Саратов в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

В послевоенные годы многими аспектами истории Саратовского края в ХVII-ХVIII вв. весьма плодотворно занимается В. А. Осипов. Общественное движение и прогрессивная политическая мысль России конца XVIII-первой половины XIX в. стали предметом специальных исследований ученых Саратовского университета С. Н. Чернова, А. П. Скафтымова, В. В. Пугачева и др. Их труды являются заметным вкладом в научное освещение истории общественного развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1. Развитие Саратовского Края в XVIII веке
1.1. Освоение Саратовского Края в XVIII веке……………………………......5
1.2. Экономическое развитие торговли……………………………………….10
1.3. Образования наместничества Саратовского Края……………………..20
Глава 2. Формирование Саратовской губернии
2.1. Культура Саратовской Губернии…………………………….…………….24
2.2. Экономическое и социальное развитие Саратовской Губернии……….26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

саратов 18в..docx

— 66.16 Кб (Скачать файл)

Кроме беглых, в Саратов  и другие города и села края из разных мест России прибывали в поисках  заработка работные люди, именуемые  в документах "наймитами": оброчные крестьяне, ясачные, казенные, монастырские. Многие из них со временем становились фактически постоянными жителями этих мест.

 

1.2 Развитие промысла  и торговли

В тесной связи с начавшейся интенсивной колонизацией развивались  промыслы и торговля. Важнейшими из них были соляной и рыбный промыслы. Нижневолжские соляные месторождения известны с середины 16 века. Уже тогда астраханскую соль "нагребали" и возили на казенных монастырских и купеческих судах по Волге и её притокам в центральные области России.

В течение 17-18 вв. спрос на этот продукт первой необходимости возрастал. Велись поиски новых месторождений. Одним из вновь открытых мест соледобычи в 18 веке стало Эльтонское озеро.

 

Озеро 50 верст в окружности обладало колоссальными запасами самосадочной соли. Добыча и транспорт её были регулярными, пока действовал договор между Петром 1 и калмыцким ханом Аюкой о том, чтобы калмыки не препятствовали добыче и возке соли, которой занимались вольные люди, приезжавшие с Украины, из Москвы и других мест. По указу Петра 1 была установлена государственная монополия на добычу и продажу эльтонской соли. Количество её добычи ограничивалось, не хватало рабочих - ломщиков соли и возчиков.

Правительством предпринимались  новые меры для организации соляного дела в Нижнем Поволжье. Казна взяла  на себя финансирование, оборудование и охрану промысла.

Покровская и Николаевская слободы становились базами, куда свозилась эльтонская соль. В Саратове и Дмитриевске строились "магазины"-соляные склады, окруженные рвом и земляным валом. Для управления всей "соляной операцией" в 1747 году в Саратове было учреждено Соляное комиссариатство, позже называвшееся Низовой соляной конторой с целым штатом чиновников и воинской командой.

Масштабы добычи, вывоза и продажи соли из года в год  возрастали. Уже в 1749 году через Саратов  и Дмитриевск водным и гужевым транспортом казне доставлялось 1,5 млн. пудов соли. А через 10 лет с озера было доставлено 6,5 млн. пудов.

Эльтонский промысел приобрел всероссийское значение. Он давал две трети добываемой соли в государстве. В 60-70-е эльтонской солью снабжались шестнадцать губерний России.

В соляном деле, которое  давало стране большие доходы не хватало  рабочей силы, особенно ломщиков соли, условия жизни и труда были особенно тяжелыми. Собираясь с весны  у озера в иные годы (1765-1770) по 3-4 тысячи человек, они работали там до поздней осени. Жили в сырых землянках, находясь под строжайшим надзором специальных приставов. Для выламывания пешнями соляных глыб со дна озера ломщики должны были постоянно находиться по пояс в крепком соляном растворе - рапе, которой было покрыто озеро на глубину 1-1,5 метра. Выломанную соль погружали в лодки, свозили на берег, промывали и складывали на специальных токах для просушки. Летом при невыносимой жаре горячий соляной раствор разъедал тело, кожа покрывалась язвами. При перегрузке соляных глыб ломщики получали увечья. Не имея никакой медицинской помощи, многие работные люди умирали. Другие, изнуренные тяжелыми условиями, убегали. За свой труд ломщики получали плату не от казны, а от возчиков соли по одной копейки с пуда.

