Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:00, реферат
Имя «Саратов» встречается в названии народа на Нижней Волге (Птолемей, II в.), в названии былинных Саратовых Гор и р.Саратовки, Степи Саратовской (русские исторические песни).Это имя сохранилось в названиях города Саратова и Саратовской области. Предания и данные науки говорят, что с Саратовским Поволжьем связаны два крупнейших поворота в истории человечества: откровение об Единобожии и приручение коня. «Страной Яблонь», «Страною солодкового корня» поэтично называли этот край. Главными составляющими его природы были Волга, Степь и Дубравы.
Введение ………………………………………………………….……………… 3
1. Саратовский край в первой четверти ХVIII века ………….……..….. 5
2. Культура Саратовского края в ХVII-ХVIII веках …………....…….. 11
Заключение ……………………………………………………..………………. 15
Список используемой литературы …………
В
крепостях размещались
2. Культура Саратовского края в ХVII-ХVIII
веках
В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские обыватели заявили, что своих детей они будут обучать, как прежде, нанимая домашних учителей. Только через 5 лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. Позднее негопостроили каменное здание (Ныне Лермонотова, 36). Хотя здание перестраивалось, оно сохранило черты русского классицизма.
Создается также военно - сиротское отделение для солдатских и еврейских детей. Позднее сюда стали направлять «живущих праздно при отцах« сыновей церковнослужителей. Воспитанников отделения (кантонистов) обучали и готовили к службе в армии.
Посетивший в 1769 году Саратов академик И.И. Лепехин писал, что в городе «находится почти целый медицинский факультет с аптекой». Видимо, по сравнению с другими городами медицинское обслуживание здесь было лучше. В Саратове в это время работала один врач и один лекарь. Имелся небольшой лазарет, существовала частная аптека Палиса, сгоревшая во время пожара в 1774 году. В конце века открылась общественная аптека с лабораторией.
Русская общественно-политическая мысль во второй половине ХVIII века была представлена творчеством Александра Николаевича Радищева (1749-1802)5.
Детские годы Радищев провел в селе Верхнее Аблязово (Преображенское) на берегу речки Тютнар Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне село Радищево Кузнецкого района Пензенской области). Здесь, в имении отца, где дядька Петр Мамонтов научил маленького Сашу грамоте, а нянька Прасковья познакомила с устным народным творчеством, произошло «начальное образование души» будущего писателя: он увидел жизнь крепостных крестьян, узнал их горести и чаяния. В восьмилетнем возрасте Радищева увезли учиться в Москву, а затем в Петербург.
В
1771 году Александр Николаевич окончил
Лейпцигский университет и
В третий раз Радищев приехал в Аблязово 25 декабря 1778 года на время очередного отпуска. Многие впечатления от этих поездок он отразил в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Так, помещик-самодур Зубов стал прообразом коллежского асессора, о котором рассказывает крестьянин в главе «Зайцево».
Эта книга, показавшая всю тяжесть крепостного гнета, призывавшая к свержению самодержавия, была восторженно встречена передовыми читателями.
Екатерина II, признав его за «бунтовщика хуже Пугачева», жестоко расправилась с революционным мыслителем. Он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Илимск на десять лет.
После возвращения из Сибири в Россию А. Н. Радищев получил разрешение съездить к родителям в Аблязово. Он приехал сюда в начале 1798 года со всем своим семейством - четырьмя сыновьями и тремя дочерьми. Здесь Александр Николаевич много работает. Он писал: «Я только и читаю и говорю о земледелии, исключая те наброски, которые я делаю на будущее».
29
января 1799 года, пробыв у родителей
почти год, писатель со своими
домочадцами выехал в
Благодарные потомки чтят память своего знаменитого земляка. В селе Аблязове открыт мемориальный музей Радищева, а на месте несохранившегося дома Радищевых установлены обелиск из красного гранита и памятник. В Саратове достойным памятником является художественный музей его имени и установленный у здания музея бюст, выполненный известным скульптором А. П. Кибальниковым. Одна из улиц Саратова носит имя Радищева6.
Городские постройки были расположены уже на значительном пространстве. На восточной стороне город тянулся от Глебучева оврага до Сергиевской церкви, на северной по Глебучеву оврагу до Киновии; дом, где живет теперь начальник губернии Андрей Иванович Косич, был крайним в городе. От Киновии на северо-запад постройки шли до угла нынешних Армянской и Полицейской улиц, а на юго-восток крайнею чертою города служила нынешняя полицейская улица.
