Систематизация законодательства в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи.
Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.
Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I.

Вложенные файлы: 1 файл

история государства и права России (Автосохраненный).docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

также ограничения в отношении  права  жительства  и  приобретения

недвижимого имущества в  местностях, которые составляют крепостные

районы и опорные пункты для армии и флота.

     15. Государь  Император объявляет местности   на  военном  или

исключительном положении.

     16. Государю  Императору  принадлежит право  чеканки монеты и

определение внешнего ее вида.

     17. Государь  Император назначает  и   увольняет  Председателя

Совета   Министров,   Министров  и  Главноуправляющих  отдельными

частями,  а также прочих должностных лиц,  если для последних не

установлено законом иного  порядка назначения и увольнения.

     18. Государь  Император,  в  порядке  верховного  управления,

устанавливает  в  отношении  служащих   ограничения,   вызываемые

требованиями государственной  службы.

     19. Государь   Император  жалует  титулы,  ордена  и  другие

государственные  отличия,  а  также  права   состояния.   Им   же

непосредственно   определяются   условия  и  порядок  пожалования

титулов, орденов и отличий.

     20. Государь  Император  издает  непосредственно   указы   и

повеления  как  в  отношении  имуществ,  личную Его собственность

составляющих,  так  равно   в   отношении   имуществ,   именуемых

Государевыми,  кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не

могут быть завещаемы,  поступать в раздел и подлежать иным  видам

отчуждения. Как те, так  и другие имущества не подчиняются  платежу

налогов и сборов.

     21. Государю  Императору,  как  Главе   Императорского  Дома,

принадлежат,   согласно   Учреждению   о  Императорской Фамилии,

распоряжения по имуществам удельным.  Им  же  определяются  также

устройство  состоящих  в ведении Министра  Императорского Двора   458

учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.

     22. Судебная  власть  осуществляется   от   имени   Государя

Императора установленными законом судами, решения коих приводятся

в исполнение именем Императорского Величества.

     23. Государю  Императору принадлежит помилование   осужденных,

смягчение  наказаний  и  общее  прощение  совершивших  преступные

деяния  с  прекращением  судебного  против  них  преследования  и

освобождением их от суда и  наказания,  а также сложения,  в путях

Монаршего  милосердия,  казенных  взысканий  и  вообще  дарование

милостей  в  случаях  особых,  не  подходящих  под  действие общих

законов,  когда  сим  не  нарушаются  ничьи  огражденные  законом

интересы и гражданские  права.

     24. Постановления  Свода Законов (т.  I. ч. I, изд. 1892 г.):

о  порядке  наследия  Престола  (ст.  3—17),  о   совершеннолетии

Государя  Императора,  о  правительстве  и опеке (ст.  18—30),  о

вступлении на Престол и о присяге подданства (ст.31—34 и прил.V),

о  священном  короновании   и   миропомазании  (ст.  35 и 36),  о

титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

(ст. 37—39 и прил. I) и о  вере (ст. 40—46) сохраняют силу Законов

Основных.

     25. Учреждение  о Императорской Фамилии (Свода Зак. т.I, ч.I,

изд.  1892 г.,  ст.  82—179  и  прил. II—IV и VI),  сохраняя силу

Законов Основных,  может  быть изменяемо и дополняемо только Лично

Государем   Императором   в   предуказываемом  Им  порядке,  если

изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов  общих

и не вызывают нового из казны  расхода.

     26. Указы   и   повеления  Государя  Императора,  в  порядке

верховного  управления   или   непосредственно   Им   издаваемые,

скрепляются   Председателем   Совета   Министров  или  подлежащим

Министром   либо    Главноуправляющим    отдельною    частью    и

обнародываются Правительствующим Сенатом.

 

Глава четвертая

     О  Государственном Совете и   Государственной Думе и образе  их

действий

     56. Государственный  Совет и  Государственная   Дума  ежегодно

созываются указами Государя Императора.

     57. Продолжительность   ежегодных  занятий  Государственного

Совета и Государственной  Думы  и  сроки  перерыва  их  занятий  в

течение года определяются указами Государя Императора.

     58. Государственный    Совет   образуется   из   Членов   по

Высочайшему назначению и  Членов по выборам.  Общее  число  Членов

Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете

из  среды  его  Членов  по  Высочайшему  назначению,  не   должно

превышать общего числа Членов Совета по выборам.

     59. Государственная   Дума  образуется из Членов,  избираемых

населением  Российской  Империи  на  пять  лет   на   основаниях,

указанных в законоположениях о выборах в Думу.

     60. Государственный   Совет проверяет полномочия своих  Членов

по  выборам.  Равным  образом,  Государственная  Дума   проверяет

полномочия своих Членов.

     61. Членом  Государственного  Совета и Членом Государственной

Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

     62. Состав Членов  Государственного Совета по  выборам   может

быть  заменен  новым составом  до истечения срока полномочий сих

Членов по указу Государя Императора,  коим  назначаются  и  новые

выборы Членов Совета.

