Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:19, реферат
Когда из-за вершин далеких гор выглянуло солнце, шаманы слаженно ударили в бубны. Длинные ряды собравшихся в ожидании рассвета людей пришли в движение. Молящиеся снимали шапки, расстегивали и набрасывали на шеи пояса и принимались бить поклоны в сторону восхода. Так по заведенному здесь ритуалу в Каракоруме – столице монгольской империи – начинался очередной курултай (съезд знати). Шел 1235
год. По призыву главного хана Угэдэя, сына и приемника Чингисхана. На монгольском престоле, со всех концов огромной державы собрались наместники и военачальники. Правящей верхушке империи предстояло обсудить планы дальнейших завоеваний.
Из княжеств, оставшихся без крова, потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. В рабство забирали тех, кто не мог заплатить «выход».
Русские
князья по большей части
В 1327г. московский князь Иван Данилович Калита, умный и изворотливый политик, при поддержке монгольской армии подавил антиордынское восстание в Твери. Благодарный хан (им был тогда Узбек, праправнук Бату) даровал Колите ярлык на Владимирское княжение и право сбора «выхода» во всей Руси. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников. Великокняжеский ярлык с тех пор почти без перерывов сохранялся за московскими князьями .
С ослаблением Орды во второй половине XIV в. иго стало менее тяжелым. Начавшая дробиться степная держава уже не могла организовывать большие нашествия на Русь, а частые набеги разрозненных кочевых отрядов на пограничные области русские научились отбивать.
В 1380 году
попытка карательного похода
против Московского княжества
закончилась разгромом
Постепенно
московские князья стали
В течении XV в. зависимость Руси от Орды становилась все призрачнее. В 1480г. великий князь московский Иван III отверг требования хана Ахмата восстановить выплату «выхода» и выступил против него в поход. На противоположных берегах реки Угры ордынские и русские войска стояли несколько месяцев, вступая в мелкие стычки, но не решаясь дать генеральное сражение. Наконец хан отступил. Это событие принято считать окончанием ордынского ига. Тогда современники не восприняли это событие , как освобождение от зависимости. Лишь в 1502г., когда крымские татары разрушили столицу Золотой Орры, изгнали, а частью истребили правившую там ханскую фамилию, естественно отпала необходимость поездки туда за ярлыками и посылки дани. Золотая Орда рухнула окончательно, и эпоха монгольского завоевания Руси завершилась.
За этот долгий
период невзгод и лишений, наш
русский народ научился
Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши – москвичи, новгородцы, рязанцы – женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет – ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для некоторых княжеских родов. Позднее после падения Золотой Орды, татарские вельможи стал переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметьевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVII в. никто не считал их потомков татарской знатью.
Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась от сибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов на севере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территории обитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общим названием кочевых жителей Золотой Орды стало слово «татары». Кроме татар ордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары, марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владением Орды стали русские земли.
Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану в Каракоруме. Как русские князь я ездили к ним за ярлыками, так и сами ордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в Улусе Джучи. Однако со временем империя распалась на несколько враждующих государств-улусов. Хан Улуса Джучи Менгу-Тимур в 1266г. впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени главного всемонгольского государя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существование Золотой Орды.
Во главе
западной части этого
Сначала
монголы организовали
Завоеванные
степи были распределены между
братьями Бату и превратились
в удельные владения. Удельные
правители выставляли у
Всей ордынской армией командовал военачальник - беклярибек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Нередко это приводило к кровавым междоусобицам.
По мере развития
Именно в канцелярии дивана хранились девтери – податные списки, по которым взимался «выход» с русских княжеств.
Внешней политикой занимались
обычно хан и его ближайшие
советники. Золотая Орда долгое
время была самым сильным
Периодически золотоордынские полчища вторгались на Балканы, в Литву и Польшу. Целью этих походов было не завоевание, а ограбление соседей.
Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная часть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов – все это создавало мощь ордынской державы. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила апогей своего могущества. Расцвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (1312-1342гг. правления) и его сына Джанибека (1342-1357гг. правления). Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам.
Основатель монгольской империи Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подчинявшихся Улусу Джучи, христиан не подвергали никаким религиозным притеснениям. В столице Золотой Орды Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261г. там возникла православная епархия. Однако сами монголы в своем большинстве оставались язычниками-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал покланяться Христу или Аллаху, это никого не задевало и считалось частным делом.
Но в начале XIV в. ситуация в Золотой Орде изменилась. Наиболее дальновидные представители правящих кругов чувствовали, что регулировать жизнь обширной державы по старым монгольским традициям уже невозможно. Управлять страной становится слишком сложно. Необходимо было привлечь грамотных людей, понимающих толк в экономике и финансах. Самыми подходящими для этой цели были чиновники из Средней Азии. К тому же торговля Золотой Орды давно уже находилась в руках мусульманских коммерсантов. Интенсивные отношения с Ираном и Египтом требовали привлечения знатоков арабского и персидского языков. Кроме того, общая , единая для всего государства религия помогла бы сплотить подданных вокруг хана-единоверца. В 1314г. Узбек объявил ислам официальной религией Золотой Орды и сам стал мусульманином. Его знатные родичи, которые пытались воспротивиться такому нарушению старо-монгольских традиций, были истреблены.
Эпоха Узбека отмечена и широким городским строительством. К середине XIV в. в золотой Орде существовало около ста городов. Некоторые из них были старыми поселениями, основанными еще до монгольского нашествия. Завоеватели их разрушали и перестраивали заново, т. к. эти города стояли, как правило, на торговых путях. Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движении караванов.
Другие города были основаны самими монголами. В Орде становилось все больше чиновников, которые не могли кочевать вслед за ханскими стойбищами. Работа над финансовыми делами требовала спокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты не очень-то подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности, где хан останавливался на зимовку. Таким образом был построен город Сарай («сарай»по-тюркски дворец), основанный при Бату и Новый Сарай, построенный при Узбеке. Некоторые города, построенные в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др.
При Узбеке и Джанибеке города Золотой Орды пережили расцвет. Возведенные трудами тысяч невольников дворцы, мечети, караван-сараи (торговые постоялые дворы) и др. постройки превращали в средоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира.
Процветание ордынского
Тохтамыш поссорился с
Наследницей
Золотой Орды формально
портится,
Любые связи, общения, отношения людей или государств, на мой взгляд, не могут не оставить какого-либо следа, будь это спорт, культура, мирное общение или военные действия. Всегда происходит воздействие или взаимовоздействие, взаимообмен, независимо от времени, будь это день, месяц, год и тем более столетия…