Скифо-персидская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Прошло более сотни лет с тех пор, как скифы вернулись в степи Северного Причерноморья после знаменитых походов в страны Переднего Востока. Давно умерли от старости или погибли в боях участники славных битв. Крепости Урарту, города Ассирии, Сирии, Палестины, сам великий Вавилон надолго запомнили свист скифских стрел и яростные крики воинов, штурмующих их стены и бесчинствующих на улицах захваченных городов.

Вложенные файлы: 1 файл

скифо-персидская война.docx

— 119.06 Кб (Скачать файл)

  Выше  этой пустыни живут тиссагеты, а  из их земли берут начало четыре большие реки, протекающие через  землю меотов; они впадают в  озеро, именуемое Меотидой, им даны следующие имена: Лик, Оар, Танаис, Сиргис. Когда Дарий дошел до пустыни, он, приостановив продвижение, расположил войско у реки Оар. Сделав это, он начал  возводить восемь больших крепостей, отстоящих одна от другой на равном расстоянии приблизительно около шестидесяти  стадиев, их развалины сохранились  еще до моего времени.

  В то время как он был занят этим, преследуемые им скифы, сделав круг по землям, расположенным выше, повернули  назад в Скифию. Так как скифы  совершенно исчезли и больше не показывались персам, Дарий оставил эти крепости недостроенными, а сам повернув, пошел на запад, полагая, что это все скифы и что они бегут па запад.

  Ведя  войско как можно быстрее, он, как  только прибыл в Скифию, встретил две другие части населении скифов и, натолкнувшись, стал их преследовать; они же держались впереди него на один день пути. Так как Дарий неотступно их преследовал, скифы в соответствии с принятым решением отступали в землю тех племен, которые отвергли союз с ними, прежде всего на землю меланхленов. Когда же скифы и персы, вторгнувшись, привели их в смятение, скифы начали заманивать персов в область андрофагов; когда же и эти были приведены в смятение, скифы стали завлекать персов в Невриду. А когда и те пришли в смятение, скифы, ускользнув, пошли к агафирсам.

  Видя, что соседи изгнаны скифами и  приведены в смятение, агафирсы, прежде чем скифы к ним вторглись, послав вестника, запретили скифам переступать их границы, заявляя, что если те попытаются вторгнуться, они прежде всего будут упорно сражаться с ними. Предупредив об этом, агафирсы выступили к границам с намерением задержать нападающих. Меланхлены же, андрофаги и невры, после того как персы вторглись к ним вместе со скифами, не вступили в борьбу и, позабыв про свои угрозы, в смятении бежали все время к северу, в пустыню. Скифы не стали вторгаться к агафирсам, которые им это запретили, и из страны Невриды стали заманивать персов в свою страну»

  В Скифии, продолжает «отец истории», персы продолжали преследовать скифов. Дальнейшие события мы можем изложить в таком схематичном виде:

  1. Дарий вступил в переговоры  с Идантирсом.

  2. Скифы прислали дары персам.

  3. Оба войска приготовились к  сражению, но битва не состоялась.

  4. Дарий, бросив часть своего  войска, поспешно бежал к Истру  и переправился во Фракию. 

  Как же можно представить маршрут  Дария? Думаю, важным ориентиром здесь  должно быть сообщение Ктесия Книдского о том, что «Дарий переправился в Скифию, пройдя на 15 дней пути». Следует подчеркнуть, что «15 дней пути» — это расстояние, которое прошли персы в глубь Скифии. Времени же па этот путь ушло гораздо больше, чем 15 дней. Ведь войско, как ужо говорилось, периодически нуждалось в отдыхе. Много времени забирали и события, связанные с военными действиями. Поэтому продвижение персов в Скифию на 15 дней пути и возвращение к переправе на Истре вполне могло занять 60 с лишним дней. Никакого противоречия здесь со сведениями Геродота нет. 

  Где же пролегал этот маршрут? Точный ответ  дать пока невозможно. Ясно, что в  трех днях пути от Истра, где-то в районе современного г. Белграда передовые  отряды скифов обнаружили персов и стали заманивать в глубь страны.

  Расстояние  в 15 дней пути — это примерно 540 км. Такое расстояние умещается в  пределах нижнего и среднего течения Тираса. Вполне вероятно, что скифы не дали Дарию даже переправиться через Тирас.

  А в засушливой безводной приднестровской  степи огромное персидское войско попало в тяжелейшее положение. Небольшие, пересыхающие летом степные речушки не могли напоить столько людей и животных. Иссякали запасы продовольствия и провианта. А скифы все избегали открытого сражения.