С конца ХVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на Музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце ХVII-ХVIII веках строили в Подмосковье живописные и роскошные здания.
Троицкий собор сооружен в 1694-1701 годах. Как предполагают, строителем саратовского собора мог быть один из мастеров круга Я. Г. Бухвостова, известного крепостного архитектора и создателя ряда интересных зданий храмов в Подмосковье в нарышкинском, или московском, стиле.
Композиция собора традиционна для того времени. На четырех угольном основании (четверике) покоится восьмигранный объем (восьмерик). На восьмерике поставлен изящный барабан, образующий как бы башенку с золоченым куполом. Тонкие колонки по углам, ребрам граней, орнамент под карнизом, золотая «луковица» - купол образуют живописный наряд. Он дополняется пышными наличниками окон и их затейливыми узорами. Все это создает неповторимый, праздничный облик здания.
Еще красивее стал собор после пристройки к нему (середина ХVII века) колокольни. Высокий шатер с маленькой золоченой главкой, открытая галерея, украшенная резными балясинами, легкими арками, кокошниками, окна-«слухи» по граням шатра придают колокольне нарядную декоративность. Выглядит она легкой, стройной, как бы устремленной ввысь.
Собор не повторяет какой-либо храм той эпохи. Он оригинален и самобытен. Как памятник русского зодчества рубежа ХVII- ХVIII столетий находится под охраной государства.
Заключение
Чтоб дать понятие о том, каким Саратов был в то время, приводим рассказ посетившего Саратов в 1769 году русского академика Лепехина: «Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей - мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды делают сей город приятным, так что его можно почесть за один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются». Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками - для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».
На
рубеже XVII-XVIII веков волжский город
Саратов рос быстрыми темпами
и вышел за пределы крепостного
вала. Стали появляться новые слободы
в горной части города, за Глебучевым
оврагом и за Московскими воротами.
Росло и население города, например,
если в начале XVIII века оно составляло
по некоторым данным 1600 душ мужского
пола, то в 1722 году перепись зафиксировала
уже 3707 душ мужского пола, таким образом
можно можно сказать, что численность
населения Саратова за первую четверть
XVIII века выросла более чем в
два раза. По численности населения
к концу первой четверти XVIII века
Саратов обогнал главный
Среди посадского населения быстрыми темпами увеличивалось купеческое сословие. По данным переписи 1722 года, их было 1201 душа мужского пола, а уже в 1726 году - 1596 душ.
В 1774 году - уж Бог знает, в который раз, - деревянный Саратов, считавшийся в то время после Казани и Астрахани, самым большим городом на Поволжье, выгорел в июне или июле месяце. Жителей тогда в нем было до 7 тысяч человек и большинство этого несчастного населения, оставшегося без крова, поселилось на время в шалашах, так что Саратов, по словам известного поэта Державина, бывшего здесь в это время по службе, имел «только наименование города». Тогда постройки в Саратове доходили уже до Сергиевской церкви, ибо и она в этот пожар пострадала: на ней сгорели деревянные крыши и накатный потолок.
К пожару 1774 года присоединилась для Саратова другая беда - нашествие Пугачева. В этом году все Поволжье было охвачено смутой, произведенной казаком Пугачевым, который выдавал себя за царя Петра III. В его шайки принимались не только казаки и русские крестьяне, но и башкиры и калмыки. Сопровождавшая бунтовщика толпа наводила ужас всюду, где появлялась.
6-го
августа Пугачев подступил к
Саратову. В стычках с пугачевской
шайкой весьма отличился
В следующем 1775 году Саратову пришлось испытать голод. 1774 год был особенно неурожайным. К тому же, вследствии пугачевских смут, народ разоренный, лишенный хлебных запасов, в 1775 году пришел в полное разорение. Цена на хлеб в городе дошла до 12 руб. четверть. От голода умерло в городе до 1000 человек.
Но как город, находящийся среди одаренного природными богатствами края, Саратов был живуч. Оправился он и на этот раз, отстраиваясь заново и распространяясь вдоль берега Волги.
Список используемой литературы
Информация о работе Саратовский край в первой четверти ХVIII