Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение__________________________________________2-3
2. Наука серебряного века______________________________4-7
3. Литература серебряного века_________________________7-9
4. Живопись и музыка серебряного века_________________9-11
5. Архитектура серебряного века_______________________11-12
6. Театральная деятельность серебряного века___________12-13
7. Заключение_______________________________________14
8. Список литературы_________________________________15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат,культура серебряного века.docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО  «АмГУ»)

Кафедра всемирной  истории и международных отношений 
 
 

РЕФЕРАТ

На  тему: Серебряный век  русской культуры 
 
 
 
 

Исполнитель

Студент группы 163 об-2 ____________________                А.А.Могильная 
 

Руководитель

Ассистент                            _____________________              А.Л.Ерёменко          
 
 

Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение__________________________________________2-3
  2. Наука серебряного века______________________________4-7
  3. Литература серебряного века_________________________7-9
  4. Живопись и музыка  серебряного века_________________9-11
  5. Архитектура серебряного века_______________________11-12
  6. Театральная деятельность серебряного века___________12-13
  7. Заключение_______________________________________14
  8. Список литературы_________________________________15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 

Введение.

          В 90-х годах XIX века  русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".

         Духовная жизнь России этого  периода отличалась небывалой  насыщенностью, продолжением прекрасных  художественных традиций, стремлением  обновить поэтический язык, желанием  воскресить к новой жизни чуть  ли ни все образы и формы,  выработанные человеческой культурой,  и вместе с тем множеством  экспериментов, где делалась принципиальная  установка на "новизну".

        Экстенсивный в своих глобальных  исканиях серебряный век был  интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах  искусства было тесно в рамках  установившихся классических правил. Активный поиск новых форм  содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в  живописи, символизма в музыке  и т.д. 

       На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. "Второе дыхание" обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился "социальный статус" искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журнал

2 

"Весы", "Новый  путь", "Мир искусства", "Северный  вестник", "Золотое руно", "Перевал".

  В России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3

Наука серебряного века.

На рубеже XIX-XX века Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев  впервые в мире установил общие  закономерности, присущие волновым процессам  различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. В 1895 Лебедев  создал тончайшую установку для  генерирования и приема электромагнитного  излучения с длиной волны 6 и 4 мм, исследовал отражение, преломление, поляризацию, интерференцию этих волн и другие явления. В 1900 Лебедев при помощи виртуозных, хотя и выполненных скромными средствами опытов подтвердил теоретическое предсказание Максвелла о давлении света на твердые тела, а в 1908 — и на газы. Это явилось важной вехой в науке об электромагнитных явлениях. Лебедев изучал также действие электромагнитных волн на резонаторы и выдвинул в связи с этими исследованиями глубокие соображения, касающиеся межмолекулярных взаимодействий, занимался вопросами акустики, в частности, гидроакустики. Изучение давления света на газы побудило Лебедева заинтересоваться происхождением хвостов комет. Английский физик Сазерленда изучал перераспределение зарядов в проводниках под действием гравитации. В небесных телах, планетах и звездах, по мысли Сазерленда, происходит «выдавливание» электронов из внутренних областей (где давления велики) на поверхность, благодаря чему внутренние области заряжаются положительно, а поверхность тел — отрицательно. Вращение же тел вместе с перераспределившимися в них зарядами должно порождать магнитные поля. Таким образом, предлагалось физическое объяснение происхождения магнитных полей Солнца, Земли и других небесных тел. Гипотеза Сазерленда не имела в то время надежного теоретического обоснования, и потому особую важность приобретал задуманный Лебедевым опыт по ее проверке. Поняв, что центробежные силы, как и гравитационные, должны вызывать перераспределение зарядов, Лебедев выдвинул простую, но весьма остроумную идею: если гипотеза Сазерленда верна, то при быстром вращении электрически нейтральных тел должно возникать магнитное поле. Именно такое «намагничивание вращением» и должен был обнаружить опыт. 

4

Работа проходила  в очень трудных условиях. В 1911 в знак протеста против реакционных  действий министра народного просвещения  Л. А. Кассо Лебедев вместе с другими  прогрессивными преподавателями решает оставить Московский университет. В  результате очень тонкий опыт, который  он проводил в подвале физического  факультета, был скомкан. Искомого эффекта  обнаружить не удалось. Причина неудачи  заключалась не в отсутствии эффекта, а в недостаточной чувствительности установки: оценки для магнитных  полей, на которые ориентировался Лебедев, и которые основывались на работах  Сазерленда, оказались значительно  завышенными.

Выдающийся русский  учёный В. И. Вернадский получил мировую  известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления  новых научных направлений в  геохимии, биохимии, радиологии. Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космоса, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной  деятельности и условных рефлексах,  ввёл в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики, а Нобелевская премия 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения стала признанием его многолетних трудов.

