею, куда бы она ни пошла, настолько, что они иногда [даже] мыли ей ноги своими руками. И они [родственники] принялись за его дело,— за кройку для него одежд и устройство того, что ему нужно. А девушка, каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему.»(«Книга Ахмеда Ибн – Фарлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.») «Мертвых кладут в могилу со всем что было на них из платья и снаряжения . Пищу и питьё кладут с ним в могилу.»(«Переделы мира от востока к западу.» ст 44) «Если убивают у них взрослого мужа, то делают ему все вместе в земле просторную и большую могилу, как просторный дом, и все его имущество, и кувшин для омовения, и питье, и еду кладут с ним и сажают к нему живую его жену, затем закрывают могилу, пока жена там не умрет.» (« Краса повествований» Гардизи ст 47.) |
Отношение к иноземцам, к пленным, к рабам, к гостям иностранцам. |
«С рабами обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что занимают их при торговле. Городов у них большое число, и живут на просторе. Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. В случае же, если кто из них обидит или притеснит чужеземца, помогают последнему и защищают его.» («Книга драгоценных сокровищ.» Ибн –Руста)
|
«Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их .» ( Книга климатов.» Аль-Истархи. ст.43) «Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. В случае же, если кто из них обидит или притеснит чужеземца, помогают последнему и защищают его.» («Книга драгоценных сокровищ» Ибн – Руста)
«Уртаб- город , в который придёт иноземец, то его убивают.»( «Переделы мира от востока к западу») |
Деньги |
«Рассчитываются они между
собой старыми беличьими |
«Дирхемы руссов – серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы (а также) соболи.»(«Книга Ахмеда Ибн-Фарлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.») |
Искуство |
«В городе Щетине находились 4 коктыне. Но одна из них, бывшая главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью постройки, она имела скульптурные изображения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи зданий, не смывались ни дожём, ни снегом, такими их сделала искусность художников…Там же были трёхглавое изображение божества, которое имело три головы на одном туловище и называлось Триглавом … Три других коктыни почитались меньше и по этому были менее богато убраны.» («Жизнеописания Оттона Бамбергскогом.»)
«Здесь среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвящённые богу этой земли Прове. Их окружает дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали идолами, но это место было святыней всей земли.» («Славянские хроники.» Гельмольд ст.54)
|
«Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышаются деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по великолепию бога, которому здесь воздвигнут был кумир. Внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенных. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой. Внешняя ограда состояла из толстой стены с красивой кровлею. Внутреняя- из 4х крепких колонн, которые не соединялись твёрдой стеной, увешаны коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлей. В самом храме стоял большой, превосходного роста человеческий кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две к хребту, но так , что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела на лево, а другая на право.» («Деяния Даков.» Саксонская грамматика. Ст.55-56.)
|
Письмо |
«Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаю, что один из царей горы Кабн (Кавквзких гор) послал его в царство русов: он утверждает, что они имеют письмена, вырезанные на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, были ли они словами, или отдельные буквы, подобно этому.» («Книга росписи наукам.» Ибн-ан-Надима. Ст.45) |