Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:21, курсовая работа
Актуальность исследования: Истоки этой системы уходят непосредственно к событиям второй российской революции (1917- 1920 гг.). Важнейшей предпосылкой возникновения этой системы стала монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918года. К тому же, резолюция Десятого съезда РКП (б) «О единстве партии» на деле привела к свертыванию внутрипартийной демократии, ликвидации прав меньшинства в партии, невозможности для него отстаивать свои взгляды и, в конечном счете, к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата. Дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.
Введение
1.Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 30-40-е гг.
2.Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
3.Особенности послевоенного государственного управления
Заключение
Список использованной литературы
Нападение фашистской Германии 22 июня1941 г. на СССР обрекло советский народ на многолетнюю трагедию, а государственное управление— на роль воюющего субъекта, призванного «управлять войной». Неизмеримо возросла ответственность власти и управления за судьбы народа, государства, война стала для нее тяжелым испытанием на жизнеспособность.
Правительство СССР как высший распорядительный и исполнительный орган управления призвало всех сплотиться, организоваться во имя жизни, защиты Отечества и победы над фашизмом, объявило войну Отечественной. В июньской директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б), изложенной И. В. Сталиным по всесоюзному радио, представлена конкретная программа решительной и быстрой перестройки всей системы управления на военной лад с целью превращения страны в единый мобилизационный организм, выражен социальный оптимизм в победу СССР («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»). Но победа не могла быть заранее предопределена, завоевание ее в борьбе с сильным и кровавым врагом связано с неизбежными лишениями, страданиями, жертвами. В условиях реально угрожавшей катастрофы государственное управление превратилось в сражающееся, приобрело такие специфические черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность, оперативная исполнительность, мобилизационная действенность, динамическая адекватность функций, форм и методов быстро менявшейся военной ситуации и др. Управление перестроено с учетом уроков1917-1920 гг., предвоенных тенденций.
Удалось преодолеть временную
заминку в функционировании различных
уровней и звеньев
Чрезвычайный характер, приданный всем звеньям управленческой системы как по вертикали, так и по горизонтали, проявился по двум направлениям:
1) милитаризованные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов;
2) создана система чрезвычайных, не конституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР нормативно-правовой основе.
Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная последовательно Ставке Верховного командования (СВК), Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК), Государственный комитет обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по оккупации, Комитет по эвакуации продовольственных запасе промышленных товаров и предприятий промышленной Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные, республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты железных дорогах, речных портах, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов, оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления.
Чрезвычайность не исключала конституционную основу управления, а сочеталась с ней. Продолжали функционировать конституционные органы в центре и на местах. Чрезвычайные органы состояли из представителей конституционных органов, силами и аппаратом которых осуществлялись решения чрезвычайных органов.
Особые функции приданы образованной 2 ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, деятельность которой высоко оценена Международным военным трибуналом (г. Нюрнберг,20 ноября 1945 г. — 1октября 1946 г.).
Конституционные и чрезвычайные органы осуществляли увеличившийся объем разнообразных функций в экономической, социально - политической, духовно-культурной сферах общества, по-новому проводили внутреннюю и внешнюю политику в зависимости от периодов войны, наибольшее внимание уделяли военной, организаторской, идеологической работе, им было придано приоритетное, мобилизующее значение.
СВГК осуществляла военно-организаторские функции, управляла вооруженными силами через НКО и Генштаб, разрабатывала стратегические военные операции. В ее составе под председательством Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина работали С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, Н.А. Булганин и занимавшие последовательно пост начальника Генштаба Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, А. М. Василевский, А. И. Антонов. Представители СВГК осуществляли непосредственную связь с командующими фронтами.
Своеобразным органом был ГКО СССР, созданный 30 июня 41 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б).Он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП (б) И. В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Входившие в его состав В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (в ноябре 1944 г. его заменил Н.А. Булганин ), Г.М. Маленков, затем А. И. Микоян, Л. М. Каганович занимали высшие государственные и партийные должности, курировали в ГКО конкретные сферы политики, экономики, военного строительства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса.
ГКО не имел регламента работы, своего исполнительного аппарата, заседания его проходили в любое время суток. До предела была упрощена процедура принятия решений, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы. Вопросы обсуждались оперативно и основательно, мнения высказывались четко, определенно, аргументированно мотивировались. При расхождении мнений, спорах создавались комиссии из представителей крайних сторон, которые на следующем заседании докладывали согласованные предложения. Около 10 тыс. решений, постановлений военного и хозяйственного характера принял ГКО до своего упразднения4 сентября 1945 г. Они имели силу законов военного времени, исполнялись беспрекословно всеми органами управления, организациями, гражданами. Уполномоченные ГКО проводили его решения во всех союзных и автономных республиках, в основных отраслях народного хозяйства. Созданы были областные и около 60 городских комитетов обороны из первых должностных лиц областей и городов, которые находились в зоне боевых действий я вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базировались корабли военно-морского и торгового флотов, в других стратегически важных регионах. Они объединяли военную и гражданскую власть, были тесно связаны с военным командованием, опирались на местные государственные и общественные организации, создавали оперативные группы для срочного решения вопросов, имели институт уполномоченных, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупации городах и прекращали свою деятельность после ликвидации непосредственной угрозы городу, области.
