Русь и татаро-монголы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:51, реферат

Краткое описание

Слово “иго” по энциклопедии Кирилла и Мефодия означает порабощающую, угнетающую силу. Татаро-монгольским игом принято называть период времени, в течение которого Русь находилась под влиянием Золотой Орды. Татаро-монгольское иго держалось в России 240 лет – почти четверть тысячелетия. За это время произошло множество событий, повлиявших на Россию, поэтому значение этого времени невозможно переоценить. Мне захотелось чуть лучше узнать эту эпоху и разобраться в ней, захотелось выяснить, какой фактор сыграл важнейшую роль в борьбе русского народа с монголо-татарами, как сказалось на экономике и культуре Руси золотоордынское владычество.

Содержание

Введение 3
Образование монгольской державы 4
Завоевания в Средней Азии 4
Вторжение в Иран и Закавказье 6
Битва на реке Калке 6
Нашествие монголо-татар на Русь 7
Завоевание Северо-Восточной Руси 7
Завоевание Южной Руси (1240-1241 гг.) 8
Русские земли и Золотая Орда 10
Северо-Восточная Русь во второй половине XIII века 10
Борьба между Москвой и Тверью. Возвышение Москвы 12
Борьба с Золотой Ордой 13
Куликовская битва 14
Значение Куликовской победы 14
Разгром Москвы Тохтамышем 15
Социально-экономическое развитие в XIV веке 16
Падение ордынского владычества 17
Русская культура в период монголо-татарского владычества 18
Заключение 21
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Русь и татаро-монголы.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Падение ордынского владычества

Во второй половине XV века Золотая Орда представляла собой ряд независимых государств. Наиболее крупными из них были Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. В Крымской Орде утвердилась династия Гиреев, с которой правивший в то время московский государь Иван III поддерживал дружеские отношения. Москва и Крым имели общего врага – хана Большой Орды. Слабый золотоордынский хан Ахмет (Ахмат) со своей стороны пытался воздействовать на Русь в союзе с Литвой, но из-за невозможности организовать объединенный поход ограничивался набегами на московские границы. Так, в 1472 г. он совершил поход к берегам Оки, но на Москву идти так и не решился. Иван III проводил все более независимую от ордынцев политику. С 1476 г. он вообще прекратил выплату дани – «выхода». В ответ на это Ахмет собрал большую армию и двинулся к Москве. В сентябре 1480 г. русские и ордынские войска сосредоточились у притока реки Оки – на реке Угре. В октябре Ахмет дважды пытался перейти Угру, но был отброшен назад московскими воеводами, а обещанная ему помощь из Литвы так и не подошла. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха, они отступили на две версты от реки Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября – первых числах ноября также начал отводить свои войска.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы.

В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Русская культура в период монголо-татарского владычества

Развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере. Одна в результате татарских набегов был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII века, что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг. Значительно сужается кругозор летописцев, они практически утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах.

Вместе с тем важнейшим жанром литературы XIII века, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления русских людей о своем прошлом и об окружающем мире.

В XIV веке осмыслению монгольского завоевания посвящен ряд повестей – сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянин Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от батыевых ратей.

В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV – начала XV века постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувств людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть «О побоище на Дону», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», воинская повесть «Задонщина», составленная, как полагают, Софонием Рязанцем по образцу «Слова о полку Игореве». Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы в 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.

Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это «Житие Михаила Черниговского» и «Житие Михаила Тверского». Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.

Начиная со второй половины XIII века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) – Владимир, а с конца XIII века – Тверь. Со второй половины XIV века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV века и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.

Наряду с развитием литературы совершенствуется письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX веке при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV веке на смену «уставу» приходит «полуустав» – более беглое и свободное письмо. А с конца XIV века начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящему пергаменту постепенно приходит более дешевый материал – бумага.

В конце XIII – XIV веках в русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгородчине церковь Николы на Липне (1292 г.), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.). Осталось в Новгороде и несколько гражданских строений XIV – начала XV веков. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата, созданная в 1433 году. Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода.

При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма: Успенский собор (1326 г.), церковь Ивана Лествичника (1329 г.), церковь Спаса на Бору (1330 г.) и Архангельский собор (1333 г.). Возобновление каменного строительства в Москве связано с князем Дмитрием Донским, во время княжения которого возводятся белокаменные укрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятники каменного зодчества первой четверти XV века свидетельствуют об их новом техническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский собор в Звенигороде. Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг монастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове.

Мощный подъем русской культуры в конце XIV века нашел отражение в развитие русской живописи. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313 г.). Наиболее крупным художником этого периоды был Феофан Грек (ок. 1340 г. – после 1405 г.), византийский мастер. Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличает необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.

Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписывается изображение Успения на обороте известной иконы «Донская Богоматерь» из Благовещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона «Преображение» из Переяславля Залесского. На рубеже XIV – XV столетий в Москве складывается национальная школа иконописи. К этому времени относится ранний период творчества гениального русского художника Андрея Рублева.

Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310 – 1378 гг.) и игумен Сергий Радонежский (1314 (или 1319) – 1392 гг.). Последний, основатель Троицкого монастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людей против ордынского владычества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Начавшись в первой половине XIII века, оно просуществовало на Руси более двухсот лет. За это время был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Дань («выход») начала взиматься еще в 40-е годы XIII века, а в 1257 г. по приказу хана Берке монголы произвели на Северо-Восточной Руси перепись населения («число»), установив фиксированные размеры взиманий. От уплаты «выхода» было освобождено только духовенство.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и, в конечном счете, задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг – север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на «запад – восток». Замедлились темпы культурного развития русских земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Волкова И.В. История России: Пособие для поступающих в вузы. М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2000. 672 с.
  2. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.: Экспериментальный учебник для учащихся VII класса. М.: МИРОС, 1993. 240 с.
  3. Орлов А.С. История России: учебник – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. 528с.
  4. Википедия. Стояние на реке Угре // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B5_%D0%A3%D0%B3%D1%80%D0%B5 (дата обращения: 27.09.2011).

 

 

 


Информация о работе Русь и татаро-монголы