Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 23:44, контрольная работа
Саксонское зерцало как памятник права средневековой Германии был составлен немецким рыцарем и судьей Эйке фон Репков. Историкам известно почти 200 списков Зерцала.
Что касается времени составления сборника, то его относят к периоду между 1224 и 1230 годам. Дело в том, что в сборнике использованы Земский мир 1221 года и королевский закон о колдовстве 1224 года и в то же время сборнику неизвестен Майнцкий имперский мир 1235 года.
Репков утверждал, что человек должен принадлежать богу и что если человека присвоит себе кто-то другой, то он поступит против бога (книга I часть II 42 § 5).
Книга 1 часть 1 Статья 54 закрепляла положение чиншевика. Устанавливалось, что у чиншевика не может быть изъято в залог имущество за долги его господина свыше размера чинша, который он уплачивает ежегодно. «Кто своего чинша не уплачивает в установленные сроки [дни], тот должен на следующий день платить вдвойне, и так все дни, пока он чинш задерживает, однако лишь поскольку господин требует уплаты чинша по правомерному решению и в доме чиншевика, ибо он не обязан свой чинш платить за пределами своего дома». В Зерцале устанавливалась зависимость чиншевиков от своих господ.
В § 3 определялось, что: «Господин или его представитель, который передал участок, должен по праву доказывать [обязательства по] чиншу, коль скоро чиншевик отрицает, и то же самое в отношении десятины с имения, на котором он сидит. Если же он [чиншевик] утверждает, что он уплатил, то он должен это доказать сам-третей из числа тех, которые это видели и слышали, что он уплатил, если это оспаривается».
В § 5 определялось, что чиншевик, далее, не имеет права добывать камни и глину без разрешения своего господина, чиншевиком которого он является, равно как рубить дрова или рыть на чиншевом участке, разве только это будет его вечнонаследственный чиншевый участок. При этом следует отметить, что в отличие от арендатора у чиншевика не могло быть изъято в залог [имущество] за долги его господина свыше размера чинша, который он уплачивает ежегодно.
В книге 3 были установлена права горожан. Так в статье 2 говорилось «горожанин не несет службы своему господину, но он должен пребывать в городе, должен защищать его от врагов и участвовать с господином в вынесении судебных решений по делам о господских [ленах], когда это потребуется». Статья 3 определяла, что «городской суд находится в руках господина только в его городах; вследствие чего в вынесении судебных решений участвуют только те, которые держат от господина городские лены, и в отношении городского лена свидетелями могут быть только горожане. Содержались в Зерцале и другие положения регулирующие положения различных сословий.
Основное содержание Саксонского Зерцала было направлено на регулирование имущественных отношений. При этом особое место занимала наследственная земельная собственность, которую можно было отличать от различных форм держания земли: чиншевого и аренды, служебного землевладения министериала и т.п.
Саксонское Зерцало различало духовный и светский лен. Прежде всего, светский лен получали по общему правилу ленники от своих господ. Духовные лены получали от монастырей, которым также нужны были военные вассалы. Выделялись также и городские лены.
Если говорить о ленном праве, то следует отметить, что в книге 1 части 1 статье 9 § 2 говорилось: «Далее, если кто обещал другому свое имение и обязал передать его с согласия своего господина, поскольку он сможет добиться этого согласия, и если получатель оплатит полностью или частично и умрет до получения, то первый обязан передать имение ленному наследнику умершего независимо от того, будет ли он равным по рождению или нет.
И если нет ленного наследника, то он обязан передать его наследнику по праву, кто бы он ни был, так же как он должен был передать умершему, если он полностью оплатил; иначе он должен вернуть все то, что за это было уплачено».
То есть у короля была определенная свобода в распоряжении имперскими ленами (земельными владениями). Но лишиться лена владелец мог только по суду. И только если лен наследники не получали (отказывались или не являлись), то он переходил к королю (императору).
То есть гарантировалось право наследования лена. В отношении же земли министриалей у короля даже не было права ее забирать. Если же господин отнимал у вассала имение или необоснованно и несправедливо отказывал в наделении леном, то ленник мог жаловаться высшему сеньору.
В книге 1 части 1 38 § 2 определялось: «Те, далее, которые год и день находятся в королевской опале, объявляются по приговору лишенными прав и лишаются земельной собственности и лена: лен становится для господина свободным, собственность переходит во власть короля. Если наследники в течение года и дня не получают обратно при помощи присяги собственность от короля, то они, как и находящиеся в опале, теряют наследство, кроме случаев, когда уважительная причина помешала им явиться; уважительная причина должна быть доказана, как полагается по праву. Земельная собственность министериалов не может отойти к королю и вообще за пределы власти их господина, если они лишаются своих прав». В целом ленное право представляло из себя систему вассальной зависимости, когда ленник за земельный надел (лен) обязывался нести службу. В Саксонском зерцале закреплялось, что «ленник должен своему господину принести известную присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен. Если он этого не выполнит, то он не сможет быть свидетелем».