С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политруки в ротах. Комиссарами назначались кадровые армейские политические работники, мобилизованные работники советских, партийных, комсомольских органов, руководители производственных трудовых коллективов. Они обеспечивали идейно-политическое воспитание личного состава, мобилизованных в армию граждан из запаса, помогали новым командирам, многие из которых тоже пришли с мирной работы. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов). Вывшие комиссары получили воинские звания, были назначены замполитами или командирами.
30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), который работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого Центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943-1944 гг.
Изменено государственное управление тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом, направление тылом подчинено задачам военной обороны, обрело Новое содержание, специфические средства и методы, отличавшиеся максимальной мобилизационностью, оперативностью в использовании ресурсов, выполнении решений ГКО и других чрезвычайных органов. Его основным девизом стало обеспечение единства тыла и фронта.
Органы управления перестроили народнохозяйственную систему, за короткое время превратили мирную экономику в военную, создали военное хозяйство, организовали производство и нараставший поток всего самого необходимого для воюющей армии.
Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе планового принципа, приспособленного к военным задачам и условиям. Нападение фашистской Германии сорвало выполнение третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Госплан СССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., утвержденный высшими государственными инстанциями. В последующие годы Госплан СССР разрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач и условий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственного управления. Был разработан военно-хозяйственный план на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Государственный народнохозяйственный план 1943 г. — года коренного перелома в ходе войны и восстановления годового планирования отразил и определил новые аспекты управления, органы которого стали выполнять новые функциональные задачи. Они приступили к плановой реализации программы восстановления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожденных районах, организовывали всестороннюю помощь материальными, финансовыми ресурсами, продовольствием, кадрами специалистов советским людям, перенесшим ужасы вражеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дождавшимся освобождения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» значительно расширен диапазон, увеличен объем этих новых управленческих функций.
Решение текущих народнохозяйственных задач военного времени дополнено перспективными задачами. В1943 г. принят план развития промышленности, транспорта Урала на 1943-1947 гг., в 1944 г. приняты многолетние планы восстановления, развития угольной, черно-металлургической и других базово-опорных отраслей промышленности. На основе государственного народнохозяйственного плана 1944 г. удалось значительно увеличить производство военной продукции, товаров народного потребления долю накопления, ликвидировать бюджетный дефицит. В 1944 г. доходы госбюджета в 1,5 раза превысили уровень 1940 г.
Государственный план на 1945 г. принимался, когда уже вся территория страны была освобождена. Он был ориентирован на завершение войны и послевоенное развитие. Свыше 50% расходов госбюджета планировалось на оборону и меньшая часть на увеличение производства гражданской продукции. Учет в военное время послевоенной перспективы отразил веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментального морально-патриотического фактора.
Эффективно проявила себя в годы войны наркоматская система — центральное звено государственного управления. Во-первых, по-новому проявилась предвоенная тенденция усиления роли отраслевых наркоматов, управлявших сложнейшим отраслевым комплексом хозяйства. Во-вторых, уточнены функции и распределение объектов управления наркоматов в соответствии с потребностями войны. В-третьих, увеличено количество наркоматов, управлявших работающими на нужды войны отраслями. Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре1941 г. создан наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г.— наркомат минометного вооружения(на базе упраздненного наркомата общего машиностроения).В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах созданы бюро по учету и распределению рабочей силы. Оформилась сложившаяся еще до войны система централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами. В-четвертых, по Закону «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., т. е. появилась тенденция децентрализации отдельных звеньев Государственного управления.
Одна из особенностей управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центрального звена управления в первые же месяцы войны покинули Москву18, частично—23 учреждения. Высшие конституционные и чрезвычайные органы управления, их главы всю войну находились в Москве, даже в тяжелое осеннее время 1941 г., когда Москва была в полосе видимости из вражеских окопов.
Работники управления всю войну работали в ужесточенном режиме в связи с нехваткой кадров, без очередных и дополнительных отпусков, при обязательных сверхурочных работах от одного до трех часов в день с полуторной оплатой. Широко применялся в управленческих структурах, на производстве труд подростков, инвалидов войны, престарелых. Применительно к задачам и условиям войны перестроена работа правоохранительных органов. В системе юстиции по июльскому 1941г. указу Президиума Верховного Совета СССР образованы военные трибуналы при армейских подразделениях, на речном, морском, железнодорожном транспорте. Они имели чрезвычайные полномочия, функционировали под управлением НКЮ СССР, под надзором коллегий Верховного Суда СССР и специальных прокуратур. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага». Деятельность Главного управления военной контрразведки (СМЕРШ) под руководством непосредственно наркома обороны сосредоточена на выявлении и обезвреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей армии, прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.