Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:26, реферат
Семейное право никогда не потеряет своей актуальности, потому что семья как институт будет существовать вечно. Для регулирования внутрисемейных отношений было создано множество документов. Еще античные авторы, такие как Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают о законодательствах, содержащих статьи, связанные с брачно-семейными отношениями. Целью моей работы является рассмотрение основных принципов разрешения различных ситуаций, возникающих в то время. Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Выяснение условий заключения и расторжения брака в Древней Вавилонии.
2. Рассмотрение прав и обязанностей супругов.
3. Изучение материала о взаимоотношениях родителей и детей, а также детальное раскрытие вопросов, связанных с переходом наследства от родителей к детям.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Принципы оформления брачных отношений и условия расторжения брака.……………………………………………………………………………..5
Выводы по I главе……………………………………………………………….7
Глава II. Правовые и имущественные отношения между супругами в браке……………………………………………………………………………….8
Выводы по II главе …………………………………………………………….14
Глава III.Отношения между родителями и детьми……………………………15
Выводы по III главе……………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список источников и литературы………………………………………………23
• § 161. Если человек в дом своего тестя брачный дар дал принести и выкуп отдал, а потом равный ему по положению оклеветал его, и его тесть хозяину жены “Мою дочь в жены ты не возьмешь”, – сказал, то все, что ему принесено, он должен удвоить и вернуть, а его жену равный ему в жены получить не должен.
В случае смерти супруги, мужчина не имел никаких прав на ее приданное. Если жена умирала, ее имущество наследовали дети или, если детей не было, родители и братья, но не муж.12
• § 162. Если человек жену взял, и она родила сыновей, а потом эта женщина к судьбе ушла, ее отец не должен предъявлять претензий по поводу ее приданого, ее приданое – только для ее сыновей.
• § 163. Если человек взял жену, и она не дала ему иметь сыновей, а потом эта женщина ушла к судьбе, то, если выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя, его тесть ему вернул, по поводу приданого этой женщины предъявлять претензии он не должен, ее приданое – только для ее отцовского дома.
• § 164. Если его тесть выкуп не вернул, то из ее приданого столько, сколько составлял ее выкуп, он т.е. муж должен вычесть, а остаток приданого он должен вернуть в ее отцовский дом.
Каждый из супругов обладал определенными правами и обязанностями. Главной обязанностью мужа считалось обеспечение семьи средствами к существованию, а основной обязанностью жены - хранение верности. Муж имел право наказать неверную жену смертью, но если жена не имела за собой вины, он был обязан выплатить компенсацию и, если она захочет, дать ей развод. При этом измена супруга каралась менее строго.
• § 129. Если жена человека с другим мужчиной на ее лоне была схвачена, их должны связать и бросить в воду, но если господин жены свою жену пощадит, то и царь своего раба должен пощадить.
•§131. Если жену человека ее муж клятвенно обвинил, но с другим мужчиной на ее лоне она не была схвачена, во имя бога она должна поклясться, и тогда она может вернуться в свой дом.
• § 132. Если на жену человека из-за другого мужчины указывают пальцем, но с мужчиной чужим на ее лоне она не была схвачена, ради своего мужа она должна погрузиться в реку.
• § 133. Если человек уведен в плен, но в его доме пропитание есть, жена его до освобождения своего мужа себя должна блюсти, в дом другого не входить; если же эта женщина себя не соблюла и в дом другого вошла, эту женщину должны изобличить и в воду ее должны бросить.
• § 143. Если она не была целомудренна, гуляла, разоряла свой дом, унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.
• § 153. Если жена человека даст убить своего мужа ради другого мужчины, эту женщину должны посадить на кол.
Только в случае потери
• § 134. Если человек уведен в плен, и в его доме пропитания нет, его жена в дом другого может войти, на женщине этой вины нет.
•§135. Если человек уведен в плен, и в его доме пропитания нет, и вследствие этого его жена в дом другого вошла и сыновей ему родила, а потом ее муж вернулся и своей общины достиг, эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, сыновья же должны следовать за своими отцами.
• § 136. Если человек покинул свою общину и убежал, а после этого его жена вошла в дом другого, то, если этот человек вернулся и жену свою захотел забрать, так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвратиться к своему мужу.
Глава семьи имел одну жену; только в старовавилонский период у него могла быть и вторая, которая занимала более скромное положение .13
В Древней Вавилонии браки
были только моногамными, но если
жена не имела детей, то она
могла дать своему мужу
• § 144. Если человек взял замуж надитум, и эта надитум дала своему мужу рабыню и таким образом сыновей произвела, а этот человек на шугетум задумал жениться, этому человеку не должны это позволить, шугетум замуж он брать не должен.
• § 146. Если человек взял замуж надитум, и она дала своему мужу рабыню, и та родила сыновей, а потом эта рабыня стала равняться со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа за серебро ее продавать не должна, она может наложить на нее знак рабства и причислить ее к рабыням.
• § 147. Если сыновей она не родила, ее госпожа может продать ее за серебро.
Муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170).При определенных обстоятельствах (болезнь жены—§ 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, — § 145; дурное поведение жены — § 141) муж мог взять вторую жену.14
В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор15
• § 141. Если жена человека, которая в доме человека живет, задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа, ее должны изобличить, и, если ее муж заявил о намерении покинуть ее, он может ее покинуть, на дорогу ей и в качестве разводной платы ничего он может ей не давать; если же ее муж заявил о намерении не покидать ее, муж ее другую женщину может взять замуж, а эта женщина должна жить в его доме как рабыня.
• § 145. Если человек взял замуж надитум, но она не дала ему иметь детей, и он решил жениться на шугетум, этот человек может взять шугетум замуж и ввести ее в свой дом, но эта шугетум не должна равняться с надитум.
• § 148. Если человек жену взял замуж и ее постигла болезнь ла'бу (заразная кожная болезнь), и он решил жениться на другой, он может жениться, но жену свою, которую постигла болезнь ла'бу, он не должен покидать, в доме, который он создал, она должна жить, и он должен пожизненно ее содержать
• § 170. Если человеку его законная супруга родила сыновей, и его рабыня родила сыновей, и отец при своей жизни сыновьям, которых ему родила рабыня, сказал: “Мои сыновья” и причислил их к сыновьям супруги, то после того как их отец к судьбе уйдет, имущество отцовского дома сыновья супруги и сыновья рабыни поровну должны разделить; наследник, сын супруги, из наследственных долей может выбрать и забрать.
Закон предусматривал также различные случаи кровосмешений и насилия и строго карал за них.
• § 130. Если человек жену человека, которая мужчины не знала и живет в доме своего отца, изнасиловал и на лоно ее лег и его схватили на месте преступления, этот человек должен быть убит, женщина же эта должна быть освобождена от ответственности.
• § 154. Если человек познал свою дочь, этого человека должны изгнать из общины.
• § 155. Если человек выбрал невесту своему сыну, и его сын познал ее, а потом он сам на лоно ее возлег, и его схватили, этого человека должны связать и в воду его должны бросить.
• § 157. Если человек после смерти своего отца возлег на лоно своей матери, их обоих должны сжечь.
• § 158. Если человек после смерти своего отца на лоне своей мачехи, которая детей родила, был схвачен, этот человек должен быть изгнан из отцовского дома.
В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными. Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), но если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу.16
• § 175. Если раб дворца или раб мушкенума дочь свободного человека взял замуж и она родила сыновей, то хозяин раба к сыновьям дочери свободного человека претензий по поводу рабства предъявлять не должен.
• § 171. А если отец при своей жизни сыновьям, которых ему родила рабыня, “Мои сыновья” не сказал, то после того как отец уйдет к судьбе, имущество отцовского дома сыновья рабыни с сыновьями супруги разделять не должны; освобождение рабыни и ее сыновей должно быть установлено, сыновья же супруги к сыновьям рабыни претензий по поводу рабства предъявлять не должны; супруга свое приданое и дар, который ее покойный муж ей дал и на табличке ей отписал, может взять, и в жилище своего мужа она может жить, она может пожизненно пользоваться всем этим, но за серебро продавать не должна, после нее все это лишь для ее сыновей.