Сложным было обеспечение  промыслов рабочей силой и  транспортными средствами. Ежегодно требовалось перевозить гужевым  и водным транспортом 5-6 млн. пудов  соли по городам и губерниям страны.

После учреждения в Саратове Низовой соляной конторы по всему  государству были разосланы Указы  о том, что все, кто пожелает брать  соль с Эльтонского озера, "возить и ставить в казну", могут являться в Саратов для заключения договоров, а деньги за поставку "выдавать станут без всякого удержания". Принимать крепостных крестьян в качестве возчиков соли было запрещено.

В 40-е годы в Саратовский  край стали прибывать украинцы на постоянное жительство и работу в  качестве солевозчиков. Их привлекали сюда выгодные заработки и благоприятные условия для земледелия и скотоводства. Поселившимся в крае отводились пахотные земли и сенокосные угодья. В лице чумаков казна приобретала постоянный солевозный обоз, обеспечивавший доставку соли с Эльтонского озера в казенные склады Дмитриевска и Саратова.

На территории будущих  Саратовского, Камышинского, Аткарского, Балашовского, и Царицынского уездов было основано свыше 100 украинских слобод, сел, хуторов. Общее количество солевозчиков в третьей четверти XVIII века возросло до 4 тысяч человек. Солевозчики были однородными по своему имущественному и социальному положению: ими становились те, кто имел скот, упряжки, фуры. Не имевшие этого работали ломщиками соли или наемными людьми у зажиточных солевозчиков.

Разбогатевшие солевозчики становились землевладельцами, скотопромышленниками, скупщиками и ростовщиками. В украинской деревне на саратовской земле происходили процессы социальной дифференциации, формирования буржуазных элементов, с одной стороны, разорения и обнищания украинских крестьян - с другой.

В одном из документов конца XVIII - начала XIX века приводятся интересные сведения о составе украинского  населения в наиболее крупных  слободах - Покровской, Узморской, Николаевской, Баландинском городке, Сокуре, Самойловке, находившихся на казенных землях. Всего в них числилось 12893 души мужского пола: солевозчиков - 3684 д.м.п., хлебопашцев - 1533 д.м.п., " бедных, не имеющих скота, но служилых при возчиках" - 1705 д.м.п., "служащих и работающих при магазинах" -548, женщин, детей и стариков -4389. Около одной трети бывших казенных солевозчиков стали земледельцами, работающими "при возчиках" и "при магазинах" - 2253 д.м.п. Часть украинцев оказалась на помещичьих землях. Сначала русские помещики записывали поселившихся на их землях украинцев в "подданство" за дозволение жить на земле помещика при условии ежегодной уплаты денежного оброка. А затем при очередной переписи - ревизии все жившие на помещичьей земле были записаны за помещиками как крепостные, пребывая в этом состоянии до самой отмены крепостного права.

Подряды от казны на доставку соли на судах по Волге и гужевым  транспортом брали как саратовские, так и иногородние купцы: московские, нижегородские, балахнинские, коломенские, пензенские, подольские, елецкие, белгородские. Участвовали в подрядных сделках зажиточные казенные и монастырские крестьяне. Выгодными подрядными операциями занимались представители дворянской знати, князья и графы: Гагарины, Нарышкины, Голицыны, Трубецкие, Шереметьев. Среди подрядчиков немало было помещиков соседних приволжских провинций и уездов - Симбирского, Тамбовского, Сызранского и др.

