Сибирская ссылка в 1900 -1917 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

В истории ссылки в Сибирь существует множество сюжетов, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. В числе подобных сюжетов можно, например, выделить такие интересные темы, как Сибирская ссылка в 1900 -1917 годах, основные этапы истории сибирской ссылки, быт политических ссыльных и политическая ссылка в Сибири. На основе этих сюжетов необходимо выяснить, какую роль играла ссылка и каторга в колонизации Сибири.
После присоединения Сибирь почти сразу же становится главным местом каторги и ссылки. Наказание в виде ссылки в Сибирь по понятиям прошлого века считалось особенно жестоким. Первыми ссыльными были приговоренные к пожизненной каторге бунтовщики и молодые люди, признанные негодными для военной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2 стр.
Основная часть:
Сибирская ссылка в 1900 -1917 годах………………………. . . . 3-4 стр.
Основные этапы истории сибирской ссылки………………… . . 5-6 стр.
Быт политических ссыльных и политическая ссылка в Сибири ………………………………...................................................... .. . 6-15 стр.
Заключение……………………………………………………………. . 16 стр.
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

В 1827 г. в Сибирь из Петропавловской  крепости была переслана основная группа осужденных декабристов в 70 человек. Все они, как и их ранее прибывшие товарищи, постепенно сосредоточивались в Читинском остроге. Острог представлял собой два десятка изб и несколько бараков, в которых поселили заключенных. Жили они по 12 человек в комнате. «Мы были набиты, как сельди в бочке», — вспоминал М. Бестужев. Условия заключения поначалу — строжайшие: все были в кандалах, которые разрешалось снимать только в бане и в церкви, запрещалось иметь письменные принадлежности. Вблизи острога не было рудников, поэтому каторжан использовали на земляных работах. Зимой они ручных жерновах мололи рожь.                                      

Особую страницу в истории декабристского движения представляет добровольный приезд в Сибирь жен и родственниц декабристов. Император разрешил поехать в Сибирь 14 женщинам: десяти женам, одной невесте, матери и двум сестрам. Первой приехала в Иркутск, еще в 1826 г., Е. Трубецкая, за ней последовала М. Волконская, а потом и другие, преодолевая огромные расстояния и чиновничьи рогатки. Следуя за мужьями, женихами и братьями, женщины совершали подвиг самопожертвования и любви, но вместе с тем их появление в Сибири вызвало огромный общественный резонанс. Отправляясь в страшную, каторжную Сибирь, жены и родственницы декабристов лишались дворянского звания, состояний, им не разрешалось брать с собой денег и драгоценностей, и, может быть, самое ужасное заключалось в том, что они должны были навсегда оставить своих детей, а те дети, которые могли родиться в Сибири, должны были быть записанными в разряд ссыльнопоселенцев.

В Сибири жены революционеров жили, терпя нужду, преодолевая лишения. Благодаря своим связям и тайком провезенным деньгам женщины, как могли, облегчали жизнь декабристов на каторге. Кроме того, они играли роль связующего звена между самими каторжанами в их отношениях с далекой Россией. Это А. Муравьева привезла в Сибирь знаменитое пушкинское «Послание», а впоследствии через подцензурную переписку, разрешенную женам, декабристы подали первые весточки о себе на волю.

Читинский острог сблизил и сплотил декабристов, многие из которых раньше не знали  друг друга. Появилась мысль о побеге. Самый неуемный среди узников М. Лунин собирался бежать сразу по прибытии на место заключения. Шутил, что нарочно мало ест, дабы и сил было поменее, иначе не удержится, перемахнет через стену. В самом же деле своим побегом Лунин опасался подвести товарищей. Все же вместе сочинили фантастический план: бежать на Амур, оттуда на Сахалин и в Японию. Но прежде чем в этом плане появилось что-то реальное, дерзкую попытку освобождения предпринял декабрист Иван Сухинов, отбывавший  каторгу с группой товарищей отдельно, на Зерентуйском руднике.

