Сеньорально-вассальные отношения и феодальная иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
- показать ритуал оммажа;
- проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
- изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
- изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.

Содержание

Введение……………………………………………………….……...
Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа………………..
Феодальная иерархия……………………………………..……...
Типы сеньорально-вассальных отношений..………………........
Рыцарство: этика и нравы……………………………………......
Заключение………………...…………………………………..……..
Список используемых источников и литературы………………......

Вложенные файлы: 1 файл

Средние века.docx

— 542.91 Кб (Скачать файл)

     Сеньорально-вассальные отношения без  иммунитета. Второй тип вассальных отношений заключался в том, что все крупные и мелкие феодалы признавались вассалами короля. Такая система была распространена в английских землях, и связана она была с тем, что в 1066 году Англия была завоёвана герцогом Нормандии Вильгельмом. В течение нескольких лет англосаксы поднимали восстания против нормандцев. Особенно упорно сопротивлялись завоевателям свободные крестьяне на севере Англии. Чтобы держать в покорности завоеванную страну, новые господа нуждались в сильной королевской власти. Не только крупные, но и мелкие феодалы вынуждены были принести клятву верности Вильгельму – все они стали его прямыми вассалами. Это положило начало усилению королевской власти в Англии, которая с тех пор стала существенно сильнее, чем в остальных европейских землях. 

  1. Рыцарство: этика и нравы

     Говоря  о сеньорально-вассальных отношениях, мы имеем в виду взаимоотношения  представителей военного сословия, самый  известный и многочисленный класс  которого – рыцарство. Но даже в X – XI вв., к концу эпохи Раннего Средневековья, рыцари – это ещё не чётко очерченный социальный класс, не юридическая категория, а довольно разнородная по происхождению и месту в обществе общность, сходная только образом жизни и функциями, которая она выполняет. Уже в те времена у рыцарей существовало великое множество названий, зависящих не только от языка, но и от его положения. Например, идальго и инфансоны в Испании, шевалье и кавалярии во Франции, немецкие риттеры и тэны, и множество других. Общее у них всех было только одно – они все были воинами.

     Рыцарская этика была важнейшей составной  частью жизни средневекового рыцаря. Она формировала у многих представителей военной аристократии особый тип сознания. Но где исток идеологии, которая позже станет «рыцарской»: идеологии обороны страны, поддержки слабых, защиты церквей, вдов и сирот. Что привело её к тому, чтобы перейти к рыцарству?

      По Ф. Кардини рыцарская этика берёт своё начало в X – первой половине XI вв., когда в результате дробления центральной власти, постоянных междоусобных войн, феодалы превратились в «кровожадных хищников, разбойников, неконтролируемую силу». Для того чтобы снова сделать из них защитников обездоленных масс и христианства от «варваров» и «неверных», римская церковь предприняла попытку создать на основе движения «божьего мира» и Клюнийской реформы рыцарскую этику (Истоки средневекового рыцарства с. 319-320). Эти идеи не были сразу восприняты военными массами, но со временем начинает формироваться самосознание рыцарства, основанное на чувстве долга: перед Богом, своим господином и народом.

      В обязанности «нового» рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определённым правилам – так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса – идея верности долгу. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утончённо ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорблённых. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьём, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в её честь.

     В рыцарском эпосе главный герой – это верный, доблестный вассал, совершающий бесчисленные подвиги. Его фигура часто заслоняет и оттесняет на задний план короля. В "Песне о Роланде" сам Роланд – куда более живой и активный персонаж, чем Карл Великий. А Бертран де Борн в своей лирике воспевает войну как единственно достойное настоящего рыцаря дело. В рыцаре ценилась не только храбрость, но и утончённая, царедворская, приличная его званию выдержка во всём. «Кодекс чести» касался всех сторон жизни рыцаря, начиная с правил при еде и питье, до законов обращения с раненым противником при рыцарских потехах или турнирах, и даже при серьёзных поединках и на войне.

