Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:17, реферат
Скоморох – важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.
Введение
1. Скоморошество в русской культуре
2. Основные этапы развития первого театра на Руси
3. Скоморошество и церковь
Заключение
Приложение
Список использованных источников и литературы
Скоморохи также являлись
представителями языческой
Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их представления появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI — начале XVII в., когда церковь активно поддерживало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку»[12]. С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I.
В 1648 и 1657[13] годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Как известно, скоморошество во многом было связано с сакрализованным антиповедением, традиции которого долго сохранялись при утрате культовых функций. Этим частично объясняется ассоциативная связь скоморохов со сферой колдовства в фольклоре и видение их официальной церковью как носителей антихристианского начала. По причине жизнестойкости языческих обрядов с элементами, их составляющими (песни, танцы, игры, «смехотворчество», «глум» и др.)[14], становится понятным, что с византийским идеалом монашества философские основы такого явления в народной культуре, как «скоморошество», вступали в непримиримое противоречие.
Заключение
Как бы ни было грубо и
элементарно искусство
Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: « Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут ». Известны с 11 в., особую популярность получили в 15–17 вв.
Подвергались гонениям со
стороны церкви и гражданских
властей. Популярный персонаж русского
фольклора, главный герой множества
народных поговорок: «У всякого скомороха
есть свои погудки», «Скоморохова жена
всегда весела», «Скоморох голос на гудки
настроит, а житья своего не устроит»,
«Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья
потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа,
черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ»,
«И скоморох в ину пору плачет» и др. Время
появления их на Руси неясно. Они упоминаются
в первоначальной русской летописи как
участники княжеской потехи. До сих пор
не выяснено значение и происхождение
самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский
объяснял его глаголом «скомати», что
означало производить шум, позже он предположил
в этом названии перестановку от арабского
слова «масхара», означающего замаскированный
шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали,
что слово «скоморох» происходит от византийского
«скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.
Эту точку зрения отстаивали ученые, которые
считали, что скоморохи на Руси первоначально
пришли из Византии, где «потешники», «глупцы»
и «смехотворцы» играли видную роль в
народном и придворном обиходе. В 1889 вышла
книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси.
Определение, данное Фаминцыным, скоморохам
как профессиональным представителям
светской музыки в России с древнейших
времен, которые часто бывали одновременно
певцами, музыкантами, мимами, танцорами,
клоунами, импровизаторами и пр., вошло
в Малый энциклопедический словарь Брокгауза
и Эфрона (1909).В средние века при дворах
первых германских властителей были потешники,
паяцы и дураки, носившие разнообразные
греко-римские клички, их чаще всего звали
«жонглерами». Они стали собираться в
труппы – «коллегии», во главе которых
стояли архимимы. Часто их отождествляли
с шарлатанами, кудесниками, знахарями,
нищенствующими жрецами. Обычно они являлись
участниками пиров, свадебных и погребальных
обрядов, различных праздников. Отличительной
особенностью византийских и западных
глумотворцев был бродячий образ жизни.
Все они были люди перехожие, скитающиеся
с места на место, в связи с чем приобретали
в глазах народа значение людей опытных,
многознающих, находчивых. Во время своих
скитаний по белу свету как византийские,
так и западные «веселые люди» заходили
в Киев и другие русские города. О скоморохах
как одаренных певцах, сказочниках сохранилось
немало свидетельств в древней письменности.
В частности, о них упоминается в Повести
временных лет (1068). На Руси, как в Византии
и на Западе, скоморохи составляли артели,
или дружины, и бродили «ватагами» для
своего промысла. «Независимо от того,
пришло ли искусство скоморохов России
из Византии или с Запада, – подчеркивал
Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось
в обиходе русской народной жизни. С этой
поры оно может рассматриваться как явление,
акклиматизировавшееся и принявшее здесь
самостоятельное развитие с учетом местных
условий и характера русского народа».
Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи
оседлые, в основном боярские и княжеские.
Именно последним многим обязана народная
комедия. Скоморохи являлись также в виде
кукольников. Представления кукольной
комедии, постоянно сопровождавшиеся
показыванием медведя и «козы», которая
била все время в «ложки», давались на
Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку
с обручем в подоле, затем поднимал ее
кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной
занавески показывал свое представление.
Позже кукольники инсценировали бытовые
сказки и песни. Таким образом, кукольная
комедия, как и разыгрывание ряжеными
бытовых фарсов, была попыткой оригинальной
переработки разнообразных элементов
драмы, заключающихся в русской народной
поэзии или занесенных извне. «У нас тоже
были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики
перехожие», они разносили по всей стране
«лицедейство» и песни о событиях «великой
смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях,
победах и о гибели Степана Разина» (М.Горький,
О пьесах, 1937).Другая версия о происхождении
термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру.
Он установил, что, согласно исторической
грамматике русского языка, «скоморох»
– множественное число слова «скомороси»
(скомраси), которое восходит к праславянским
формам. Далее он прослеживает индоевропейский
корень этого слова, общий для всех европейских
языков, а именно слова «scomors-os», которым
изначально именовался бродячий музыкант,
плясун, комедиант. Отсюда идут истоки
самостоятельного русского термина «скоморох»,
существующего параллельно в европейских
языках при обозначении народных комических
персонажей: итальянское «скарамучча»
(«scaramuccia») и французское «скарамуш». Точка
зрения Марра полностью совпадает с принятым
в искусствоведении положением о том,
что мимы – явление международного порядка.
