Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Смутное время - один из переломных периодов в российской истории, начало которого было положено прекращением московской династии. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Конец династии Рюриковичей………………………………………………………4
Борис Годунов………………………………………………………………………..5
Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)………………………………………………..6
Царевич Петр Федорович (Илейко Муромец)……... ………………..…………..10
Астрахань как центр возникновения самозванства ……..………………………..11
Лжедмитрий II……………………………………………………………….……….13
Лжедмитрий III …………….…………………………………………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….......20
Список используемой литературы…………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………2

Конец династии Рюриковичей………………………………………………………4

Борис Годунов………………………………………………………………………..5

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)………………………………………………..6

Царевич Петр Федорович (Илейко Муромец)……... ………………..…………..10

Астрахань как центр возникновения самозванства ……..………………………..11

Лжедмитрий II……………………………………………………………….……….13

Лжедмитрий III …………….…………………………………………………….…..17

Заключение……………………………………………………………………….......20

Список используемой литературы…………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     История России знает немало фактов появления самозваных претендентов на престол. Как правило, они появлялись во времена

династических неурядиц и выступали под именами реальных лиц, обстоятельства жизни и смерти которых были малоизвестны широким народным массам.

     Сму́тное вре́мя - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, иностранной интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смуте предшествовало четыре неурожайных года, с 1600 по 1603 год, когда даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты.В советской науке явления и события начала XVII в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

 

     Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

 

     Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии XIX – начала XX в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография XIX– начала XX в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

 

     Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец династии Рюриковичей

     Перед смертью Иван Грозный доводит до отчаянья, практически губит страну, а затем и династию, убивая сына Ивана. Престол же он завещает  слабоумному и хилому сыну Федору, при котором назначает правительственный комитет во главе с Борисом Годуновым (братом жены Федора Ирины), который умно и осторожно ведет все государственные дела, приобретая колоссальный опыт управления страной. Наступает время отдыха от страха и опричнины. Младший сын Грозного царевич Дмитрий – слабый болезненный мальчик, страдает жесткой эпилепсией. Он вместе с матерью Марией Нагой отправлен в удельное княжество со столицей в Угличе. В мальчике рано проявляется жестокий характер, что немало пугает бояр, которые боятся повторения такого же правления, как и при отце Дмитрия. Чтобы контролировать юного царского отпрыска Борис Годунов прислал в Углич дьяка Михаила Битяговского, наделенного большими полномочиями. Фактически царевич Дмитрий и его мать лишились почти всех привилегий, которыми они обладали в качестве удельных владык. Дьяк контролировал все доходы, поступавшие в удельную казну. В полдень 15 мая 1591 Царевич Дмитрий погиб в резиденции в Угличе. Смерть Дмитрия сопровождалась бурными событиями. В Угличе произошло народное восстание. Смерть Дмитрия вызвала многочисленные  толки в народе. Была создана комиссия по расследованию смерти Дмитрия во главе с боярином Василием Шуйским. Следствие прошло суматошно в течении 10 дней. Существует две версии смерти Дмитрия: насильственная и та, что он сам заколол себя ножом в приступе эпилепсии, когда играл в тычку. Нынешние исследования говорят о том, что Борис был не причастен к смерти царевича. Тем не менее, до сих пор смерть царевича Дмитрия остается под покровом тайны. Многое известного вызывает сомнения у историков.

     Однако в Москве правил законный  царь и династический вопрос  никого не занимал. Но 6 января 1598г. умирает царь Федор и династия Калиты пресекается. Имя Дмитрия вновь появилось на устах, а в момент смерти Дмитрия никто из современников не подозревал, что десять лет спустя «убиенному младенцу» суждено будет стать героем народных утопий.

Борис Годунов

     После смерти Федора Борис рассчитывал, что  власть перейдет к царице Ирине (сестре Годунова) и из ее рук он сможет управлять государством как и прежде. Но перед  смертью Федор наказал жене принять  иноческий образ, что полностью  разрушило планы Бориса. Борьба за власть раскалывает боярскую думу, и чтобы выиграть в ней, Борису приходится приложить немало хитрости. Бояре не желают видеть в Годунове единоличного правителя и пытаются навязать свои условия. Тот в свою очередь даже не думает ограничивать свою возможную власть и всем видом показывает народу, что править не желает. Действие происходит в стенах Новодевичьего монастыря. В это время Боярская дума предпринимает попытку венчать на царствие Симеона Бекбулатовича (здесь можно провести параллели с правлением Ивана Грозного). В ответ на это Борис объявляет о том, что стране угрожает вторжение Крымской Орды и возглавляет выступление. Боярам пришлось подчиниться. Народ бьет поклоны Годунову и он соглашается на престол, мол более не может противиться воле народа.

     Борис Годунов был избран на престол Земским собором в 1598 году. Он оставался  в глазах  бояр худородным  выскочкой. Борис  Годунов  взошел  на   трон в несчастливое время. Борис происходил из татарского рода: его предок Мурза Чет выехал из Золотой орды и принял крещение, но это было давно и, с тех пор, Годуновы совсем обрусели. Годунов был очень богат; говорили, что он на свой счет мог вооружить 100000 войска. Он очень умно правил государством: не было ни казней, ни жестокостей, русская земля отдохнула от царствования Ивана Грозного; правитель строил города, увеличивал войско, торговлю, промыслы.

     Весной  в 1601 году десять недель подряд шли  проливные дожди, а в конце  лета мороз повредил хлеб и остальные  посадки. На следующий год поля засеяли  гнилым хлебом, который так и не взошел. Россию поразил голод, такой, какого никогда еще не бывало. Бедствия, обрушившиеся на страну при Годунове, придали особую прелесть воспоминаниям  о благоденствии России при «хорошем» царе Иване Васильевиче. Правительство пыталось бороться с голодом. Недоброжелатели Бориса считали, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, куда потянулся люд со всей округи. Современники имели основание упрекать богатых землевладельцев в том, что они спекулировали хлебом и обогащались за счет голодающего народа. Но не спекуляции были причиной бедствия. Суровый климат, скудность почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трехлетнего неурожая.

     Беда  дала выход давно созревшему народному  гневу. Голодные холопы, которым господа отказывали в пропитании, составляли вооруженные отряды и нападали на помещиков, грабили проезжих на дорогах. К ним присоединялись крестьяне и прочий голодный люд. Осенью 1603 года правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников» в окрестностях столицы. Их предводитель Хлопко-Косолап был взят в плен и повешен. Волнения 1603 года послужили прологом к гражданской войне, начавшейся после появления на исторической сцене Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

Годы жизни: ? –1606  
Годы правления: 1605-1606

     Считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного.

Претендовал на принадлежность к Рюриковичам. 
  
6-й Русский царь ( 1 (11 июня)1605 — 17 (27) мая 1606). официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами — император Димитрий.

     Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной  из них он - царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу. Противники этой гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках, потому что в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. И инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позже столь же быстро отреклась от него — объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей наказанием. Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых. 
  
     Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.

     По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

     Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, Лжедмитрий был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

     В 1601 году Лжедмитрий обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602  году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного - Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

     В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

     Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» Лжедмитрий вступил в Россию. 21 января 1605 года  Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

     В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф.Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

     17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, Лжедмитрий конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.

    Однако он вызвал  недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы,  способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»). Возмущение горожан довершила свадьба Лжедмитрия с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.  
Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.

     Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома,  грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем Василием Шуйским. Василий Шуйский  не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью — сввергнуть Годуновых, теперь же пришло время свергнуть и его самого.

     14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков, якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.

Информация о работе Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени