Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:07, контрольная работа
Рубеж XV и XVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства. Завершалось объединение русских земель под властью Ивана III, создавалось общерусское войско, которое пришло на смену княжеским дружинам и феодальным ополчениям. Время складывания единого государства было одновременно временем формирования русской народности.
1. Введение………………………………………………………………......стр. 3
2. Политические аспекты эпохи Ивана III………………………………...стр. 4
3. Центральное и местное управление…………………………………….стр. 6
4. Армия времен Ивана III………………………………………………….стр. 11
5. Заключение……………………………………………………………….стр. 15
6. Используемая литература………………………………………………..стр. 16
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Тобольская государственная
социально-педагогическая
имени Д.И.Менделеева»
Кафедра: ТиМНО
Контрольная работа по дисциплине «История»
Тема: Система власти и управления при Иване III на Руси.
Вариант №8
Выполнила: студентка 1 курса
отделения заочного обучения
педагогического факультета
(направление «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») 11 группы
Фатхуллина Лилия Александровна
Зачетная книжка: №12058
Домашний адрес: Тюменская область Вагайский район село Вагай улица Береговая дом 2
Преподаватель:
Тобольск, 2013
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Политические аспекты эпохи Ивана III………………………………...стр. 4
3. Центральное и местное управление…………………………………….стр. 6
4. Армия времен Ивана III……………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Используемая литература…………………
Введение:
Рубеж XV и XVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства. Завершалось объединение русских земель под властью Ивана III, создавалось общерусское войско, которое пришло на смену княжеским дружинам и феодальным ополчениям. Время складывания единого государства было одновременно временем формирования русской народности. Росло самосознание русского народа, объединенного великой исторической целью – свергнуть ненавистное ордынское иго и завоевать национальную независимость. Было свергнуто ордынское иго, больше двух столетий тяготевшее над русскими землями. Россия начала успешную борьбу за возвращение западнорусских земель, захваченных литовскими феодалами, нанесла серьёзные удары извечным врагам – ливонским рыцарям-крестоносцам. Казанский хан фактически стал вассалом великого русского князя. Россия получила международное признание как большое и сильное государство. По этому можно высоко оценить государственную и военную деятельность Ивана III.
Политические аспекты эпохи Ивана III.
По мере объединения русских и значительной части нерусских земель под властью московского государя изменялся сам характер его власти, ее организация и идеология. При Иване III было положено начало формированию системы централизованного аппарата и произошло резкое усиление великокняжеской власти. После того как Русское государство освободилось от ига Золотой Орды, к великокняжескому титулу стали прибавлять слово «самодержавец»: сначала в смысле независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти. В этом изменении титула Ивана III ярко отразилось усиление великокняжеской власти, которое вытекало из всего процесса ликвидации феодальной раздробленности страны и создании единого Русского государства. Удельными князьями оставались в основном братья и племянники великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными державами и править суд по важным уголовным делам. Иван III несколько раз пересматривал и урезывал права удельных князей. С мятежниками он расправлялся жестоко, невзирая на лица. В 1491 году он беспощадно расправился с одним из братьев - Андреем Углицким. Иван III не был принципиальным противником удельной системы: он выделил четырём младшим братьям Василия III новые уделы. Однако Иван III намного увеличил долю старшего брата; великий князь владел значительно большей частью страны, чем все отдельные князья, вместе взятые. Младшим сыновьям Иван III завещал держать Василия III «в моё место, своего отца» и угрожал им проклятием за неповиновение государю. И все же удельные князья оставались постоянным источником династических смут. В целях укрепления самодержавной власти Иван III после смерти своей первой жены, тверской княгини Марии Борисовны, сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией Палеолог, получившей воспитание при папском дворе в Риме. Папские дипломаты рассчитывали при посредстве Софии втянуть русское государство в бесперспективную борьбу с могущественной Турецкой империей под предлогом освобождения Византии. Но Иван III разгадал эти коварные планы и отверг их. Свое родство с византийским императорским домом он использовал, прежде всего, для укрепления великокняжеской власти и подъема политического авторитета Русского государства. Старый московский герб, изображающий всадника («ездеца»), поражающего копьем змея, Иван III объединил с печатью Византии – двуглавым орлом, означавшим единство Восточной и Западной Римской империи. Во второй половине XV века произошли изменения в структуре управления государством. Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Боярская дума была превращена в постоянный верховный орган при великом князе. При решении вопросов чрезвычайной важности стали созываться совместные заседания Боярской думы с иерархами церкви - «Освященным церковным собором», а иногда и с представителями дворянства. Из подобных совещаний произошли в дальнейшем Земские соборы. Слово «боярин» в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. В последствии из этого слова родилось общее обозначение привилегированного землевладельца – барин. Русские бояре были гораздо теснее связаны со своим государем, нежели западноевропейские бароны. На Руси никогда не было боярских замков. Если вторгался враг, бояре защищали не свои усадьбы, а княжество в целом. Союз великого князя креп по мере усиления власти московской династии. Первоначально в боярскую думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших еще Ивану Калите и его сыновьям. Но с середины XV века состав Думы стал меняться. С соединением независимых прежде княжеств их князья вошли в состав московского боярства. Они сохранили титулы, но утратили права независимых правителей. Боярская дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий князь включал в её состав лишь тех, на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской думы. Для таких случаев существовала специальная торжественная формула: «Государь указал или бояре приговорили». Помимо участия в Боярской думе, представители феодальной аристократии (по назначению или поручению великого князя) заведовали его казной, командовали войском, управляли областями, вели переговоры с иностранными послами и выполняли другие государственные функции. Из функций должностных лиц и органов вотчинного управления выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством и дворцовыми землями.
Центральное и местное управление.
Политика государственной централизации определяла и тенденции развития русского права. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа. Гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу, и их регулирование осуществляется специальными нормами, включаемые в разного рода сборники (грамоты, судебники). Договор – один из самых распространенных способов приобретения прав на имущества. Широкое распространение получает письменная форма сделок, оттесняющая на второй план свидетельские показания. Контроль над процедурой прохождения в официальной инстанции договорных грамот в сделках о недвижимости усиливается после введения писцовых книг. Источники права централизованного государства основывались на нормативных актах предшествующего периода, таких как Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, иностранное законодательство, судебная практика. Хотя, относительно Русской Правды в литературе существуют значительные расхождения. Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV века, были объединение русских земель, создание и укрепление основ единого государства. Политика государственной централизации определяла и тенденции развития русского права. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа. Поэтому в конце XV века, когда все области северо-восточной Руси собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических, правовых и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 года. Государство решает свои задачи, осуществляет публичную власть с помощью государственного аппарата: через соответствующие государственные учреждения, которые имеют властные полномочия и руководствуются законами, требующие определенного делопроизводства. Государственный аппарат России формируется постепенно, в ходе объединения земель вокруг Московского княжества и образования единого централизованного государства. Развивается и усложняется по мере упрочнения государства, изменения экономики и социальной структуры общества, внутренней и внешней обстановки. Появились первые государственные учреждения во второй половине XV века, одновременно зародились черты бюрократизма (централизм, подчинение друг к другу, бумажное делопроизводство). Государственный аппарат состоит из ряда элементов, среди которых, кроме органов центрального и местного управления, суда – наиболее ранними являются полиция и армия. На ранних этапах развития государства очень важную роль в управлении и политике играла церковь, но с середины XV века государство берет перевес над церковью, и она постепенно становится просто средством идеологического воздействия на массы. При Иване III только бояре и окольничие имели право центрального суда и управления (Судебник 1497 года), и только эти лица были советниками великого князя. Впрочем, в последствии можно найти, а составе Думы дворецкого, казначеев, но это были не чины, а должности. Введение в Думу только некоторых бояр и князей и точное определение должностей, дающих право на членство в Думе – первое существенное отличие московской Думы от древней. Серьезные изменения потерпели органы исполнительной власти. В конце XV века появились первые приказы – центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями княжеского управления. В основе местного управления лежала система «кормлений». «Кормленщики» обладали универсальной властью. Они были правителями, судьями, сборщиками княжеских налогов и пошлин, а наместники сверх того и местными военачальниками. Вплоть до середины XVI века на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Таким образом, различные территории управлялись разными учреждениями. Это было пережитком раздробленности. В Казне, возглавлявшейся казначеем, хранились деньги и драгоценности, а также – государственная печать и великокняжеский архив. Казна являлась государственной канцелярией. Она заведовала также внешней политикой. Не случайно иностранцы называли казначеев и хранителей печати (печатников) канцлерами. В конце XV – начале XVI веках в государственном управлении значительную роль играли неродовитые, но грамотные чиновники – дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел. Огромная территория страны разделялась на уезды. Под словами «уезд, княж», понималась территория, непосредственно подчиненная князю. Границы уездов восходили к рубежам прежних независимых и удельных княжеств. Поэтому размеры уездов были различны. Уезды делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление. Это означает, что они «кормились», собирая в свою пользу часть налогов и судебные пошлины. Кормление было наградой за прежнюю службу в походах, средством поправки расстроенного материального положения. Обязанности по управлению оказывались для кормленщиков только обременительным дополнением к получению доходов. Поэтому и выполняли кормленщики эти обязанности неохотно, зачастую передоверяя их своим холопам-тиунам. До середины XVI века местное управление основывалось на системе кормлений, т.е. управление через наместников (в городах) и волостелей (в волости), обладавших полным набором полномочий. Власть наместников аналогична прежней княжеской и имеет тот же вотчинный характер. Назначение на эти должности называлось великокняжеским пожалованием даже в том случае, если эти должности были наследственными. Уже с конца XV века стал устанавливаться обычай «припускать» сыновей к участию в пользовании поместьем; в первой половине XVI века в Новгородском уезде уже действовала практика наследования поместных владений. Это нашло отражение в наличие в этот период разного рода поместий: старые, отцовские, меновые «из полезших земель», прожиточные (у вдов, недорослей и у вечных). В том случае, когда власть передавалась «по наследству», необходимо было подтверждение великого князя – наследственное пожалование каждый раз зависело от его воли. С XVI века разрешалась мена поместьями с разрешения поместного приказа и при условии, сто они равны и этим не наносится ущерб государству. Поместные наделы жаловались из княжеских земель лицам, непосредственно связанным с княжеским дворцом и службой князю. Термин «поместье» впервые был использован в Судебнике в 1497 году. Поскольку земли жаловались на самые различные виды службы – был введен эквивалент для оценки этих заслуг. Размер поместного оклада, который пересчитывался в денежной форме, определялся объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись пахотные земли, рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и др. Постепенное истощение земельного фонда заставило государство соответственно увеличить долю поместного оклада за счет сокращения земельных наделов. Широкое развитие получила поместная система только в тех районах русского государства, где великокняжеская власть обладала земельным фондом, образовавшимся за счет конфискации земель местной княжеско-боярской аристократии и захвата общинных крестьянских земель, а также в результате освоения новых территорий, преимущественно, юго-западной, южной и юго-восточной окраины. В центральных же районах (старомосковских землях), где крупное вотчинное землевладение не было поколеблено, а черных крестьянских земель в конце XV века было уже сравнительно не так много, основная масса земель по-прежнему сосредотачивалась в руках светских и духовных вотчинников. В истории органов местного управления на смену кормлений, в условиях укрепления централизованного государства и монархии приходит система губного и земского управления. Однако это происходит постепенно, и система кормлений отмирает не сразу. Перестройка системы кормлений, начиная с конца XV века идет по двум линиям: по линии постепенного ограничения кормлений и установления более строгого контроля со стороны центрального