Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:19, курсовая работа
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Мы под словом "перестройка" подразумеваем совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним "застоем" через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами:
во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической);
во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса.
Заключение.
«Перестройка» является историческим этапом в жизни русского народа.
Двадцать лет назад в жизнь
советских людей вошло загадочное слово
«перестройка». И мало кто мог тогда предположить,
какими будут итоги пошедшего процесса.
А итоги оказались более чем впечатляющи.
По сути, произошла смена исторических
эпох, переменилось устройство мира, распались
государства и государственные союзы.
Целые народы, десятки миллионов людей
зачастую против своей воли стали гражданами
новых государств.
Несмотря на небольшой вроде бы исторический
срок – всего двадцать лет – многие подробности,
детали, факты той поры уже вымываются
из памяти людей, заменяются мифами и выдумками,
мешают понять, что же действительно произошло
с нами и со страной, и нашей задачей было
разобраться, что на самом деле произошло
и что вызвало необходимость провести
"перестройку".
Изначально, в данной курсовой работе были раскрыты базовые вещи, включающие описание основных этапов "перестройки". Были рассмотрены, проведенные в то время, экономические реформы. На базе полученных знаний были проанализированы политическая и экономическая ситуации в стране. Для завершения полной картины был раскрыт вопрос о внутренней политике исследованного периода. Также был описан вопрос о культурной и общественной жизни времен «перестройки».
В первой главе раскрыты предпосылки и начало "перестройки", описано начало перемен, перечислены этапы "перестройки" и хронология событий.
Во второй главе была рассмотрена внутренняя политика времен "перестройки", проанализирована попытка ускорения социально-экономического развития страны, а также раскрыт вопрос об экономической цене поражения СССР в "холодной войне".
Третья глава была посвящена содержанию программы "радикальных экономических реформ", она включила в себя изучение концепции макроэкономического реформирования, анализ приватизации госсобственности и результаты "радикально-экономической реформы".
Проанализировав материал курсовой
работы, можно сделать вывод, что «автор
перестройки», а именно Михаил Сергеевич
Горбачев, изначально затевая кардинальные
перемены, вовсе не хотел развалить страну
и вообще привести все к такому печальному
итогу. К сожалению, судьба его как политика
и как человека драматична. Его человечность,
его открытость ко всем человеческим радостям
и слабостям, которые подвигли Горбачёва
как Генерального секретаря на перестройку,
на освобождение от ханжества в идеологии
и в жизни, оказались для него злым роком
после отставки.
Горбачёв как раз и хотел превратить
социализм в нормальное общество, где
ничто человеческое не чуждо – зарабатывать
деньги, жить в комфорте, если можешь. К
сожалению, ему несколько не хватило опыта
и политической подкованности, для того
чтобы предпринять правильные действия.
И в заключение, можно сказать, что разрыв между официальными лозунгами и реальной жизнью советских людей, растущее недоверие к коммунистической идеологии, падение жизненного уровня, отсутствие элементарных продуктов питания никак не согласовывались с обещанием Программы КПСС о построении коммунизма в СССР к 1980 году. К тому же, война в Афганистане и размещение Соединенными Штатами ядерных ракет средней дальности в Западной Европе окончательно покончили с периодом разрядки международной напряженности. Значительно возросла угроза мировой войны. Все это вызывало недовольство и тревогу в советском обществе. Руководителям государства необходимо было серьезно скорректировать как внутреннюю, так и внешнюю политику. Ко всему этому привела безграмотность всех стоявших поочередно «у руля» страны.
В «перестройке», несомненно, были свои и плюсы, и минусы, но очевидно минусов оказалось больше, что и привело к ее логическому завершению, а именно, к развалу СССР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Основная литература:
1.1. Ананьев А. А. Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России. — М., 1996, с. 304):
1.2. Статья: «Предпосылки и начало «Перестройки»» [электронный ресурс] / Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.
1.3. И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. Глава 6. СССР в период «застоя» и «перестройки» / История Советской России/ «Перестройка» / [электронный ресурс]
1.4. Свободная электронная энциклопедия-Википедия / «Внутренняя политика» / [электронный ресурс] / Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985—1991. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.
1.5. Статья «Попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества.» / [электронный ресурс] / Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.
1.6. Статья «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПОРАЖЕНИЯ СССР В «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»» /А. А. Кадочников. Информационная война и геополитика /[электронный ресурс]
1.7. Статья «Экономические преобразования » / История России. Радикальные экономические преобразования в России в 90-е годы XX века / [электронный ресурс]
II. Дополнительная литература:
2.1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000. – 464 с. – С. 324–422.
2.2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
2.3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. – 544 с. – С. 496–503.