     63. Государственная  Дума может быть до истечения  пятилетнего

срока полномочий ее Членов распущена указом Государя  Императора.

Тем же указом назначаются  новые выборы в Думу и время  ее созыва.

     64. Государственный   Совет и Государственная Дума  пользуются

равными в делах законодательства правами.

     65. Государственному  Совету  и   Государственной   Думе   в

порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется возбуждать

предположения об отмене или  изменении действующих и издании новых

законов,  за исключением  Основных Государственных Законов,  почин

пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

     66. Государственному  Совету  и   Государственной   Думе   в

порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется обращаться

к Министрам и Главноуправляющим отдельными  частями,  подчиненным

по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких,

последовавших  с  их  стороны,  или  подведомственных  им  лиц  и

установлений, действий, кои  представляются незакономерными.

     67. Ведению  Государственного Совета и Государственной  Думы и

обсуждению их в порядке,  Учреждениями их определенном,  подлежат

те дела, кои указаны  в Учреждениях Совета и Думы.

     68. Законодательные    предположения    рассматриваются    в

Государственной  Думе   и,   по   одобрении   ею,   поступают   в

Государственный     Совет.     Законодательные     предположения,

предначертанные    по     почину     Государственного     Совета,

рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

     69. Законопроекты,  не  принятые Государственным  Советом или

Государственною Думою, признаются отклоненными.

     70. Законопроекты,      предначертанные      по       почину

Государственного   Совета   или   Государственной   Думы   и   не

удостоившиеся Высочайшего  утверждения,  не могут быть внесены  на

законодательное   рассмотрение   в   течение   той   же   сессии.

Законопроекты,  предначертанные  по почину Государственного Совета

или Государственной Думы и отклоненные одним из сих  установлений,

могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той

же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.

     71. Законопроекты,  поступившие  в  Государственную   Думу  и

одобренные как ею,  так и Государственным Советом,  равно как

законопроекты,  предначертанные  по почину Государственного Совета

и одобренные как им,  так и Государственною Думою, представляются

Государю Императору Председателем  Государственного Совета.

     72. При   обсуждении  Государственной  Росписи   не  подлежат

исключению   или   сокращению   назначения    на    платежи    по

государственным долгам  и  по другим, принятым на себя Российским

Государством, обязательствам.

     73. Кредиты  на расходы  Министерства  Императорского  Двора,  

вместе  с  состоящими  в его ведении учреждениями,  в суммах,  не

превышающих ассигнований по Государственной Росписи на 1906  год,

обсуждению  Государственного  Совета  и  Государственной  Думы не

подлежат.  Равным  образом,  не  подлежат  их  обсуждению   такие

изменения    означенных    кредитов,    которые   обусловливаются

постановлениями    Учреждения    об    Императорской     Фамилии,

соответственно происшедшим  в ней переменам.

     74. Если  Государственная   Роспись  не  будет  утверждена  к

началу  сметного  периода,  то   остается   в   силе   последняя,

установленным   порядком   утвержденная,  Роспись,  с  теми  лишь

изменениями,  какие  обусловливаются  исполнением   последовавших

после  ее  утверждения  узаконений.  Впредь до обнародования  новой

Росписи,  по  постановлениям  Совета  Министров,  в  распоряжение

Министерств и Главных  Управлений открываются постепенно кредиты в

размерах действительной потребности,  не превышающие,  однако,  в

месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по

Росписи итога расходов.

     75. Чрезвычайные   сверхсметные   кредиты   на   потребности

военного времени и  на особые приготовления, предшествующие войне,

открываются по всем ведомствам,  в порядке верховного управления,

на основаниях, в законе определенных.

     76. Государственные   займы  для покрытия как  сметных,  так и

сверхсметных расходов,  разрешаются порядком,  установленным  для

утверждения    Государственной  Росписи   доходов   и   расходов.

Государственные  займы  для  покрытия  расходов  в  случаях  и  в

пределах, предусмотренных в статье 74, а также займы для покрытия

расходов,  назначаемых  на  основании  статьи   75,   разрешаются

Государем  Императором  в порядке верховного управления.  Время и

условия совершения государственных  займов определяются в  порядке

верховного управления.

     77. Если по  заблаговременном внесении в  Государственную Думу

предположений о числе  людей,  потребном  для  пополнения армии  и

флота,  закон  по  сему предмету не будет в установленном порядке

издан к 1 мая,  то  указом  Государя  Императора  призывается на

военную   службу  необходимое  число  людей,  не  свыше,  однако,

назначенного в предшествующем году.

 

Глава пятая

     О  Совете Министров, Министрах и  Главноуправляющих отдельными

частями

     78. Направление   и   объединение   действий   Министров   и

Главноуправляющих   отдельными   частями   по    предметам    как

законодательства,   так  и  высшего  государственного  управления

возлагается  на  Совет  Министров   на   основаниях,   в   законе

Информация о работе Систематизация законодательства в первой половине XIX в