Илья Ильич Мечников (1845- 1916), российский биолог и патолог, один из

5

основоположников  сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Илья Ильич Мечников (1845- 1916), российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. В 1891-92 Мечников разработал тесно примыкающее к проблеме иммунитета учение о воспалении. Рассматривая этот процесс в сравнительно-эволюционном аспекте, он оценил сам феномен воспаления как защитную реакцию организма, направленную на освобождение от инородных веществ или очага инфекции. В последние годы научной деятельности Мечников пытался с позиций биолога и патолога создать «теорию ортобиоза», то есть правильной жизни, основанную на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармоний...». Считая, что старость и смерть наступают у человека преждевременно, Мечников особую роль отводил микробам кишечной флоры, отравляющим организм своими токсинами. Режимом питания, гигиеническими средствами старость, как полагал Мечников, можно лечить, как и всякую болезнь. Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии преодолеть противоречия человеческой природы (в том числе и между ранним половым созреванием и возрастом вступления в брак), подготовить себе счастливое существование и, при естественном переходе «инстинкта жизни» в «инстинкт смерти», — бесстрашный конец. Мечников свое мировоззрение называл «рационализмом». Религиозный, идеалистический строй мыслей и чувств был ему чужд.

Эпоха Серебряного  века создала благоприятные условия  и для развития технической мысли.

Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал один из самых известных учёных начала века Н. Е. Жуковский. Основные результаты Жуковского в области теоретической  аэродинамики: теорема о подъемной  силе; гипотеза Жуковского—Чаплыгина об определении циркуляции; метод  округления Жуковского и открытие трех серий теоретических профилей; строгая  математическая оценка влияния толщины  и изогнутости профиля на величину его подъемной силы; разработка вихревой теории воздушного винта. Эти достижения — фундамент современной аэродинамической науки.

У истоков современной  космонавтики стоял самородок, учёный с мировым именем  - К. Э. Циолковский. Константин Эдуардович Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных

6

сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений  конструкции ракет и жидкостного  ракетного двигателя. Технические  идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической  техники.

Литература  серебряного века.

Серебряный век - это, безусловно, литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился  в русской  художественной культуре серебряного  века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают – Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем  всё громче начинают звучать голоса иного поколения, предъявляющего свой счёт представителям реализма, протестующего  против главного принципа реалистического  искусства – принципа непосредственного  изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных  начал – материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать»  существующий мир, творить новую  реальность. В чём же состоит само понятие эпохи, обозначаемой «серебряный век», и в чём – особенности творчества её художников, чем-то отчётливо ощущаемые, но не так легко дающиеся в руки, объединяемые поверх всех барьеров?

Вспомним, что первый из литературных веков, обозначенных в  истории русской литературы как  золотой, был освящён именем Пушкина, и это имело под собой все  основания. Как бы историки литературы ни доказывали, что термин «пушкинская  плеяда» далёк от историко-литературной точности, всё же личность и литературное дело Пушкина оказывали решающее влияние на его современников, «школа гармонической точности» восходила  именно к нему. Для перестройки  литературы понадобилось, чтобы в  неё пришли писатели столь же крупного таланта, как и Пушкин, но с другой направленностью: Лермонтов и Гоголь.

«Серебряный век» вряд ли может быть обозначен чьим-либо одним именем: выражения типа «горьковский период» или «блоковская плеяда»  здесь решительно невозможны.

7

 Особенность века  состоит в том, что ореол  создавали самые разные писатели, нередко полярно различные по  своим творческим принципам, по  направленности таланта, жесточайшим  образом друг с другом полемизировавшие. Но всех их объединяло одно, главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, в девятнадцатом веке в первую очередь, и одновременно с этим – деятельное, действенное отношение к этой эпохе и её проблемам. Раздвоенность творчества, внутренняя трагедийность при блестящей внешней беспечности – это как раз и есть следы «серебряного века», вносящие в галантность прежних эпох, их праздничность и яркость переживания эпохи совершенно другой, сознающей своё время, как судорожное напряжение между двумя безвременьями, опрокинутое в пространство.

Как протест против оскудения русской поэзии, как  стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу возникло движение русских символистов. Символизм возник в России не изолировано от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, простирая свои родственные притязания даже на Пушкина и Лермонтова. Бальмонт, например, считал, что символизм в мировой литературе существовал издавна. Символистами были, по его мнению, Кальдерон и Блейк, Генрик Ибсен и Эмиль Верхарн. Несомненно, одно: в русской поэзии, особенно у Тютчева и Фета, были зерна, проросшие в творчестве символистов. А тот факт, что символистское течение, возникнув, не умерло, не исчезло до срока, а развивалось, вовлекая в своё русло новые силы, свидетельствуют о национальной почве, об определенных её корнях в духовной культуре России. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом – духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений. На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлениям. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадёжности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм

Информация о работе Серебряный век русской культуры