     Будущий рыцарь ещё мальчиком поступал в пажи ко двору знатного лица, где учился тонкостям рыцарского образа жизни. Затем он превращался в прислужника, оруженосца, наблюдавшего за боевым конём, доверенного слугу или гонца, изучая при этом более суровые стороны и требования рыцарской службы, пока, наконец, его не посвящали в рыцари с соблюдением предписанных обрядов. Одновременно с тем ему присваивались все права привилегированного сословия. Часто пожалованный титул рыцаря был следствием смерти или славной раны. Но какова бы ни была судьба рыцаря, он постоянно думал, что сделал ещё слишком мало, чтобы удостоиться этой чести: даже жертвуя жизнью, он полагал, что едва выплачивает долг отечеству и своему сеньору. 

Заключение

     Итак, обобщив всё вышесказанное, можно  прийти к выводу, что сеньорально-вассальные отношения играли огромную роль в  жизни средневекового феодала. Отношения  сеньор-вассал сводились уже не к простому, слепому подчинению, как в античное время, а к добровольным, доверительным межличностным отношениям – одно только это говорит о переходе всего общества на качественно новую ступень развития. Эта ступень стала как бы промежуточным этапом между отношениями хозяин-раб и наниматель-наёмник.

     Учитывая  ритуализацию всех сторон жизни средневекового человека, можно понять, насколько  важными для него церемониями были оммаж и посвящение в рыцари. Точное соблюдение ритуальных действий считалось необходимым условием благоприятного исхода любой деятельности, поэтому, в частности для воина, эти ритуалы были не простой формальностью, а важнейшими этапами в жизни: приобретением нового социального статуса, возможности по-новому служить сеньору и своей родине.

     Также мы выяснили, что не меньшую роль в жизни представителя второго сословия играла и феодальная иерархия – воины с детства чётко знали своё место в ней и не стремились его менять. Напротив – они с ранних лет перенимали традиции и обычаи, присущие именно своему положению в обществе, чтобы в будущем полностью ему соответствовать.

     От  места сеньора или вассала  в иерархической «лестнице» зависел  буквально каждый его шаг: его права и обязанности, привилегии и полномочия, положение в обществе, наличие или отсутствие у него своих вассалов и многое другое.

     Проанализировав два типа сеньорально-вассальных отношений, мы глубже поняли причины их столь разного развития на почти соседних территориях, а также выявили последствия, связанные с этим различием: усиление централизованной власти в Англии и – наоборот – довольно шаткое положение французских монархов, вследствие чего «французский» тип также позже был вынужден уступить место централизованной королевской власти.

     И в заключение мы рассмотрели некоторые  моменты из жизни самого многочисленного  класса военного сословия – рыцарства. Изучили особенности жизни его представителей, выяснили возможное происхождение рыцарской этики и её основные положения.

     В обширной специальной литературе о  сеньорально-вассальных отношениях, которая  лишь частично использована в настоящей работе, существует большое разнообразие оценок содержания и значения этого феномена для жизни людей той эпохи. Конечно, в рамках контрольной работы невозможно проанализировать их все, но и на основе изученных мной источников и литературы можно сделать вывод о том, что отношения внутри феодального сословия – важная часть жизни, как для самого этого сословия, так и для других членов общества эпохи Раннего Средневековья. 

Список  используемых источников и литературы: 

Источники:

Песнь о Роланде. Хрестоматия по литературе Средневековья – Спб.: Азбука, 2003

Р. Хименес  де Рада. Латинская хроника королей Кастилии – М.: Директ-Медиа, 2009 

Литература:

А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры - М.: Искусство, 1984

Франко  Кардини. Истоки средневекового рыцарства – М., 1987 

Интернет-источники:

http://ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия.

http://lectures.edu.ru/ - Лекции online, Д.Э. Харитонович: «Рыцарская доблесть, рыцарская верность, рыцарская честь».

Информация о работе Сеньорально-вассальные отношения и феодальная иерархия