Помещики использовали в  качестве возчиков своих крепостных крестьян. Крупные дворяне-откупщики  обзаводились в Саратове и Дмитриевске дворовыми местами и собственными конторами во главе с управляющими. Некоторые купцы - подрядчики имели на Волге собственные суда, приспособленные для перевозки соли. Они успешно конкурировали с казной, имевшей для перевозки соли по Волги 40 машинных судов. На казенных судах переправлялось около 20-25 % всей отправляемой из Дмитриевска соли, остальные 75% перевозили подрядчики-купцы, дворяне и др.

Купеческие транспорты были лучше обеспечены рабочей силой -бурлаками. Для найма на работы, связанные с доставкой соли, в Саратов и Дмитриевск ежегодно ранней весной прибывали тысячи крестьян из нечерноземных губерний и уездов Среднего и Верхнего Поволжья. Шли оборочные помещичьи крестьяне, отпущенные "по билетам" дворцовые, черносошные, монастырские, ясачные татары и мордва, пахотные солдаты и др.

В 50-х гг. для обеспечения  регулярной доставки соли по Волге  по распоряжению Главной соляной  конторы были построены в Казанском  и Вятском уездах в селах Работки, Кадницы, г. Лысково 40 казенных "машинных" судов с грузоподъемностью в 50 тысяч пудов каждое.

В первые же годы обнаружилось, что попытка правительства обеспечить поставку соли казенными "машинными" судами, затрата больших средств  на их строительство себя не оправдали. Суда оказались ненадежными и  непригодными, так как были построены наспех из мерзлого леса.

Кроме того, возникали трудности  с наймом судовых рабочих: тяжесть  труда, злоупотребления и произвол судовых офицеров, приказчиков.

 

Преступления, срывавшие  поставку казенной соли, и убытки были настолько значительными, что управляющий  Саратовской Соляной конторой Волков и его "команда" были преданы  военному суду.

Организация и эксплуатация важнейшего в экономическом отношении  для государства Эльтонского соляного промысла носила на себе печать феодально-крепостнического строя. Труд был малопроизводительным, тягостным для десятков тысяч работных людей. Узкий, чисто фискальный подход правительства к "соляной операции" тормозил развитие новых, прогрессивных отношений в этой отрасли промышленности.

Так же важным фактором развития промысла и торговли в Саратовском  Крае XVIII веке повлияло рыболовство.

Богатство волжских рыболовных угодий и удобные пути сообщения  по воде и суше благоприятствовали дальнейшему развитию рыболовного  промысла в 18 веке.

Повышение спроса на волжскую красную рыбу, высокая доходность от занятий промысловым рыболовством, не требовавших больших затрат, привлекали не только местных - саратовских, царицынских, но и пришлых иногородних купцов и других предпринимателей из разных мест России и главным образом  из верховых городов - Нижнего Новгорода, Казани, Симбирска, а также Москвы, Коломны.

Количество добываемой рыбы возрастало. Она становилась одним  из главных предметов торговли в  Саратове и других городах края - Царицыне, Дмитриевске (Камышине), Черном Яре, слободах Воскресенской и Малыковке (Вольске).

Рыбопромышленники имели  на ватагах, в селах и городах  по берегам Волги постройки, приспособления и оборудование для лова, разделки рыбы и приготовления рыбных товаров - икры, вязиги. Строились специальные садки, ледники, амбары для хранения рыбы. Ватаги обслуживались десятками и сотнями работных людей - ловцов, гребцов и др. Заготовленную свежемороженую, соленую, вяленую, копченую рыбу, соленую зернистую и паюсную икру (белужью, осетровую, севрюжью в бочках, мешочную или в лукошках), тешу красной рыбы, вязигу, "белужьи горлышки" (род лакомства), "сомовьи плески" и другие рыбные товары скупали у промысловиков саратовские и иногородние купцы оптом и в розницу на рыболовецких станах и ватагах.

