Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:17, контрольная работа
По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи.
Необходимость составления Свода Сперанский обосновывал «отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов», то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов.
Свод законов Российской империи . В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.
В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими.
По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи.
Необходимость составления Свода Сперанский обосновывал «отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов», то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов.
Свод законов Российской империи . В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.
В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны ( уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства(кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).
В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.
Среди первоочередных концептуальных
проблем создания Основных
законов выступал вопрос об их понимании
в целом и отграничении от
западноевропейских подходов в юриспруденции
к восприятию основного закона как конституции, которая
выступала как учредительный закон,
устанавливающий государственный строй
в странах, государственное
устройство которых основано «на начале
народного представительства». Это
определяло форму правления - конституционная
монархия или республика21.
Сперанский идет по пути сложившегося
в римском праве понимания термина
«конституция» как «установление общее».
Он подчеркивал, что «нет
государства, в коем бы не было своих Основных
законов», которые «в общем
их составе именуются Государственным
уставом (Constitutio)». В данном
случае, используя термин римского права
«constitutio», Сперанский
использовал его перевод как «установление,
предписание, норма, правило» в
понимании общегосударственного закона23. Исходя из этих подходов, по
мнению Сперанского, в России Основные
государственные законы
выступали отражением совокупности имеющихся
в России осново-
полагающих узаконений с изложением в
систематизированном виде со-
держащихся в них правовых положений относительно
организации
верховной государственной власти и ее
функций. Это.
В рамках своих концептуальных
подходов М.М. Сперанский определил
прежде всего сущность («существо») Основных
законов, указывая, что
«Основные законы изображают порядок,
коим власть верховная действует в законодательстве и в правлении;
а как власть верховная не может
принадлежать как только лицу державному,
то, прежде всего, Основные
Законы определяют порядок, коим лицо
сие облекается верховною властью,
и означают пространство его власти».
К предметной сфере Основных
Законов он отнес следующие вопросы: 1)
сила и пространство верховной
власти; 2) порядок наследия престола; 3)
порядок законодательства; 4) порядок верховного
правления»26. Этим Сперанский определил
структуру
Основных законов, которая была реализована
на уровне создания
одноименного раздела Свода законов Российской
империи.
2 вопрос
Основные Государственные Законы Российской Империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России.
Глава первая. О существе Верховной Самодержавной Власти.
Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных
Глава третья. О законах.
Глава четвертая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий.
Глава пятая. О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющих отдельными частями.