Выводы по II главе.
Хоть жена и мало зависела об собственного мужа в юридическом плане, т.е. имела значительную правоспособность в области имущественного, а также частного права, мужчина в браке обладал значительным превосходством над женщиной в правовом отношении.
Глава III. Отношения родителей и детей
В воспитании детей мать и отец обладали равными правами, но их власть над ними не была абсолютной. Родители могли отдать детей в рабство, но не имели права лишать их жизни даже в случае тяжелейшего неповиновения. Однако для таких случаев закон предусматривал строгое наказание. Обычно сына, отрекшегося от отца, продавали в рабство, отрубали руку или изгоняли из дома.
• § 195. Если сын ударил своего отца, ему должны отрезать руку.
Отношения между родителями и детьми, как и отношения между супругами, в значительной степени строились на имущественной основе. В эпохе столпотворения родители уже утратили патриархальную власть над взрослыми сыновьями, но и у них оставалось сильное средство воздействия на сыновей – наследство.17
В случае бездетности вавилоняне прибегали к усыновлению. Приемные дети во всех отношениях были равны родным. В некоторых случаях они принимали отчество и фамилию приемного отца. В других случаях приемные дети сохраняли отчество и фамилию настоящих родителей и не освобождались от своего долга перед ними, но в то же время становились наследниками приемных отца и матери и брали на себя все связанные с получением наследства обязанности по отношению к ним. На практике эти отношения строились на чисто деловой основе.18
За клевету на приемных родителей или на самовольное возвращение в родной дом усыновленного могли строго покарать — вплоть до отрезания языка или выкалывания глаза.
• § 192. Если приемный сын гирсекума или приемный сын секретум отцу, воспитавшему его, или матери, воспитавшей его, сказал: “Ты мне не отец, ты мне не мать”, ему должны отрезать язык.
• § 193. Если приемный сын гирсекума или приемный сын секретум узнал дом своего кровного отца и отца, воспитавшего его, и мать, воспитавшую его, возненавидел и в дом своего кровного отца ушел, у него должны вырвать глаз.
Приемный сын должен был почитать своего приемного отца как родного. Но если приемный отец не заботился о нем, сын он мог вернуться в дом своего кровного отца. То же самое он мог сделать в случае нахождения своих настоящих родителей.
• § 185. Если человек малолетнего в его амниотических водах т.е. новорожденного в усыновление взял и вырастил его, этот воспитанник не может быть у него истребован.
• § 186. Если человек малолетнего в усыновление взял и после его усыновления своего кровного отца и свою кровную мать тот обнаружил, этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
• § 187. Приемный сын гирсекума, служащего во дворце, и приемный сын секретум не может быть у них истребован.
Существовал и такой способ усыновления как целевой. Он заключался в том, что бездетный ремесленник брал на воспитание ребенка из чужой семьи, объявлял его сыном и наследником и обучал своему ремеслу. Такой приемыш мог вернуться в родную семью только в том случае, если приемный отец не обучил его ремеслу как подобает.
• § 188. Если ремесленник взял ребенка на воспитание и научил его своему ремеслу, он не может быть у него истребован.
• § 189. Если своему ремеслу он его не обучил, этот воспитанник должен вернуться в дом своего отца.
• § 190. Если человек малолетнего, которого он взял в усыновление и воспитал, не причислил к своим сыновьям, этот воспитанник должен вернуться в дом своего отца.
• § 191. Если человек малолетнего, которого он взял в усыновление и воспитал, и тот работал в его хозяйстве, а потом он человек приобрел кровных сыновей, решил изгнать из воспитанников, то этот приемный сын не должен уйти с пустыми руками: отец, воспитавший его, из своего имущества треть в качестве наследственной доли он должен ему отдать, и пусть он с этим уйдет, а из поля, сада и дома ничего он не должен ему давать.
Заботы о престарелых родителях и их душах после смерти целиком зависели от наследства, которое они оставляли детям. Если наследства не было, то дети освобождались от каких бы то ни было обязанностей по отношению к родителям.19