Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:29, реферат
Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники.
Введение 3
Литература 4
Театр и музыка 9
Скульптура 14
Кино 16
Просветительская деятельность 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.
К началу ХХ века русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца ХIХ века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих.
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929), русский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (с 1907) за границей. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-1929). В 1908 он вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргкого, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и др. В 1909 состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны» в Париже. У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров, поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, О. А. Спесивцева, Нижинские, Фокин, А. Д. Данилова. Хотя отношения Дягилева с работающими вместе с ним людьми складывались по-разному, духовный облик Дягилева всегда притягивал к себе творческую личность.
Именно благодаря гастролям труппы Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они связаны с именами выдающихся режиссёров – К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.
Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания (1914), Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).
Постановки В. Э. Мейерхольда и Е. Б. Вахтангова заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, они пытались воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются положения теории и педагогики.
Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности
Вахтанговская формула
«фантастического реализма», новые
выразительные возможности
В.Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра» После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.
Подобно архитектуре
скульптура рубежа веков освобождалась
от эклектизма. Обновление художественно-образной
системы связано с влиянием импрессионизма.
Первым последовательным представителем этого направления
был П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся
как мастер в Италии, где прошли его детство
и юность. Уже в первых русских работах
скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст
Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились
черты нового метода — «взрыхленность»,
бугристость фактуры, динамичность форм,
пронизанной воздухом и светом.
Самое замечательное произведение Трубецкого
— памятник Александру III в Петербурге
(1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое
изображение императора-реакционера выполнено
как антитеза знаменитому монументу Фальконе
(Медному всаднику): вместо гордого всадника,
легко обуздавшего вздыбленного коня
— «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной,
пятящейся назад лошади. Отказавшись от
импрессионистической моделировки поверхности,
Трубецкой усилил общее впечатление давящей
грубой силы.
По-своему чужд монументальному
пафосу и замечательный памятник
Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А.
Андреева (1873— 1932), тонко передающий
трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе.
Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности,
глубокого раздумья с налетом меланхолической
угрюмости.
Самобытная трактовка импрессионизма
присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927),
переработавшей принцип изображения явлений
в движении в идею пробуждения человеческого
духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек»,
1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором,
отмечены чувством сострадания к людям,
усталым, но не сломленным жизненными
испытаниями («Изергиль», 1904; «Старая»,
1911 и др.).
Импрессионизм мало затронул творчество
С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим
и жанровым многообразием (аллегорический
«Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический
портрет «Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин»,
1906, мрамор; галерея обобщенно-символических
образов на темы греческой мифологии и
русского фольклора — «Нике», 1906, мрамор;
«Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно
пугающе реальны фигуры убогих странников
— «Нищая братия», 1917, дерево, ГТГ).
На рубеже XIX-начале XX в. В России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге – в увеселительном саду «Аквариум», в Москве – в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн зрителей.
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в 1907-1908 гг. Первоначально они также создавали документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 картин. В 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.
5. Просветительская деятельность
В пореформенной России и в начале XX века особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX века большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.
Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они представляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.
Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.
Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
Во второй половине XIX – начале XX века значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.
Заключение
Этот период – с конца XIX в. до начала мировой войны – вошёл в историю как «серебряный век русской культуры» - расцвет духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Тот, кто придумал это название (философ Н. А. Бердяев), конечно же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина, Гоголя, Глинки. Первенство осталось за ними. Но серебро – это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряных» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Ибо изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утончённости – особенно когда их одевает патина времени. Таким и остался в памяти России и всего мира взлёт русской культуры в начале XX в..
Список использованной литературы
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов
Н.В.Банникова: Серебряный век русской поэзии.
http://www.silverart.ru/