Символика православного храма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:08, реферат

Краткое описание

Во времена разделения христианства на западное и восточное возникли особые названия двух христианских церквей: католическая и православная. Слово «католический» означает «вселенский», то есть всеобщий для христианского мира. Западные христиане – католики активно распространяли своё вероучение, и оно действительно стало одним из главнейших в мире. [13]

Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Исследователи В. Бобков и Е. Шевцов полагают, что поскольку «опыт религиозного сознания, по сути, есть акт откровения, идущий не снизу (от субъекта), но данный сверху – от Бога, то есть до конца непознаваемый и неописуемый, постольку онтологическим фундаментом православия является символизм» [1] . Поэтому, говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Символика православного храма. 5

1.1 История развития символики православного храма. 5

1.2. Значения внутренних символических частей храма. 8

1.3. Значения внешних символических частей храма. 17

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 23

Вложенные файлы: 1 файл

Символика православного храма..docx

— 272.42 Кб (Скачать файл)

Средняя часть  храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает  первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме  алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и  средняя часть становится чувственным  выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается  нарушенный грехопадением порядок  вселенной, то есть восстанавливается  то, что было в раю и что совершится в Царстве Божием.

Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части  храма. На Русь преграда перешла уже  в форме иконостаса, который является сложным символом. (Прил. 1)

Иконостас. От центральной части храма алтарь отделен несколькими

ступенями и особой преградой, украшенной иконами. Эта стена, закрывающая  священное пространство алтаря, называется иконостас. В иконостасе находятся  три двери, ведущие в алтарь. Средняя называется Царские врата – через них во время богослужения незримо проходит Христос. Через две другие двери, северную и южную, в алтарь входят дьяконы – помощники священнослужителей. Ступенчатое возвышение перед иконостасом называется солея. В середине солеи, напротив Царских врат, находится полукруглый выступ – амвон. В южном и северном концах солеи расположены клиросы – места для чтецов и хора.

Иконостас состоит  из нескольких ярусов. Их называют рядами или чинами. Количество рядов бывает различным и зависит от местных  традиций и величины храма. (Прил. 2)

Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд – праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Четвертый ряд – деисис («молитва», «моление»). Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. В центре этого ряда – царские врата, слева (если смотреть от молящегося) – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения. В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль) через молитву, и, наконец, через причащение осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, – к единству Церкви» [6].

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо-западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Общую идею храма  выражает иконография его средней  части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе  – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия  – по эпохам.

Вся роспись храма  – символ Церкви вечной. Все церковные  события, все соучастники церковной  жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую  иерархию.

На северных и  южных стенах храма – изображения  Вселенских соборов – важных событий  церковной истории.

Притвор. Все храмы делятся внутри на три части. Первая от входа называется притвором. Есть притвор и внешний – площадка перед входом, или паперть. На ней еще с древности стояли нищие и калеки, ожидающие милостыни. Не в самом храме, а в притворе должны были находиться люди, готовящиеся принять крещение. Их называли оглашенными, то есть им огласили, пояснили сущность христианского учения.

Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах. [7]

Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Над четырьмя стенами  главной части храма возвышается  свод, обычно в виде полусферы, подобно  тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.

Глава храма, венчающая  купол с изображением Христа, есть символ Христа – Главы Вселенской Церкви. Если сам храм – тело Церкви, то его глава – вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии  в Константинополе, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Об апостолах  как столпах говорит ап. Павел: «И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2, 9).

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них  в виде лопаток, – конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле – образ  «столпов Церкви» – апостолов, святителей, учителей Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Значения внешних символических частей храма.

Итак, мы разобрали  значения внутренних символических  частей храма, рассмотрим теперь внешние  символические составляющие.(Прил. 3,4)

Вход в храм. Главный вход в храм всегда находится с западной стороны. При входе в храм человек обращен лицом к востоку – там находится алтарь, самая важная часть храма. Христиане всегда ждали и верили, что когда-нибудь с востока, оттуда, где рождается солнечный свет, придет на землю второй раз Иисус Христос, чтобы судить людей. На востоке, по христианским представлениям, расположен духовный центр земли – Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Христос. Над входом в храм часто помещали образы Христа, Богоматери и ангелов – поклонялись им, человек смиренно, с молитвой входил в храм.

Верх храма  состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи» (в искусствоведении «шею» верха  принято называть «барабаном», что  не отражает сути данной части храма  и не имеет исторической основы), главы, состоящей из «маковицы» (которую  часто именуют «луковицей», что  тоже не соответствует историческим источникам), и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа, ибо Давид говорит: «Руце Твои сотвористе мя, и создаст мя, то есть создал Сын и Святой Дух» [8].

Византийская  форма главы – полусфера –  образ ровного сияния или света  Божия, сходящего с неба на нас. Образ  пламени – наше молитвенное горение  к Богу и Божественный огонь, осеняющий  нас. В работе «Первозданная сущность»  А.Ф. Лосев на основании трудов святых отцов Церкви заключает, что шар, сфера – «символический образ  бытия бесплотных сил». А Николай  Троицкий говорит: «Мир бесплотных сил  облегает первоцентр бытия концентрическими сферами, расположенными в соответствии с иерархией ангельских чинов» [10].

Шлемовидная форма  характерна для периода ордынского ига. Маковицы напоминают воинский шлем.

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава  знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют  двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют  Святую Троицу.

Четыре главы  обозначают Четвероевангелие и его  распространение на четыре стороны  света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех  евангелистов.

Семь глав знаменуют  семь таинств Церкви, семь даров  Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны  с образом небесной Церкви, состоящей  из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического  видения престола Святой Троицы и  двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15–18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три  главы – число земных лет Спасителя.

Количество глав связано с посвящением главного престола храма, а также часто  и с количеством престолов, соединенных  в одном объеме.

И еще несколько  слов хотелось бы сказать о символике  самих материалов, из которых созидались храмы Божии – о камне и  о дереве.

Камень – символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Великий Исаия  называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который  споткнутся многие «и упадут и разобьются…  Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33) [13].

Символизируя  Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так, выражая  свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь  ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями», говоря: «Приступая к Нему (Иисусу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму о том, что потомство его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

Если стены  храма – все народы, из которых  Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоуста, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь Христову. (Прил. 4)

Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.

Таким образом, даже сама материальная основа храма несет  в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых  технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к  традиции строительства православных храмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение проведенного нами исследования целесообразно сделать следующие выводы:

    1. мы рассмотрели историю развития символики православного храма в целом;
    2. выявили значение внутренних и внешних символических частей храма.

Можно сделать вывод, что не только человеческое мышление принимало участие в создании и устройстве православных храмов и не богословы придумывали символические значения для храмовой архитектуры, как это иногда представляется поверхностному сознанию. Премудрость церковного устройства есть свидетельство того, что это - богочеловеческое творчество, как и все духоносное творчество в Церкви.

Информация о работе Символика православного храма