  Дальнейший  ход событий, вероятно, можно осветить с помощью Геродота. «Отец истории» пишет: «Так как такое положение  длилось долго и не прекращалось, то Дарий, послав всадника к царю скифов Идантирсу, передал следующее: "Странный человек, что ты все время убегаешь, хотя у тебя есть возможность сделать одно из двух? Ведь если ты считаешь, что ты сам способен противостоять моему могуществу, тебе следует, остановившись и прекратив блуждания, сражаться; если же ты сознаешь, что ты слабее, то и тогда, прекратив бегство и неся своему владыке в дар землю и воду, приди для переговоров"

  Как же восприняли скифы такой ультиматум? Геродот рассказывает: «На это  царь скифов Идантирс сказал следующее: "Мои дела, о Перс, обстоят таким образом: я и прежде не бегал в страхе ни от кого из людей и теперь от тебя не бегу; и я не делаю теперь ничего нового сравнительно с тем, что привык делать в мирное время.

  Объясню и то, почему я не вступаю с  тобой немедленно в сражение. У нас нет ни городов, ни возделанной земли, и боязнь, что они будут захвачены и разорены, не заставляет нас скорее вступать с вами в сражение. Если же тебе нужно во что бы то ни стало спешно вступить в битву, то у нас есть отчие могилы. Попробуйте найти их и попытайтесь разрушить, и тогда вы узнаете, будем ли мы сражаться из-за могил или не будем. Но прежде, если у нас к тому не будет основания, мы с тобой в сражение не вступим.

  Относительно  битвы сказано достаточно. Владыками  же своими я считаю только Зевса, моего  предка, и Гестию, царицу скифов. А  вместо даров земли и воды я .пошлю  тебе такие дары, которые тебе подобает получить; а за то, что ты объявил себя моим владыкой, тебе придется плакать. Таков ответ скифов»

  Ответ, как мы видим, достойный. Он как нельзя ярче характеризует свободолюбивых и независимых скифов, истинных сыновей  необъятных степных просторов. Как  же разворачивались события дальше? Геродот сообщает нам следующее: «Вестник удалился, чтобы сообщить это Дарию, а цари скифов, услышав упоминание о рабстве, преисполнились гнева.

  Они посылают соединившуюся с савроматами  часть, которой управлял Скопасис, с  приказанием вступить в переговоры с ионийцами, которые охраняли мост через Истр. А те из скифов, которые  оставались на месте, решили больше не водить персов из стороны в сторону, но нападать на них всякий раз, как те будут добывать продовольствие. Итак, подстерегая воинов Дария, добывавших продовольствие, они исполняли принятое решение. Конница скифов всегда обращала в бегство конницу врага, а спасшиеся бегством всадники персов устремлялись к пехоте, и пехота приходила им на помощь. Скифы же, отбросив конницу, поворачивали назад, боясь пехоты. Подобные нападения скифы совершали и по ночам»

  Итак, период пассивного отступления скифов закончился. Кончилось и торжественное шествие завоевателей по скифской земле. Война перешла в новую стадию. Скифы стали активно изматывать противника.

  А положение персов становилось все  хуже и хуже. Боевой дух воинов падал. От былого победного рвения не осталось и следа. Скифам приходилось даже время от времени подкармливать их. Вот что пишет об этом «отец истории»: «Всякий раз, когда скифы видели, что персы пришли в замешательство, то, для того чтобы они дольше оставались в Скифии, а оставаясь, мучились, лишенные всего необходимого, скифы поступали следующим образом: оставят часть своего скота с пастухами, а сами, не спеша, отступят в другую область, персы же, придя, захватывают скот и, захватив, приободряются от совершенного».

  С помощью таких хитростей скифы  усугубили положение персов еще больше. И тогда они послали Дарию свои знаменитые дары. По Геродоту, все произошло так: «Поскольку это много раз повторялось, Дарий, наконец, очутился в безвыходном положении, и цари скифов, узнав об этом, послали вестника, принесшего в дар Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел.

  Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только, отдав дары, как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Услышав это, персы стали совещаться».

  Принесенные дары, конечно, озадачили персов. И  они не сразу поняли, что означают эти подарки. Геродот передает нам высказанные предположения: «Дарий высказал мнение, что скифы отдают ему и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, питаясь теми же злаками, что и человек, лягушка — в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь».