Главной обязанностью ленника было несение военной службы. Ленник должен был нести надлежащую королевскую службу, объявленную приказом господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Срок службы за счет господина устанавливался в шесть недель.
Ленное право приобреталось в результате символического обряда ввода во владение (инвестуры), но иногда могло возникнуть и по давности фактического владения леном (один год и один день без возражения господина).
Ленник держит любой лен на основании вассалитета; он, прежде всего ленник господина, пока господин признает, что он его ленник; если господин отрицает вассалитет, то ленник его сохраняет при помощи присяги на реликвиях.
Говоря о значении «Саксонского зерцала» как исторического и правового источника следует отметить, что сразу после своего появления «Саксонское зерцало» приобрело большой авторитет в правовых вопросах. «Саксонское зерцало» дало толчок и послужило образцом для создания общего «Саксонского права».
В результате роста авторитета «Саксонского зерцала» оно еще в XIV в. приобрело значение действующего закона, кодекса, т. е. фактически стало источником права в юридическом смысле и применялось в некоторых землях вплоть до XIX века.
К XIV веку «Саксонское зерцало» уже действовало также в Кёльне и ряде других городов, а многие из них в XIV веке стали центрами дальнейшего расширения действия «Саксонского зерцала». Его влияние уже становилось «сплошным» во многих частях Германии.
Из Кёльна «Саксонское зерцало» в XIV в. становится известным в городах кверху и книзу по течению Рейна. В Нидерландах на основе «Саксонского зерцала» и местного права до 1479 года создается «Голландское Саксонское зерцало».
Центром распространения и влияния «Саксонского зерцала» стал город Магдебург. Отдельные положения «Саксонского зерцала» уже в XIII в. вошли в правовые книги города Магдебурга, в том числе в наиболее важную из них — в «Саксонское городское право» (Вульгата).
Вульгата вскоре приобрела большое значение на юге и юго-востоке Европы, была переведена на латинский, польский и чешский языки. Широкое распространение получила и созданная в Магдебурге 4-я немецкая редакция «Саксонского зерцала», на основе которой в 1270 г. была создана Гамбургская судебная книга. Под влиянием последней некоторые предписания «Саксонского зерцала» были включены в городское право Дрездена.
Казус: В 1574 году мировой судья задержал и заключил в тюрьму до следующей сессии как праздношатающихся 15-летнего Джимми Грина и 20-летнего Криса Эверта. Правомерны ли действия мирового судьи? Какое наказание может ожидать арестованных, если станет известно, что Джимми Грина уже задерживали за выпрашивание милостыни, а Крис Эверт сбежал от своего хозяина, которому был передан на «исправление» решением Совета прихода?
Действия судьи в целом правомерны. Английское законодательство конца 16 века- 17 века называют «кровавым» за его жестокое отношение к бродягам и нищим. Судья может руководствоваться «Актом о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным 1572 года».
По данному королевскому закону бродягу старше 14 лет полагается заточить в тюрьму. При этом данный акт дал определение трудоспособности праздношатающихся бродяг и «упорных нищих» (статья V). «Для полного определения того, какие лица должны считаться в силу этого акта праздношатающимися, бродягами и упорными нищими и нести наказание за свой беспутный образ жизни,- как было закреплено в акте- ныне объявляется и устанавливается властью настоящего парламента: ...всякое лицо или лица, здоровые и крепкие телом и способные работать, не имеющие земли или хозяина, не занимающиеся какой-либо законной торговлей, ремеслом или профессией для снискания средств к существованию и которые не могут объяснить, каким законным путем они добывают себе пропитание; все фехтовальщики, вожаки медведей, актеры и менестрели, не принадлежащие какому-нибудь барону этого королевства или какой-либо особе высшего ранга, все жонглеры, разносчики, паяльщики и мелкие торговцы, которые бродят, не имея разрешения, по меньшей мере, двух мировых судей; все чернорабочие, здоровые телом, праздношатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, какая установлена и обычно дается в тех местах, где таким лицам приходится жить; и все лица, выпущенные из тюрем, которые просят вспомоществования или идут к себе на родину, или к друзьям, не имея разрешения от двух мировых судей той области, где они были освобождены, - все такие лица должны быть почитаемы за бродяг и упорных нищих, предусмотренных настоящим актом...». Бродяг и нищих полагалось брать на исправление.
Акт 1572 года требовала подвергать бродяг и нищих бичеванию кнутом и клеймению, если их уличат в ниществе первый раз, смертной казни во второй раз, если их никто не пожелает взять в услужение, и смертной казни без всякой пощады в третий раз.
Таким образом, по приговору мирового суда Криса Эверта сбежавшего от хозяина, и уличенного судом в нищенстве в первый раз, судья должен приговорить к бичеванию кнутом, или к клеймению.
Если Джимми Грин был задержан второй раз, и никто его не взял услужение, то он должен быть казнен.
Список литературы
1 Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования /Отв. ред. В.М. Корецкий - М., 1985. С.7.
Информация о работе Саксонское зерцало памятник права средневековой Германии