Сухинов принял  активное участие в восстании  Чермиговского полка,  после восстания  бежал, долго скрывался, был, наконец арестован и с двумя другими «черниговцами» попал в Зерентуй. Здесь Сухинов наладил тесные   связи с каторжанами-уголовниками, среди которых были солдаты - семеновцы, участники «возмущения 1821 г.». Всего заговорщиков было около 20 человек. Разработали план восстания, намеченного на конец мая 1828 г. Предполагалось захватить оружие охраны, освободить остальных  каторжан, а тюремных чиновников «посадить в тюрьму и зажечь». После этого восстание должно было перекинуться на другие нерчинские рудники.  В самом Нерчинске повстанцы  предполагали захватить пушки и идти на Читинский острог для освобождения декабристов. Сухинов не ограничился планами, шла подготовка. Но среди заговорщиков нашелся предатель, его разоблачили и убили, но было уже поздно. Участников заговора арестовали. Николай I приказал всех их предать военному суду.

На следствии  Сухинов вел себя мужественно, «ни в чем признания не учинил». По приговору его должны были сечь плетьми и клеймить железом. Не желая терпеть унижения и изуверское наказание, Сухинов дважды пытался отравиться, но безуспешно. Тогда он накануне казни сумел прикрепить ремни к печной заслонке и задушил себя в лежачем положении. Пятеро товарищей мятежного декабриста были расстреляны, причем солдаты стреляли плохо, и казнь довершали штыками. Остальные получили по 200—300 ударов кнутом. Так закончилась единственная попытка декабристов вырваться на волю.

Зерентуйский  заговор показал властям, что  декабристов опасно держать среди прочих каторжников. В сентябре 1830 г. революционеров переводят на новое место заключения — Петровский железоделательный завод близ Иркутска. Здесь специально была построена тюрьма с одиночными камерами без окон. Впоследствии женам декабристов удалось добиться некоторых улучшений их быта: в камерах прорезали окна, семейным разрешили жить в домах неподалеку от острога, образовалась целая улица, названная «Дамской».

Материальное  положение  узников  было  далеко  неодинаковым. Многие жили впроголодь па казенное содержание (6 коп. в сутки и 2 пуда муки в месяц), другие получали солидную помощь от родственников.  По этому решили завести общий стол, на содержание которого тратились те, кто имел средства, например, Н. Муравьев и С. Волконский ежегодно вносили до 3000 р. Назвали тюремную общину «артелью», для управления ее делами  избрали «выборную администрацию».

В Читинском  остроге возникла знаменитая «Каторжная Академия», где читались лекции по гуманитарным и естественным наукам, изучались    иностранные языки, создавались литературные труды, постоянно обсуждались философские и политические проблемы. Одни из декабристов в сибирской ссылке скатились к либерализму, другие пытались понять свое    место в истории. М. Лунин собирался создать «Историю декабристов», он писал: «Восстание 14 декабря как факт имеет мало последствий, но как принцип имеет огромное значение... Тайное общество принадлежит истории...».

В 1839 г. закончились каторжные сроки у большинства декабристов, и из Петровской тюрьмы их стали отправлять на поселение. Разъезжались с горькой шуткой: «...разрешилась от бремени госпожа Петровская тюрьма, произведя на свет детей, имеющих вид довольно жизнеспособный, хотя все они более или менее подвержены кто астме, кто слабости, кто седине».

Жизнь на поселении, пожалуй, была ничуть не легче, чем на каторге. Декабристы-каторжане имели  по крайней мере преимущества совместной жизни, они помогали друг другу, общались. Поселенцы были раскиданы по глухим углам Сибири, предоставлены самим себе. К поселению были приговорены те из декабристов, «вины» которых, по мнению властей, были менее значительными. Это был наиболее демократический слой декабристского движения, почти никто из них не получал помощи от родни, жили они па «казенное пропитание». Нищета, изоляция делали свое дело, многие были «убиты жизнью» в далеко не преклонных годах, некоторые сошли с ума, кое-кто своими руками свел счеты с судьбой. В сороковые годы уже все декабристы в Сибири были па положении ссыльнопоселенцев. В то время они ближе знакомятся с жизнью народа, его нуждами. Многие женятся на крестьянках, казачках, начинают заниматься трудом, обзаводиться хозяйством.

Находясь в  Сибири, декабристы не считали возможным подготовить новое революционное выступление, по деятельность свою они рассматривали как продолжение борьбы с самодержавием, в результате которой в будущем появятся условия для нового восстания. Может быть, самым непримиримым бойцом с деспотизмом был М. Лунин, на каторге он написал ряд острых политических статей, которые под видом писем к сестре были переправлены в Петербург. В 1838 г. о письмах Лунина стало известно шефу жандармерии Бенкендорфу. Лунина отделяют от товарищей и отправляют в Акатуйский острог, имевший на Нерчинской каторге репутацию «ада в аду». Там Лунин умирает в 1845 г. при неясных обстоятельствах, возможно, его убили уголовники по подстрекательству тюремного начальства, в свою очередь получившего ясный намек свыше.

В 1856 г. после  смерти Николая I его наследник Александр II объявил амнистию декабристам с разрешением вернуться из Сибири. Воспользоваться этой возможностью смогли меньше 40 человек. Дольше всех своих товарищей прожил после возвращения из Сибири Д. Завалишин,   «последний  декабрист» умер в 1892 г.

Обострение  кризиса российского феодализма в 30— 50-х гг. XIX в. вызвало усиление ссылки в Сибирь. В эти годы на каторгу и поселения попадают около 200 тыс. человек. Среди них много участников антифеодальных выступлений: восстаний в военных поселениях, «холерных» и «картофельных» бунтов, солдатских волнений и первых рабочих стачек.

После подавления польского восстания 1830 г. в Сибирь были отправлены тысячи новых ссыльных. Часть их шла на каторгу, другая на поселение, многие солдаты и разжалованные офицеры направлялись для службы в воинские части, расквартированные в Сибири. Положение поляков в чужом, далеком краю было тяжелым. Измученные непосильным трудом, ненавистной службой, тоской по родине, они хватались за любую надежду на лучшее.

Пытаясь привлечь на свою сторону симпатии сибирских  жителей,  польские повстанцы  распространили  в крае слух о якобы скрывающемся в Иркутске под чужим именем бывшем наследнике престола Константине. Великий князь, как толковалось в пароде, собирался начать восстание в Сибири, всех присоединившихся ожидали «деньги, вольность и свобода», а когда восстание перекинется на Россию, то «отберут от помещиков крестьян». Стали появляться самозванцы. В 1833 г. некая Мария Павловна выдавала себя за дочь императора Павла I. В 1835 г. под Красноярском объявился самозванный Константин, оказавшийся бродягой, в прошлом солдатом Н. Прокопьевым.

Самые энергичные из поляков переходили к действию. В казачьих войсках под Омском, где служило много бывших повстанцев, возник заговор, во главе которого встали Сироцинский и Шокальский. На середину июля 1833 г. намечалось восстание, должное поднять каторжан и поселенцев по всей Сибири. В случае успеха край должен был отложиться от России, при неудаче восставшие с оружием в руках хотели через Среднюю Азию уйти в Индию. Заговор был раскрыт предателем, арестовали около 1000 человек. Организаторов заговора прогнали сквозь строй и сослали на каторжные работы.

Вести об омском заговоре волной прокатились по всей Сибири и вызвали ряд выступлении польских ссыльных, прежде всего солдат. Волнения были отмечены в Енисейске, Ачинске. В Красноярске польские и русские солдаты весной 1834 г. собирались поднять восстание и ожидали лишь «государственного преступника» Якубовича, который должен был встать во главе. Память и надежда па декабристов были живы в Сибири.

