Самозванчество в период Смутного времени. Лжедмитрий I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:44, доклад

Краткое описание

Одним из самых удивительных явлений всей истории русского самодержавия является проблема "законного царя".До 17 века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. . Анализ социальных корней "самозванщины" показывает: Во-первых, для самозванчества необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. В-третьих, история самозванчества представляет собой народные утопических легенд о "возвращающихся царях-избавителях".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….3
Первый русский самозванец-царь-Лжедмитрий 1………………………….3
Вхождение Лжедмитрия 1 на престол………………………………………5
Политика самозванца…………………………………………………………6
Конец правления ……………………………………………………………...6
Заключение………………………………………………………………………..7
Список используемой литературы………………………………………………8

Вложенные файлы: 1 файл

Русский царь - копия.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Конференция

На тему: «Смутное время»

«Самозванчество в период Смутного времени. Лжедмитрий I»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………...2
  2. Основная часть…………………………………………………………………….3
    1. Первый русский самозванец-царь-Лжедмитрий 1………………………….3
    2. Вхождение Лжедмитрия 1 на престол………………………………………5
    3. Политика самозванца…………………………………………………………6
    4. Конец правления ……………………………………………………………...6
  3. Заключение………………………………………………………………………..7
  4. Список используемой литературы………………………………………………8

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              1.Введение:

      Одним из самых удивительных явлений всей истории русского самодержавия является проблема "законного царя".До 17 века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. . Анализ социальных корней "самозванщины" показывает: Во-первых, для самозванчества необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. В-третьих, история самозванчества представляет собой народные утопических легенд о "возвращающихся царях-избавителях".

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

                       2.1Первый русский самозванец- царь-Лжедмитрий I (1605—1606)

     Итак, В1601 году объявился в Польше самозванец, под именем сына Ивана Грозного—    Дмитрия.

     Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, претендент был низок ростом, достаточно неуклюж, лицо имел круглое и некрасивое (особенно уродовали его две крупные бородавки на лбу и на щеке), рыжие волосы и тёмно-голубые глаза. При небольшом росте он был непропорционально широк в плечах, имел короткую «бычью» шею, руки разной длины. Вопреки русскому обычаю носить бороду и усы, не имел ни того ни другого. По характеру бывал мрачен и задумчив, достаточно неловок, хотя отличался недюжинной физической силой, к примеру, легко мог согнуть подкову. Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.

    Вопрос о происхождении Лжедмитрия I не решен. Наиболее вероятной гипотезой является та, по которой Лжедмитрий I - Юшка (в монашестве Григорий) Богданов, сын Отрепьев, дьякон-расстрига Чудова монастыря.

                                                      Слухи о новом царе:

    Ранние жизнеописания изображали юного Отрепьева беспутным негодяем.

    Сначала Юрий Отрепьев был на службе у   Михаила Романова. Но после гнета обрушившегося на Романовых, вынужден был отправиться в монастырь, где стал Григорием. Григорий был очень молод и провел в монастыре немного времени.

   Там Григорий выдавал себя за царевича и распространял везде слухи. "Царевич" довольно подробно поведал о тайнах московского двора, но начинал фантазировать, едва переходил к изложению обстоятельств своего чудесного спасения.

    Он хвастался, что может стать царем в Москве. Узнав об этом, царь Борис приказал сослать его в Кириллов монастырь. Но, вовремя предупрежденный, Григорий успел бежать в Галич.

     Григорий очень скоро нашел покровителей, и весьма могущественных. Первым из них был Адам Вишневецкий. Он снабдил Отрепьева приличным платьем, велел возить его в карете в сопровождении своих гайдуков.

   Авантюрой магната заинтересовались польский король Сигизмунд III и первые сановники государства, в их числе канцлер Лев Сапега. Сапега оказал самозванцу неоценимую услугу. Одновременно ему стал открыто покровительствовать Юрий Мнишек. Конечно, Вишневецкий и Мнишек не сомневались в том, что имеют дело с самозванцем.

   Буйная запорожская вольница точила сабли на московского царя. К новоявленному "царевичу" явились гонцы с Дона. Донское войско готово было идти на Москву. В России появились многочисленные повстанческие отряды. Казаки, беглые холопы, закрепощенные крестьяне связывали с именем царевича Дмитрия надежды на освобождение от ненавистного крепостнического режима. Отрепьеву представлялась возможность возглавить широкое народное выступление.

                                                       Обещания:

   Иезуиты решили с помощью московского самозванца подчинить русскую церковь папскому владычеству. И чтобы укрепить свою мощь Лжедмитрий 1 обещал ввести римско-католическую веру в московском государстве, когда получит престол.

   Король Сигизмунд III оказал поддержку Лжедмитрию I и заключил с ним тайный договор. Самозванец обязался передать Польше Чернигово-Северскую землю. Семье Мнишек Новгород и Псков и жениться на Марии Мнишек. Лжедмитрий не задумываясь перекраивал русские земли, лишь бы удовлетворить своих кредиторов

   Под знаменами Отрепьева собралось около двух тысяч наемников .Эта армия была слишком малочисленной, чтобы затевать интервенцию в Россию, но вторжение Лжедмитрия поддержало донское казачье войско. Когда Борису донесли о появлении самозванца в Польше, он не стал скрывать своих подлинных чувств и сказал в лицо боярам, что это их рук дело и задумано, чтобы свергнуть.

   Но 13 апреля 1605 года Борис скоропостижно умер.