правительства за деятельностью наместников и волостелей с целью ограничения их произвола; с другой – по линии создания новых органов управления, дворянских по своей природе. Первые шаги в области ограничения наместничьего управления были сделаны Иваном III путем введения в практику выдачи на места специальных уставных грамот, регламентировавших права и обязанности наместников и волостелей. Наиболее ранней из известных грамот этого времени является Белозерская уставная грамота 1488 года. Сокращены были сроки деятельности наместников, подвергались сокращению «доходные статьи» кормлений, которые теперь уже обычно переводятся на деньги. Эти постановления были частично закреплены Судебником 1497 года, но на практике выполнялось далеко не всегда. Ограничиваются судебные полномочия; в состав наместничьего суда вводятся местные «лучшие люди», земские дьяк и протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские. Частный характер власти ограничивался соучастием в управлении одним городом или волости двух наместников, волостелей. Корм состоял из «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление), периодических поборов два-три раза в год (натуральных или денежных), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных, брачных («выводной куницы»). За превышение таксы корма наместнику угрожает наказание. Состав подчиненных органов наместничьего управления также носит частно-государственный характер; суд отправляет через холопов-туинов (помощников) и доводчиков (вызовы в суд около десяти человек), между которыми делит станы и деревни уезда, но ответственность за их деяния падает на него самого. Не всем наместникам предоставлялась одинаковая компетенция: были наместники с «судом боярским» и «без боярского суда»; дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные окончательно, вторые обязаны были отыскать их к докладу в Москву. На неправомерные действия наместника дается право жалобы населения великому князю. Эта система центрального и местного управления получила свое закрепление в Судебнике 1497 года, который вводил единообразный порядок суда и управления на всей территории Русского государства. К этому же периоду относится введение института местничества. По этой системе боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы и все служебные назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать их родовитости.
Армия времен Ивана III.
В период правления Ивана III произошло свержение ордынского ига. Вся Европа, которая в начале царствования Ивана III мало что знала о существовании Московского государства, застигнутого между литовцами и татарами, была потрясена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах. Ясно, что для достижения всего этого потребовались огромные военные усилия, целая серия победоносных войн с ордынцами, ливонскими и шведскими рыцарями, литовскими и польскими феодалами, собственными удельными князьями. Казалось бы, правитель государства, Иван III должен непрерывно находиться в походах, возглавлять полки в больших сражениях, руководить осадой неприятельских городов. В действительности так же не случилось. Иван III личного участия в сражениях не принимал, часто во время войны вообще оставался в столице или в каком-нибудь другом, стратегически важном городе. На рубеже XV и XVI столетий происходила смена традиционной системы вооружения и тактики боя. Сущность заключалась в переходе от феодальных ополчений к общерусской армии. Основу армии теперь составляли «государевы служилые люди», дворянская поместная конница, объединенная в полки под командованием великокняжеских воевод. Все назначения тщательно фиксировались в разрядных книгах, там же указывались цели похода. Дворянская конница имела хорошее защитное вооружение («дощатые брони»), удобные для рукопашного боя сабли, даже легкое огнестрельное оружие – «ручницы». Появились новые для средневековья военные формирования – отряды «огненных стрельцов», или «пищальников», и «наряд» (артиллерия). «Пищальники» набирались из горожан и тоже ставились под командование великокняжеских воевод. Пехоты, вооруженной ручным огнестрельным оружием, было уже достаточно. Например, Новгород и Псков обязаны были выставлять по приказу великого князя по одной тысяче «пищальников». Из сельского населения в пехоту набирались «посошная рать». В XIV-XV веках основную массу великокняжеских войск составляли отряды великих князей, состоявшие из холопов и других слуг, а также отряды «служебных князей» и бояр, обязанных являться на «государеву ратную службу» со своими послужильцами. В крупных походах участвовало крестьянское и городское ополчение – «посоха». Оно также использовалось при строительстве оборонительных сооружений. При комплектовании полков широко применялся территориальный принцип: в поход шли отряды «тверичей», «новгородцев», «дмитровцев» и т.д. Основной военной опорой при Иване III становится уже войско служилых людей (дворян), являвшихся регулярно на военную службу «конно и оружно». Число ратных людей, а также характер вооружения определялись размерами поместья. Большое значение имело введение в ней огнестрельного оружия. Сравнительно широко артиллерия (в основном переносная) стала применяться во второй половине XV века (древнейшая из сохранившихся пушек была отлита в 1485 году). Однако создание современной для того времени артиллерии было делом длительным. Первые сведения о массовом применении ружей – «пищалей» - относятся к началу XVI века. Обычно упоминаются «казенные пищальники» - ратные люди, находившиеся на государственной службе и ополченцы. На протяжении XV века пятиполковая система войска (большой полк, передний полк, полки правой и левой руки, сторожевой полк) стала обычной. К концу XV века численность армии резко увеличилась и достигла 200 тысяч человек. Была разработана четкая система сбора ратных людей. Неизмеримо усложнилась вся военная организация. В этих условиях непосредственное ведение военных действий возлагалось на великокняжеских воевод, которые практически воплощали стратегические планы, разработанные великим князем Иваном III и его военными советниками. «Большим воеводам» вручался «наказ», подробная инструкция, где поименно перечислялись полковые воеводы, указывалось, где и как поставить полки, как организовать их взаимодействие, как поступить в той или иной конкретной ситуации. В «наказе» было все четко расписано и предусмотрено, но его составители отнюдь не сковывали самостоятельности и инициативы воевод, наоборот, непрерывно подчеркивали, что полки следует ставить «где пригоже», поступать «посмотря по делу». Полное доверие к воеводам, поощрение самостоятельных, активных действий в рамках общего плана обороны. Конечно, это не случайно. Русская армия эпохи образования Российского государства, национальная по составу (в армиях западноевропейских государств преобладали тогда наемники-иностранцы), решавшая глубоко национальные задачи по обороне Отечества от внешних врагов и по возвращению ранее захваченных соседями русских земель, выдвинула немало способных полководцев, в верности и военных способностях которых «государь всея Руси» мог был уверен. Это делало необязательным личное присутствие Ивана III на театре военных действий. И естественно, что он выступает в первую очередь как военный руководитель огромной страны, передоверяя своим воеводам проведение отдельных операций или даже целой военной кампании. Как верховный командующий, Иван III должен был охватывать своим руководством всю страну, и часто это было удобнее делать из столицы, чем из какого-нибудь пограничного города. К тому же в связи с выходом Российского государства на мировую арену увеличилось значение дипломатической подготовки войны. Создание выгодной внешнеполитической ситуации требовало постоянных забот со стороны правителя государства, и это было порой важнее, чем непосредственное участие в военных действиях. Заботой великого князя являлось также то, что военные историки называют политическим обеспечением войны. Не следует забывать, что централизация ещё только началась, в стране сохранялись остатки феодальной раздробленности, внутреннее сплочение было решающим условием победы над внешними врагами. А это внутреннее сплочение должен быть обеспечить «государь всея Руси», и бывали моменты, когда чисто военные дела как бы отодвигались на второй план. Видимо, поэтому многие историки и представляют Ивана III только выдающимся государственным деятелем и дипломатом. На самом деле он был и выдающимся военным деятелем России, который оставил заметный след в развитии военного искусства.
Заключение:
Во второй половине XV – первой трети XVI веках в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Русское государство уже стало объединенным и значительно увеличившим свою территорию по сравнению с серединой XV столетия. Иван III показал себя величайшим политиком, заложившим основы Великой России. Его умные действия привели к тому, что союзники в борьбе против России - Орда и Польско-литовская держава передрались друг с другом, а разгром ордынских войск, самых грозных в то время, произвели сами же татары - Шибанская и Ногайская орды. Это поучительные образцы военного и дипломатического искусства Ивана III. Именно со времен правления Ивана III мир посмотрел на русское государство иными глазами, армия и управление перешли на новый этап развития.
Используемая литература:
1. Энциклопедия. История России и её ближайших соседей. Том 5 часть 1; М.: Аванта 2004 год.
2. Костомаров Н. И.
Русская история в
3. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн.: История России с древнейших времен. Том 5 – М.: Голос 1993 год.
4. Великие государственные деятели России. Под редакцией А. Ф. Киселева. - М.: Первое сентября 2006 год.
Информация о работе Система власти и управления при Иване III на Руси