Рушник бабушки Матрены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:50, творческая работа

Краткое описание

Цель работы:
Передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков. Изучение новых страниц истории.
Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
Воспитание любви и уважения к малой Родине.
Знакомство с историей быта земляков.
Задачи исследования:
- обобщение информации, полученной в результате исследовательской работы.
- содействие сохранению преемственности и связи поколений;

Содержание

1.Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Рушник.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Одностороннюю гладь, ее называют верхошов, выполняют цветными нитками - мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Платья и блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой подлинно высокое мастерство.

Вышивку владимирским швом часто дополняют  нарядными накладными сетками, которые  имитируют фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный мстерский растительный орнамент, развивая традицию любовного отношения к родной природе, сочетается с фоновыми мережками. Традиционный мотив мстерской вышивки - венок, в центре которого изображается роза, окруженная полевыми цветами: незабудками, колокольчиками, васильками или ягодами смородины, земляники, вишни. Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно. Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни, сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой, сбором урожая плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.

 

 

Рабочий инструмент русских искустниц-вышивальщиц был несложен. И во Мстере, и в Александрове нехитрый инструмент вряд ли перетерпел большие изменения с незапамятных времен. Два кола, планочки и накатки с ровными палочками для ослабления и натяжения полотнища ткани, над которым трудится вышивальщица - так устроены пяльцы для ручной вышивки.

Александровские вышивальщицы несколько  десятилетий, начиная с 1928 года, трудились  артелью, а затем объединились в  фабрику им. Крупской. Крестом и  счетной гладью, выполняемой по счету  нитки на тонких тканях, где нити хорошо просматриваются, в послевоенные годы - 1945 - 1960, вышивали женскую одежду - блузки, белье, мужские сорочки  и, конечно, детские рубашечки, кофточки.

Для украшения интерьера александровские вышивальщицы создали свои отличные от мстерских изделия - это мелкие салфеточки, для украшения праздничного стола, накидушки, подзоры - они долго оставались в моде - скатерти. В конце 1960-х годов в Александрове образовалась строчевышивальная фабрика, где кроме ручной начала выполняться и машинная вышивка.

Технология ручной вышивки мало чем отличается от мстерской - это по сути дела тот же "владимирский шов", где одна сторона застилается гладью, а изнаночная остается однотонной. Так же как и мстерские, александровские мастерицы вышивают белой гладью и счетной гладью белоснежные скатерти, с рельефным орнаментом из венков, букетов. Те же природные мотивы украшают тонкие занавески, блузки, белье. Собственно "владимирский шов" александровских мастериц отличается более крупными объемами яркого, с преобладанием красного цвета орнамента, усиленного цветными контурами на льняных тканях растительных тонов. Машинная вышивка александровских мастериц отличается сложной строчевой разделкой и тамбурным швом, звенья строченой цепочки входят одно в другое.

Образная система орнаментации владимирской вышивки не только отразила мировоззрение периода становления русской культуры, но также органично вошла в современную систему духовных ценностей.

 

История владимирских швов тесно связана с развитием  золотого шитья. Серебряные и золотые  нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы  в дальнейшем их можно было аккуратно  спороть и использовать еще и  еще раз. Для этого драгоценные  нити, предварительно скрученные с  основной льняной нитью, пришивали  к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды. Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов. В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому. Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов

 

 

Символика

Калина – дерево украинского  рода. Ягоды калины красные, что символизирует  бессмертие рода. Дуб и калина –  символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни.

Символика винограда открывает  нам радость и красоту образования  семьи. Сад–виноград – это жизненная  нива, на которой муж сеятель, а  жена должна растить и оберегать  дерево их рода.

Лилия – символ девичей чистоты  и невинности, женской энергии. Кроме  цветка в орнаменте обычно присутствует листок и бутон, которые образуют композицию зарождения, развития и  непрерывности жизни.

Узоры с розами вышиваются по законам  растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с  постоянным обновлением.

Хмель – очень близок к символике  воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля - свадебный символ. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике.

Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Этих птиц часто  располагали на ветке калины, что  символизирует продолжение рода.

Павлины очень важные птицы, они  расселись на свадебных рушниках и часто над ними расположен венок  или венец. Павлин – это жар–птица, которая несет в себе солнечную  энергию жизни, поэтому она птица  семейного счастья.

Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они  либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева –  символа новой семьи.

Ласточка – эта птица всегда несет добрые вести. Именно она заботится  о том, чтобы человек не пропустил  благоприятной поры для создания семьи и укрепления хозяйства

 

 

Заключение.

Работая над  данной темой мы узнали много интересного:  что орнамент – это некое магическое заклинание, что каждый рушник мастерили по предназначению, что цветы на рушниках отличительная особенность какого - либо района, познакомились с владимирской вышивкой. Главное, мы поняли, как много интересного хранят сокровища народной культуры.

Подготавливая необходимую  информацию, мы очень часто обращались к Борисовой Зинаиде Михайловне – дочери бабушки Матрены. Именно она дала нам большую часть  интересных фактов, подробно рассказала о нашем рушнике, о том, как он изготовлялся. Общаясь с ней, мы не только получаем необходимую информацию для исследовательской работы, но и знакомимся с историей нашего края, с людьми, которые жили здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Символика

 

     Калина –  дерево украинского рода. Ягоды  калины красные, что символизирует  бессмертие рода. Дуб и калина  – символы красоты и силы, но  силы необыкновенной, красоты необычайной.

      Дуб –  священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии,  жизни.

      Символика  винограда открывает нам радость  и красоту образования семьи.  Сад–виноград – это жизненная  нива, на которой муж сеятель,  а жена должна растить и  оберегать дерево их рода.

      Лилия –  символ девичей чистоты и невинности, женской энергии. Кроме цветка  в орнаменте обычно присутствует  листок и бутон, которые образуют  композицию зарождения, развития  и непрерывности жизни.

      Узоры с  розами вышиваются по законам  растительного орнамента, что  означает беспрерывное солнечное  движение с постоянным обновлением.

      Хмель –  очень близок к символике воды  и винограда, он несет в себе  значение молодости, любви. Можно  сказать, что узор хмеля - свадебный  символ. Узоры, которые напоминают  листья хмеля, относятся к молодежной  символике.

      Соловей  и кукушка вышиваются на девичьих  рушниках. Этих птиц часто располагали  на ветке калины, что символизирует  продолжение рода.

      Павлины  очень важные птицы, они расселись  на свадебных рушниках и часто  над ними расположен венок  или венец. Павлин – это  жар–птица, которая несет в  себе солнечную энергию жизни,  поэтому она птица семейного  счастья.

      Молодоженов  символизируют соколы, голуби и  петухи. Характерной чертой свадебного  рушника является расположение  птиц головками друг к другу.  Они либо держат в клювиках  ягоду калины, либо сидят у  корней дерева – символа новой  семьи.

      Ласточка  – эта птица всегда несет  добрые вести. Именно она заботится  о том, чтобы человек не пропустил  благоприятной поры для создания  семьи и укрепления хозяйства

 

 

 

 

 

Кто такая Макошь?

 

  В восточнославянской мифологии сохранились сведения о верховном женском божестве, олицетворяемом с образом Матери – сырой земли, т.е. земли в единстве с водой, плодородием, женским домашним хозяйством – Макоши (в переводе «мокрая», «прядущая»). Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Но в первую очередь, Макошь – божество – пряха, ее, по народным поверьям, представляли женщиной с длинными руками, большой головой и с распущенными волосами, считали, что от нее зависят судьбы обитателей дома.

 

 

 


Информация о работе Рушник бабушки Матрены