С развитием рыбного промысла Саратов и Царицын стали центрами торговли и вывоза значительного  количества рыбы и рыбных товаров  в обширные районы Центральной России, Верхнего Поволжья и Прибалтики.

В 1750 г. из Саратова на 7870 подводах было отправлено в тридцать шесть  городов России свыше 200 тысяч пудов  рыбы.

Добыча и торговля рыбой  продолжалась и в последующие  годы. По официальным данным за 1776-1778 гг., из Астрахани, Саратова и Царицына в города Центральной России, Верхнего Поволжья и на Украину было продано  рыбы и рыбных товаров на сумму более 1 млн. рублей.

Видное место занимали дворцовые промыслы. На их организацию  отпускались значительные денежные средства. Одним из наиболее крупных был Малыковский. В слободе Малыковке постоянно находился представитель центрального управления дворцовым хозяйством, руководившим промыслом. Имелся специальный двор, где перерабатывалась рыба, изготовлялась тара (бочки, корзины). Живую рыбу для царского двора отсюда доставляли по речным системам и каналам в Москву и Петербург в специальных судах.

На всех промыслах, купеческих, монастырских, дворцовых и др., первое место в добыче и сбыте занимали лучшие сорта красной рыбы - белуга, осетр, севрюга и стерлядь, а также  икра этих рыб, особенно ценившаяся на рынке как в России, так и за границей.

В результате интенсивного улова уже к середине 18 века запасы ценных пород красной рыбы в реке Волге уменьшились. Саратовские  и царицынские угодья стали считаться  малодоходными. Рыбопромышленники  стремились теперь заполучить для промысла места ниже Царицына, за Черным Яром, ближе к Астрахани, где сохранились еще богатые рыбные угодья. Вскоре, в связи с уменьшением добычи красной рыбы, началась скупка сома, судака, сазана, сельди, леща и др., считавшихся второсортной рыбой.

Несмотря на уменьшение запасов  ценных пород рыб на Средней Волге  и в угодьях выше Царицына, Волго-Каспийский рыбный промысел продолжал сохранять  большое значение в экономике  Саратова и Саратовского края вплоть до 19 века. Добычу рыбы, а также торговлю рыбными товарами держали в своих  руках крупные саратовские, московские, нижегородские и коломенские  купцы. Возникали купеческие компании. Одна из них, состоявшая из саратовских  и коломенских купцов во главе  с московским купцом банкиром Д. Земским, стремилась монополизировать крупные  торговые операции по скупке в Саратове и Царицыне рыбы и сбыту её в  центральных областях России. Компания имела в Саратове свою контору  и штат приказчиков и поверенных. Вторая компания из саратовских купцов И. Дубровского, С. и П. Трумпицких и И. Бабушкина во главе с коломенским купцом С. Поповым держали на откупе за 9 тыс. рублей в год право на производство и продажу в России зернистой и паюсной икры, а также сбыт её в другие страны.

В Саратове, Царицыне и других приволжских городах и селах  появилось множество средних  и мелких ловцов и торговцев рыбой, некоторые из них переходили в  купечество.

Вовлекались в торговлю рыбой, кроме купцов, и другие представители  различных слоев городского и  сельского населения, обладавшие капиталами для торговли, но формально не состоявшие в купеческом сословии. Потребность  в рабочей силе для обслуживания водного и гужевого транспорта, соляного и рыбного промыслов привлекала в Нижнее Поволжье массу наемных  людей из других губерний России. Саратов и Царицын стали местами найма работных людей, в числе которых были как квалифицированные передовики, кормщики, водоливы, сплавщики судов и плотов, ловцы рыбы, мастера по разделки, засолу, вялению и копчению рыбы, приготовлению икры, рыбьего клея, так и чернорабочие: ломщики соли, грузчики, бурлаки, судовые рабочие, воловики, гребцы и др.

Информация о работе Саратов в XVIII веке