Наиболее отчаянные  попытки освобождения предпринимались поляками-каторжанами, причем часто они действовали совместно с русскими узниками. В 1836 г. на Илгинском винокуренном заводе близ Иркутска возникла группа по подготовке восстания во главе с М. Соколовским. Зачинщики заговора убеждали русских каторжан к ним присоединиться, утверждая, что «за поляков много старателей, и будет общее восстание».

В том же 1836 г. на Усольском солеваренном заводе польские и русские каторжане пытались совершить побег. Готовил его бывший полковник повстанческих войск, осужденный на 20 лет каторги — Петр  Высоцкий. Беглецы хотели пробраться через Саянские горы в Монголию, оттуда в Индию к англичанам и с их помощью добраться до Европы. Бежать    удалось, но вскоре каторжан поймали и после наказания палками сослали в

Акатуй.

Заговоры, волнения сосланных в Сибирь польских повстанцев, вливаясь в общий поток антифеодального протеста, находя поддержку у местного населения, были, однако, распыленными и не объединенными общей идеей.

В 1849 —1850 гг. в  Сибирь были сосланы члены социалистического  кружка М. Петрашевского. После доноса предателя, ареста, произнесения смертного  приговора и «монаршей милости» 21 петрашевец были приговорены к каторжным работам.

Петрашевцев власти решили разослать поодиночке по разным каторжным местам, держать среди  уголовников. Сам М. Петрашевский и его наиболее близкие соратники Н. Спешнев, Ф. Львов отбывали срок на нерчинских заводах. Ф. Достоевский четыре года пробыл в Омском остроге, а затем был отправлен рядовым в Семипалатинск. Правительство запретило петрашевцам иметь льготы декабристов и распорядилось относиться к ним как к каторжникам «в полном смысле слова». Правда, не везде сибирская администрация выполняла это распоряжение буквально. В Восточной Сибири петрашевцев почти полностью освободили от каторжных работ, им разрешили жить на частных квартирах. Пробыли петрашевцы в Сибири сравнительно недолго. От каторги их освободила амнистия 1856 г., после чего до начала 60-х годов они были на поселении.

В Сибири петрашевцы вели активную общественную жизнь. Большинство  из них сохранило прежние социалистические убеждения и веру в идеалы революционной борьбы. Разумеется, жизнь в ссылке заставляла искать особые формы противодействия ненавистному режиму. Идейным и практическим лидером кружковцев оставался М. Петрашевский. Главным принципом своей деятельности в Сибири Петрашевский считал резкую, последовательную критику произвола властей, к которой должна была присоединиться общественность. Петрашевскому и его друзьям удавалось публиковаться в сибирской периодической печати. Все вместе они написали более 40 статей. Обличая произвол и призывая к демократическим  переменам,  петрашевцы способствовали формированию прогрессивных настроений в Сибири. Местная же администрация считала самого Петрашевского, Львова, наряду  с  декабристами Завалишиным и Раевским, самыми беспокойными людьми в крае. Непримиримость и принципиальность Петрашевский сохранил до последних дней своей жизни, умер он в 1866 г. в селе Вельском, неподалеку от Енисейска.Интересуясь Сибирью, ее проблемами, петрашевцы разрешение их связывали с решительными политическими переменами в центре страны. Петрашевский еще до ссылки мечтал о «правлении республиканском» в Сибири, а позднее предсказывал, что через Сибирь социалистические идеи распространятся в Азии.Пребыванием петрашевцев в Сибири закончилась история политической ссылки в крае в период с начала XVIII в. до 1861 г. Началась эта история с появления в Сибири участников дворцовых переворотов, а завершилась тем, что политическая ссылка приобрела революционный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Ссылка уголовных  и политических преступников в Сибирь в XIX веке

рассматривалась правительством, прежде всего как средство заселения края («штрафная» колонизация) при ограничении свободного переселения. Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься.

Информация о работе Сибирская ссылка в 1900 -1917 годах