  Вот такое мнение было высказано Дарием. Противоположным было мнение Гобрия — одного из его сподвижников. Он предположил, что эти дары означают: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернетесь назад, пораженные этими стрелами».

  Мнения, как мы видим, крайне противоположные. Однако дальнейший ход показал, какое  из них оказалось правильным.

  А скифы, принеся дары, не теряли зря  время и перешли к самым активным действиям. Что же предприняли они? Из рассказа Геродота мы узнаем следующее: «Между тем одна часть скифов, прежде получившая приказание нести охрану около озера Меотиды, а теперь идти к Истру для переговоров с ионийцами, прибыв к мосту, объявила следующее: "Мужи ионийцы, мы несем вам свободу, если только вы захотите послушаться. Мы знаем, что Дарий приказал вам охранять мост только шестьдесят дней, а если он в течение этого времени не явится, удалиться в свое отечество. Теперь же вы не будете виновны ни перед ним, ни перед нами, поступив следующим образом: оставайтесь установленное число дней, а после этого удалитесь".

  Когда ионийцы согласились так поступить, скифы немедленно поспешили назад»

  События в Скифии близились к развязке. Окончательно измотав завоевателей, скифы решили дать открытый бой. И  что же произошло дальше? Предоставим  опять слово нашему главному рассказчику  — Геродоту. Он сообщает: «После того как дары были доставлены Дарию, оставшиеся на месте скифы выстроились в пешем и конном строю против персов, чтобы вступить с ними в бой. К скифам, стоявшим в боевом порядке, внутрь строя забежал заяц, и каждый, кто видел зайца, устремлялся за ним. Когда же скифы стали шуметь и кричать, Дарий спросил, что за шум у неприятеля. Узнав, что они преследуют зайца, он сказал, обращаясь к тем, с кем имел обыкновение говорить и в других случаях: "Эти мужи относятся к нам с большим презрением, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно сказал о скифских дарах. Поскольку и мне самому теперь уже кажется, что дело обстоит именно таким образом, необходимо хорошо подумать, чтобы наше возвращение назад было безопасным".

  На  это Гобрий сказал: "О царь, я  и на основании молвы был почти  убежден в недоступности этих людей, придя же сюда, убедился в  этом еще больше, видя, как они  издеваются над нами. Теперь же, мне кажется, как только наступит ночь, мы должны развести костры, как мы это обычно делаем и в другое время, обманом оставить на месте тех воинов, которые совершенно неспособны переносить трудности, привязать всех ослов и уйти, прежде чем скифы направятся к Истру, чтобы разрушить мост, или ионийцы примут какое-нибудь такое решение, которое может нас погубить". Такой совет дал Гобрий.

  Главное сражение между скифами и персами, как мы видим, не состоялось. Скифы  и здесь, перед самым боем показали свое презрение к многочисленному  противнику.

  Интересен эпизод с зайцем. Конечно же, такой  случай вряд ли мог иметь место  в действительности. Для чего введена  в сюжет эта сцена? Д. С. Раевский видит здесь отражение скифских верований в магическую силу охоты на зайца: принесение его в жертву обеспечивало плодородие, приносило благополучие. Поэтому уже готовые сразиться с персами скифы кинулись за зайцем.

  Вернемся, однако, к Дарию. После того как  скифы отнеслись к ним с  таким презрением, он понял истинный смысл даров и совсем упал духом. Его грандиозные планы завоевания Скифии рушились, можно сказать, прямо на глазах. И он, «муж самый лучший и самый прекрасный из всех людей — Дарий, сын Гистаспа, царь персов и всего материка», бессилен что-либо изменить. Как же тут быть?!  

  Отступление персидского войска. 

  После несостоявшегося сражения Дарий  понял, что это — конец. Покорить скифов не удалось. Боеспособность войска и боевой дух упали окончательно. Пока не поздно, нужно бежать из этой проклятой Скифии.

  Как же разворачивались события после  беседы с Гобрием? Геродот так  рассказывает об этом: «Ночью Дарий  приступил к исполнению своего замысла. Самых изнуренных и менее нужных людей, а также привязанных ослов он оставил в лагере под, предлогом, что сам с отборной частью войска намеревается напасть на скифов, они же в это время будут охранять лагерь». Под покровом ночи персы поспешили к Истру. А в лагере горели костры, ревели животные. И скифы полагали, что все персидское войско находится на месте.

  Хитрость  удалась. Коварно предав часть своего войска, Дарий под покровом ночи незаметно для скифов начал отступление. Так персы сумели оторваться от преследователей.

Информация о работе Скифо-персидская война