Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:38, реферат
В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение__________________________________________2-3
2. Наука серебряного века______________________________4-7
3. Литература серебряного века_________________________7-9
4. Живопись и музыка серебряного века_________________9-11
5. Архитектура серебряного века_______________________11-12
6. Театральная деятельность серебряного века___________12-13
7. Заключение_______________________________________14
8. Список литературы_________________________________15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУВПО «АмГУ»)
Кафедра всемирной
истории и международных
РЕФЕРАТ
На
тему: Серебряный век
русской культуры
Исполнитель
Студент группы 163 об-2
____________________
Руководитель
Ассистент
Благовещенск 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1
Введение.
В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".
Духовная жизнь России этого
периода отличалась небывалой
насыщенностью, продолжением
Экстенсивный в своих
На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. "Второе дыхание" обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился "социальный статус" искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журнал
2
"Весы", "Новый путь", "Мир искусства", "Северный вестник", "Золотое руно", "Перевал".
В России духовные
искания проходили более болезненно, более
пронзительно, нежели в странах западной
цивилизации. Расцвет культуры в этот
период был беспрецедентным. Он охватил
все виды творческой деятельности, породил
выдающиеся художественные произведения
и научные открытия, новые направления
творческого поиска, открыл плеяду блестящих
имён, ставших гордостью не только русской,
но и мировой культуры, науки и техники.
Этот социокультурный феномен вошел в
историю под названием Серебряного века
русской культуры.
3
Наука серебряного века.
На рубеже XIX-XX века Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Физик П. Н. Лебедев
впервые в мире установил общие
закономерности, присущие волновым процессам
различной природы (звуковым, электромагнитным,
гидравлическим и др.), сделал иные открытия
в области физики волн. В 1895 Лебедев
создал тончайшую установку для
генерирования и приема электромагнитного
излучения с длиной волны 6 и 4 мм,
исследовал отражение, преломление, поляризацию,
интерференцию этих волн и другие
явления. В 1900 Лебедев при помощи виртуозных,
хотя и выполненных скромными средствами
опытов подтвердил теоретическое предсказание
Максвелла о давлении света на твердые
тела, а в 1908 — и на газы. Это явилось важной
вехой в науке об электромагнитных явлениях.
Лебедев изучал также действие электромагнитных
волн на резонаторы и выдвинул в связи
с этими исследованиями глубокие соображения,
касающиеся межмолекулярных взаимодействий,
занимался вопросами акустики, в частности,
гидроакустики. Изучение давления света
на газы побудило Лебедева заинтересоваться
происхождением хвостов комет. Английский
физик Сазерленда изучал перераспределение
зарядов в проводниках под действием гравитации.
В небесных телах, планетах и звездах,
по мысли Сазерленда, происходит «выдавливание»
электронов из внутренних областей (где
давления велики) на поверхность, благодаря
чему внутренние области заряжаются положительно,
а поверхность тел — отрицательно. Вращение
же тел вместе с перераспределившимися
в них зарядами должно порождать магнитные
поля. Таким образом, предлагалось физическое
объяснение происхождения магнитных полей
Солнца, Земли и других небесных тел. Гипотеза
Сазерленда не имела в то время надежного
теоретического обоснования, и потому
особую важность приобретал задуманный
Лебедевым опыт по ее проверке. Поняв,
что центробежные силы, как и гравитационные,
должны вызывать перераспределение зарядов,
Лебедев выдвинул простую, но весьма остроумную
идею: если гипотеза Сазерленда верна,
то при быстром вращении электрически
нейтральных тел должно возникать магнитное
поле. Именно такое «намагничивание вращением»
и должен был обнаружить опыт.
4
Работа проходила
в очень трудных условиях. В 1911
в знак протеста против реакционных
действий министра народного просвещения
Л. А. Кассо Лебедев вместе с другими
прогрессивными преподавателями решает
оставить Московский университет. В
результате очень тонкий опыт, который
он проводил в подвале физического
факультета, был скомкан. Искомого эффекта
обнаружить не удалось. Причина неудачи
заключалась не в отсутствии эффекта,
а в недостаточной
Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космоса, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.
Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах, ввёл в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики, а Нобелевская премия 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения стала признанием его многолетних трудов.
Илья Ильич Мечников (1845- 1916), российский биолог и патолог, один из
5
основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Илья Ильич Мечников (1845- 1916), российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. В 1891-92 Мечников разработал тесно примыкающее к проблеме иммунитета учение о воспалении. Рассматривая этот процесс в сравнительно-эволюционном аспекте, он оценил сам феномен воспаления как защитную реакцию организма, направленную на освобождение от инородных веществ или очага инфекции. В последние годы научной деятельности Мечников пытался с позиций биолога и патолога создать «теорию ортобиоза», то есть правильной жизни, основанную на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармоний...». Считая, что старость и смерть наступают у человека преждевременно, Мечников особую роль отводил микробам кишечной флоры, отравляющим организм своими токсинами. Режимом питания, гигиеническими средствами старость, как полагал Мечников, можно лечить, как и всякую болезнь. Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии преодолеть противоречия человеческой природы (в том числе и между ранним половым созреванием и возрастом вступления в брак), подготовить себе счастливое существование и, при естественном переходе «инстинкта жизни» в «инстинкт смерти», — бесстрашный конец. Мечников свое мировоззрение называл «рационализмом». Религиозный, идеалистический строй мыслей и чувств был ему чужд.
Эпоха Серебряного века создала благоприятные условия и для развития технической мысли.
Выдающиеся открытия
в теории и практике самолетостроения
сделал один из самых известных учёных
начала века Н. Е. Жуковский. Основные результаты
Жуковского в области теоретической
аэродинамики: теорема о подъемной
силе; гипотеза Жуковского—Чаплыгина
об определении циркуляции; метод
округления Жуковского и открытие трех
серий теоретических профилей; строгая
математическая оценка влияния толщины
и изогнутости профиля на величину
его подъемной силы; разработка вихревой
теории воздушного винта. Эти достижения
— фундамент современной
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учёный с мировым именем - К. Э. Циолковский. Константин Эдуардович Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных
6
сообщений, указал рациональные
пути развития космонавтики и ракетостроения,
нашел ряд важных инженерных решений
конструкции ракет и
Литература серебряного века.
Серебряный век - это, безусловно, литература.
Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают – Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.
Вместе с тем всё громче начинают звучать голоса иного поколения, предъявляющего свой счёт представителям реализма, протестующего против главного принципа реалистического искусства – принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал – материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность. В чём же состоит само понятие эпохи, обозначаемой «серебряный век», и в чём – особенности творчества её художников, чем-то отчётливо ощущаемые, но не так легко дающиеся в руки, объединяемые поверх всех барьеров?
Вспомним, что первый
из литературных веков, обозначенных в
истории русской литературы как
золотой, был освящён именем Пушкина,
и это имело под собой все
основания. Как бы историки литературы
ни доказывали, что термин «пушкинская
плеяда» далёк от историко-литературной
точности, всё же личность и литературное
дело Пушкина оказывали решающее
влияние на его современников, «школа
гармонической точности»
«Серебряный век» вряд
ли может быть обозначен чьим-либо
одним именем: выражения типа «горьковский
период» или «блоковская
7
Особенность века
состоит в том, что ореол
создавали самые разные
Как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу возникло движение русских символистов. Символизм возник в России не изолировано от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, простирая свои родственные притязания даже на Пушкина и Лермонтова. Бальмонт, например, считал, что символизм в мировой литературе существовал издавна. Символистами были, по его мнению, Кальдерон и Блейк, Генрик Ибсен и Эмиль Верхарн. Несомненно, одно: в русской поэзии, особенно у Тютчева и Фета, были зерна, проросшие в творчестве символистов. А тот факт, что символистское течение, возникнув, не умерло, не исчезло до срока, а развивалось, вовлекая в своё русло новые силы, свидетельствуют о национальной почве, об определенных её корнях в духовной культуре России. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом – духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений. На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлениям. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадёжности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм