СССР в годы хрущевской оттепели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 00:45, контрольная работа

Краткое описание

После десяти лет международных испытаний, одно другого тяжелее, которые страна победно преодолела, Советский Союз постепенно окреп. Последствия войны и голода отошли в прошлое. Промышленность росла. Ежегодно ВУЗы и техникумы готовили до 500 тыс. специалистов. Однако чувствовалось, что послевоенная сталинская политика входила в противоречие с жизненной стойкостью народа. В стране никто не отваживался критиковать ни Сталина, ни его правительство. В стране царил пропагандистский шум сплошных триумфов. Тяжелая болезнь разъедала страну.

Содержание

1. Введение.
2. Смерть И.В.Сталина и борьба за власть.
3. ХХ-съезд – начало «оттепели» - десталинизация страны.
4. Попытки поворота экономики СССР на интенсивный путь развития в условиях НТР.
5. Выводы .

Вложенные файлы: 1 файл

КР по ИСТОРИИ РОССИИ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, Хрущев обладал качествами, благодаря которым ни Сталин, ни другие члены Президиума ЦК не видели в нем серьезного соперника. Сталинская обстановка сформировала в Хрущеве особую хитрость и особую скрытность.

 

 

ХХ-съезд – начало «оттепели» - десталинизация страны.

Процесс частичной трансформации советской государственно-политической системы начался уже в 1953 году, когда были сделаны первые шаги в ликвидации последствий сталинской репрессивной политики, в частичном восстановлении законности и правопорядка. Уже в тезисах отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и института Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина при ЦК КПСС к пятидесятилетию КПСС говорилось: «Культ личности противоречит принципу коллективного руководства, ведёт к снижению творческой активности партийных масс и советского народа и не имеет ничего общего с марксистско-ленинским пониманием высокого значения направляющей деятельности руководящих органов и руководящих деятелей…». Это заявление ознаменовало начало процесса десталинизации как в стране, так и в партийном руководстве.

В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС, на котором первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», где он осудил практику массовых репрессий в СССР и датировал их начало 1934 годом, исключив тем самым из числа преступлений сталинского режима «раскулачивание», а также политические репрессии начала 1930-х гг. Политическое поведение Сталина противопоставлялось «правильной» большевистской политике, которая в целом признавалась правомерной и отвечающей ленинским идеологическим принципам. Вся тяжесть вины за развязывание политических репрессий возлагалась на И. В. Сталина и его ближайшее окружение. При этом Хрущёв стремился исключить свою причастность к сталинскому политическому террору, поэтому критика сталинизма была ограничена, достоверная информация о политических репрессиях была строго дозированной и преподносилась советскому обществу с санкции высшего партийно-государственного руководства. Начатое Хрущёвым с XX съезда разоблачение сталинизма не затрагивало сущности советской командно-административной системы, сводя все недостатки системы к культу личности Сталина.

Хрущёвская кампания по очищению от наследия Сталина в общественной сфере проводилась в конце 1950-х. В процессе десталинизации все населённые пункты, улицы и площади, предприятия и колхозы, которые носили имя Сталина, были повсеместно переименованы. Сталинабад, столица Таджикской ССР, получил прежнее название Душанбе. Сталинири, столице Юго-Осетинской АО, было возвращено историческое название Цхинвали. Сталино (ранее Юзовка) переименован в Донецк. Сталинск (старейший город Кузнецк) получил название Новокузнецк. Станция метро «Сталинская» в Москве была переименована в «Семёновскую» (1961 год). ВБолгарии городу Сталин было возвращено название Варна, в Польше Сталиногруд вновь стал Катовице, в Румынии городу Сталин вернули название Брашов и т. д.

В тот же период также почти со 100% охватом были демонтированы в СССР памятники и монументальные изображения Сталина — от исполинских, высотой в 24 м (на берегу Волги при входе в Волго-Донской канал), до его изображений в интерьерах, например, в Московском метрополитене.

Равным образом с карты СССР были стёрты имена ближайших соратников Сталина, объявленных членами «антипартийной группы»: городу Молотову было возвращено наименование Пермь, Молотовску — Нолинск, Московский метрополитен, носивший с открытия в 1935 году имя Кагановича, в 1955 году был переименован в честь В.И. Ленина.

Процесс официальной десталинизации, начатой в 1956 году, достиг своего пика в 1961 году на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза. В результате съезда были приняты два наиболее значительных акта десталинизации: 31 октября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено на Красной площади, а 11 ноября 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград.

В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом.

Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате.

Значение оттепели в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».

После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, кᴏᴛᴏᴩые касались двух основных аспектов: экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за кᴏᴛᴏᴩую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым. Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и оϲʙᴏении целинных земель.

Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на ϲʙᴏбодном рынке.

Расширение посевных площадей, оϲʙᴏение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия кᴏᴛᴏᴩой он добивался нафевральском (1954 г.) пленуме ЦК. За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были оϲʙᴏены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.

На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике ϶ᴛᴏ проявилось в беспрецедентной акции по внедрению ϶ᴛᴏй культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для ϶ᴛᴏго). На ϶ᴛᴏм же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так называемый “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал развитие не сельского хозяйства, а легкой промышленности). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась.

1953 — 1956 гг. — ϶ᴛᴏт период вошел в сознание людей как “оттепель” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.). Отличительной особенностью ϶ᴛᴏго времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но исмягчение политического режима. “Оттепель” характеризуется коллегиальным характером управления. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Побудут новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в ϶ᴛᴏт период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина.

4 тысячи выпущенных на  ϲʙᴏбоду политических заключенных  в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной.

Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.

 

Попытки поворота экономики СССР на интенсивный путь развития в условиях НТР.

В 1965 г. началось проведение экономической реформы (называемой иногда «косыгинской реформой»), которую можно воспринимать как попытку поворота экономики СССР на интенсивный путь развития в условиях НТР. Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавались фонды материального стимулирования, вводилась плата в бюджет за используемые предприятиями основные производственные фонды, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и т.д. Все эти мероприятия были призваны содействовать повышению заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.

Косыгинскя реформа промышленности 1965—1970, направленная на усиление экономического стимулирования и расширение самостоятельности предприятий. В сентябре 1965 состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». По инициативе председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина  предлагалось реформировать промышленные предприятия с целью повысить их эффективность. Реформа, получившая название «косыгинской», предусматривала ввести наряду с валовыми показателями стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общую сумму централизованных капитальных вложений. Чтобы стимулировать деятельность предприятий, часть дохода должна была оставаться на предприятии. В то же время одновременно усиливалась вертикаль власти, восстанавливались центральные промышленные министерства вместо совнархозов. 

Тем не менее, по мнению академика Л. И., в целом по стране по всем важнейшим социально-экономическим показателям период 1966—1970-х годов был лучшим за все годы советской власти. Но, как показало дальнейшее развитие событий, реформа была набором разрозненных и противоречивых шагов, проводилась непоследовательно, тормозилась местными властями, расширение самостоятельности сочеталось с усилением административных и экономических полномочий министерств. Руководители партии почувствовали угрозу своей безраздельной власти. К середине 1970-х годов реформирование было свернуто, начался период застоя, цели реформы не были достигнуты.

Осуществление реформы дало стимул развития экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство в целом по стране увеличилось на 50 %. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.

Однако, по мнению современных экономистов, реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были: 
 
– непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических; 
 
– некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла; 
 
– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу; 
 
– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа поставит под сомнение сущность социалистического строя; 
 
– чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминировать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели к стагнации в народном хозяйстве. Незавершенность реформ 1960-х гг. в СССР говорила о невозможности дальнейшей модернизации экономической системы.

Послевоенное восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе и СССР.

Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи, нехватки продовольствия и карточной системы. До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение.

Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг чёрного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп.; цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб.; сахара - с 5,5 до 15 руб.; сливочного масла - с 28 до 66 руб.; молока - с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых кате-горий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые “хлебные надбавки” в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов. [8, с.297]

Первоначально отмену карточек намечалось провести в 1946 г. Однако низкий уровень жизни населения и продовольственный кризис 1946 г., причиной которого стала засуха, вынудили советское руководство несколько скорректировать прежние планы и перенести отмену карточек на конец 1947 г. Одновременно с отменой карточек должна была проводиться денежная реформа. Обмен денег начался 15 декабря 1947 г., старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении один к одному). Пропаганда представляла реформу как главный удар по “спекулятивным элементам”, на самом деле именно эта категория, т.е. дельцы теневой экономики, успели обезопасить свою наличность, своевременно разукрупнив свои вклады или переведя наличность в золото, драгоценности и т.д. Пострадали в результате обмена денег, прежде всего люди, которые не хранили сбережений в сберкассах, но имели наличные деньги: среди них подавляющее большинство составляли не “спекулянты”, а рабочие высоких разрядов, техническая интеллигенция, занятые во вредных производствах, сельском хозяйстве и др. Вместе с тем, несмотря на издержки, реформа 1947 г. способствовала стабилизации финансовой ситуации в стране. Менее подготовленной оказалась отмена карточной системы. Руководство страны приняло решение об отмене карточек, ко-гда существующий объем продовольственных и промышленных товаров не мог удовлетворить свободного спроса населения.

Информация о работе СССР в годы хрущевской оттепели