Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:50, творческая работа
Цель работы:
Передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков. Изучение новых страниц истории.
Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
Воспитание любви и уважения к малой Родине.
Знакомство с историей быта земляков.
Задачи исследования:
- обобщение информации, полученной в результате исследовательской работы.
- содействие сохранению преемственности и связи поколений;
1.Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Приложение.
Одностороннюю гладь, ее называют верхошов, выполняют цветными нитками - мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Платья и блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой подлинно высокое мастерство.
Вышивку владимирским швом часто дополняют нарядными накладными сетками, которые имитируют фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный мстерский растительный орнамент, развивая традицию любовного отношения к родной природе, сочетается с фоновыми мережками. Традиционный мотив мстерской вышивки - венок, в центре которого изображается роза, окруженная полевыми цветами: незабудками, колокольчиками, васильками или ягодами смородины, земляники, вишни. Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно. Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни, сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой, сбором урожая плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.
Рабочий инструмент русских искустниц-вышивальщиц был несложен. И во Мстере, и в Александрове нехитрый инструмент вряд ли перетерпел большие изменения с незапамятных времен. Два кола, планочки и накатки с ровными палочками для ослабления и натяжения полотнища ткани, над которым трудится вышивальщица - так устроены пяльцы для ручной вышивки.
Александровские вышивальщицы несколько десятилетий, начиная с 1928 года, трудились артелью, а затем объединились в фабрику им. Крупской. Крестом и счетной гладью, выполняемой по счету нитки на тонких тканях, где нити хорошо просматриваются, в послевоенные годы - 1945 - 1960, вышивали женскую одежду - блузки, белье, мужские сорочки и, конечно, детские рубашечки, кофточки.
Для украшения интерьера
Технология ручной вышивки мало чем отличается от мстерской - это по сути дела тот же "владимирский шов", где одна сторона застилается гладью, а изнаночная остается однотонной. Так же как и мстерские, александровские мастерицы вышивают белой гладью и счетной гладью белоснежные скатерти, с рельефным орнаментом из венков, букетов. Те же природные мотивы украшают тонкие занавески, блузки, белье. Собственно "владимирский шов" александровских мастериц отличается более крупными объемами яркого, с преобладанием красного цвета орнамента, усиленного цветными контурами на льняных тканях растительных тонов. Машинная вышивка александровских мастериц отличается сложной строчевой разделкой и тамбурным швом, звенья строченой цепочки входят одно в другое.
Образная система орнаментации владимирской вышивки не только отразила мировоззрение периода становления русской культуры, но также органично вошла в современную систему духовных ценностей.
История владимирских швов тесно связана с развитием золотого шитья. Серебряные и золотые нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы в дальнейшем их можно было аккуратно спороть и использовать еще и еще раз. Для этого драгоценные нити, предварительно скрученные с основной льняной нитью, пришивали к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды. Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов. В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому. Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов
Символика
Калина – дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина – символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной.
Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни.
Символика винограда открывает
нам радость и красоту
Лилия – символ девичей чистоты и невинности, женской энергии. Кроме цветка в орнаменте обычно присутствует листок и бутон, которые образуют композицию зарождения, развития и непрерывности жизни.
Узоры с розами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением.
Хмель – очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля - свадебный символ. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике.
Соловей и кукушка вышиваются на
девичьих рушниках. Этих птиц часто
располагали на ветке калины, что
символизирует продолжение
Павлины очень важные птицы, они расселись на свадебных рушниках и часто над ними расположен венок или венец. Павлин – это жар–птица, которая несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она птица семейного счастья.
Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи.
Ласточка – эта птица всегда несет добрые вести. Именно она заботится о том, чтобы человек не пропустил благоприятной поры для создания семьи и укрепления хозяйства
Заключение.
Работая над данной темой мы узнали много интересного: что орнамент – это некое магическое заклинание, что каждый рушник мастерили по предназначению, что цветы на рушниках отличительная особенность какого - либо района, познакомились с владимирской вышивкой. Главное, мы поняли, как много интересного хранят сокровища народной культуры.
Подготавливая необходимую информацию, мы очень часто обращались к Борисовой Зинаиде Михайловне – дочери бабушки Матрены. Именно она дала нам большую часть интересных фактов, подробно рассказала о нашем рушнике, о том, как он изготовлялся. Общаясь с ней, мы не только получаем необходимую информацию для исследовательской работы, но и знакомимся с историей нашего края, с людьми, которые жили здесь.
Приложение.
Символика
Калина –
дерево украинского рода. Ягоды
калины красные, что
Дуб –
священное дерево, воплощение Перуна,
бога солнечной мужской
Символика
винограда открывает нам
Лилия –
символ девичей чистоты и
Узоры с
розами вышиваются по законам
растительного орнамента, что
означает беспрерывное
Хмель –
очень близок к символике воды
и винограда, он несет в себе
значение молодости, любви.
Соловей
и кукушка вышиваются на
Павлины
очень важные птицы, они
Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи.
Ласточка
– эта птица всегда несет
добрые вести. Именно она
Кто такая Макошь?
В восточнославянской мифологии сохранились сведения о верховном женском божестве, олицетворяемом с образом Матери – сырой земли, т.е. земли в единстве с водой, плодородием, женским домашним хозяйством – Макоши (в переводе «мокрая», «прядущая»). Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Но в первую очередь, Макошь – божество – пряха, ее, по народным поверьям, представляли женщиной с длинными руками, большой головой и с распущенными волосами, считали, что от нее зависят судьбы обитателей дома.