   Между тем Лжедмитрий медленно продвигался к Москве, посылая вперед гонцов с письмами к столичным жителям.

   Годуновы могли засесть в Кремле. Поэтому Бывший опекун Дмитрия, Богдан Бельский всенародно поклялся, что сам спас сына Грозного, и его слова положили конец колебаниям толпы. Народ ворвался в Кремль и принялся громить дворы Годуновых.

                                        

                                             2.2Вхождение Лжедмитрия 1 на престол:

   Лжедмитрий медлил и откладывал въезд в Москву до той поры, пока не убрал все препятствия со своего пути.

  3 июня 1605 года Иван Воротынский повёз в Тулу, где теперь находилась ставка Лжедмитрия, "повинную грамоту", в которой "законный царь всея Руси приглашался занять престол Русский". Григорий естественно принял это приглашение. 16 июня он достиг села Коломенского и объявил, что не войдёт в Москву, пока жив Фёдор Годунов. В результате Фёдор и его мать были задушены. 20 июня 1605 года Григорий Отрепьев, он же впоследствии Лжедмитрий 1 вошёл в Москву.

 

   Он сидел верхом на белом коне в красивой одежде с дорогими украшениями. Народ с радостью и восторгом встретил молодого правителя, сопровождая его возгласами и здравицами.

   Согласно историческим документам, тот день в Москве был ясным и солнечным, но в момент, когда Дмитрий подъехал к Москворецкому мосту, как будто ниоткуда возник сильный ветер. Некоторые люди в толпе стали креститься, причитая о дурном знаке.

   Лжедмитрий не спешил венчаться на престол, ожидая приезда матери. Лжедмитрий повстречался с ней 18 июля 1605 года, разговаривали они наедине, специально для этого близ дороги был раскинут шатер. Судя по всему, «мать» признала в Лжедмитрии сына, и 21 июля был венчан на царство ,и назвал себя императором!

                                                      

                                                      2.3   Политика самозванца:

   Именно во время правления Лжедмитрия облегчилась участь крестьян, была отменена наследственная кабала, и в случае смерти хозяина холоп становился вольным, а не переходил по наследству. Свободным стало ремесло и торговля, так как все запреты на въезд и выезд из страны были отменены. Щедрость в его правление тоже присутствовала. Не один проситель не уходил от царя просто так, он покупал любую вещь, которую ему предлагали. Удвоил жалованье всем служивым людям и значительно увеличил помещичьи наделы земли.

   Но отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий( К примеру: не ложился отдыхать после обеда, не посещал баню, брил усы, с презрением относился к монахам ), и частое изымание денег из казны раздражали и приближенных царя, и  народные массы .Особенно раздражали несколько сотен поляков, которые вели себя чуть ли не как в завоеванном городе. Крестьяне сразу почувствовали неладное,  и вера в хорошего  и доброго царя пропало. Неумение быть настоящим правителем, говорило всем, что царь не настоящий, что в его венах не течет царская кровь, и слух о неподлинном царе возрастал.

                                                     2.4 Конец правления :

   Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.

   Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. 8 мая 1606 года Лжедмитрий женился на польской княжне Марии Мнишек, свадебные празднества длились целую неделю, и казалось, не будет им конца. Через пять дней после приезда Марины в Москву состоялось венчание и коронование . Ломая вековые традиции русского самодержавия, венчание «царя» назначили на четверг 8 мая, хотя существовал обычай не заключать браки перед постным днем — пятницей. Еще одним нарушением сложившихся устоев было то, что при помазании Марины на царствование в Успенском соборе патриарх Игнатий вознес над ней шапку Мономаха — венец царей, а не цариц. И немаловажное то, что она отказалась принять христианство.

    Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства. В ночь с 16-го на 17-е мая, заговорщики ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль.Народ, собравшийся на Красной площади, требовал царя. Басманов попытался спасти положение и образумить народ, но был зарезан Михаилом Татищевым. Убийство Басманова послужило сигналом к штурму дворца. Отрепьев попытался бежать, но при попытке спрыгнуть со второго этажа сломал обе ноги. Там, под окном Каменных палат, он был настигнут и убит.

   С 18 по 25 мая в Москве стояли холода. Эти причуды природы приписали самозванцу. Его тело  сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда самозванец пришел а Москву. Так, бесславно закончилось правление Лжедмитрия I – первого русского самозванца, который был и единственным, кому удалось достичь престола.

 

                                                           3. Заключение:

     Лжедмитрий сослужил свою службу. С минуты его торжества в нем боярство уже не нуждалось. Он стал как бы орудием, отслужившим свою службу и никому более не нужным, даже лишней обузой, устранить которую было бы желательно. И устранить это препятствие бояре стараются с первых же дней его царствования. Лжедмитрий 1 был одинок, он лишился поддержки всех своих бывших союзников, а при той неопределённости положения, в которой он находился, это было равносильно политической и физической смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        4.Список используемой литературы:

  1. Шикман А.П. «Деятели отечественной истории. Биографический справочник»
  2. Н.Костомаров «Смутное время»
  3. С.Ф Болотников «Очерки по Истории Смуты в московском государстве»
  4. Скрынников Р.Г.» Самозванцы в России в начале XVII века»
  5. С. Шокарев  «Самозванцы»
  6. Тумасов Б.Е. «Лихолетье»
  7. Шахмагонов «Смутное время в Российском государстве»

 

 

 

 

 


Информация о работе Самозванчество в период Смутного времени. Лжедмитрий I