Применительно же к русским скоморохам,
концепция Марра позволяет говорить о
самобытном возникновении их на основе
профессионализации участников языческих
религиозных обрядов древних славян, неизменно
сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.
Скоморохи упоминаются в различных русских
былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт
пишет о любви северных славян (венедов)
к музыке, упоминая изобретенные ими кифары,
т.е. гусли. О гуслях как непременной принадлежности
скоморохов упоминается в старинных русских
песнях и былинах Владимирова цикла. В
историческом аспекте скоморохи известны
прежде всего в качестве представителей
народного музыкального искусства. Они
становятся постоянными участниками деревенских
праздников, городских ярмарок, выступают
в боярских хоромах и даже проникают в
церковную обрядность. Как свидетельствует
направленное против скоморохов постановление
Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают
«до 60–70 и до 100 человек». Княжескую потеху
изображают фрески Софийского собора
в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих
скомороха, один соло, двое других в паре,
причем один из них либо пародирует женскую
пляску, либо исполняет нечто подобное
пляске «кинто» с платком в руке. На другой
трое музыкантов – двое играют на рожках,
а один – на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста:
взрослый стоя поддерживает шест, по которому
поднимается мальчик. Рядом музыкант со
струнным инструментом. На фреске представлены
травля медведя и белки или охота на них,
бой человека с ряженым зверем, конные
состязания; кроме того, ипподром – князь
и княгиня и их свита, публика в ложах.
В Киеве, по-видимому, ипподрома не было,
но происходили конные состязания и травля
зверей. Ипподром художник изобразил,
желая придать своей фреске большую пышность
и торжественность. Таким образом, представления
скоморохов объединяли разные виды искусств
– и драматические, и цирковые. Известно,
что еще в 1571 набирали «веселых людей»
для государственной потехи, а в начале
17 столетия скоромошья труппа состояла
при Потешной палате, сооруженной в Москве
царем Михаилом Федоровичем. Тогда же
в начале 17 в. скоморошьи труппы были у
князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского
и др. Скоморохи князя Пожарского часто
ходили по деревням «для своего промыслишку».
Как средневековые жонглеры делились
на жонглеров при феодалах и жонглеров
народных, так же были дифференцированы
и русские скоморохи. Но круг «придворных»
скоморохов в России остался ограниченным,
в конечном счете их функции свелись к
роли домашних шутов.Основной массив русских
скоморохов составили народные потешники.
Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским»
промыслом, они одевались в короткополые
кафтаны, а ношение короткополой одежды
в Руси считалась грехом. Также в своих
выступлениях они часто прибегали к маскам,
хотя еще в 9 в. маскирование встретило
резкое осуждение церкви, в своих выступлениях
сквернословили. Всем своим житейским
поведением скоморохи противопоставляли
себя общепринятому укладу старой Руси,
в своем творчестве были проводниками
оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи
не только играли на своих инструментах,
но одновременно «сказывали» произведения
русской народной поэзии. Выступая в качестве
певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли
толпу своими выходками и завоевывали
репутацию шутов-острословов. По ходу
своих выступлений они также вводили «разговорные»
номера и становились народными сатириками.
В этом качестве скоморохи сыграли огромную
роль в процессе формирования русской
народной драмы. Немецкий путешественник
Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х
годах, в своем знаменитом Описании путешествия
в Московию… рассказывает о скоморошьих
забавах: «Срамные дела уличные скрипачи
воспевают всенародно на улицах, другие
же комедианты показывают их в своих кукольных
представлениях за деньги простонародной
молодежи и даже детям, а вожаки медведей
имеют при себе таких комедиантов, которые,
между прочим, тотчас же могут представить
какую-нибудь шутку или шалость, как…
голландцы с помощью кукол. Для этого они
обвязывают вокруг тела простыню, поднимают
свободную ее сторону вверх и устраивают
над головой нечто вроде сцены, с которой
они и ходят по улицам и показывают на
ней из кукол разные представления». К
рассказу Олеария приложена картинка,
изображающая одно из таких представлений
кукольных комедиантов, в котором можно
узнать сценку «как цыган продавал лошадь
Петрушке». Скоморохи как действующие
лица выступают во многих былинах Севера.
Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет
которой в том, что скоморохи зовут с собой
скоморошить пахаря Вавилу и сажают его
на царство. Исследователи былин приписывают
скоморохам значительную долю участия
в сложении былин и относят к их творчеству
многие, особенно потешные скоморошьи
истории. Следует отметить, что наряду
со скоморохами-игроками по профессии
в былинах упоминаются и певцы-любители
из среды знатных особ княжеских и боярских
родов. Такими певцами были упоминаемые
в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович,
Соловей Будимирович, Садко.Игра на музыкальных
инструментах, песни и пляски увязывались
с обычаями народного маскарада. Обрядное
переодевание мужчин в женщин и наоборот
известно с древности. Народ не отказывался
от своих привычек, от любимых святочных
увеселений, заводилами которых являлись
скоморохи. Царь Иван Грозный во время
своих пиров любил маскироваться и плясать
вместе со скоморохами. В течение 16–17
вв. при дворе появились органы, скрипки
и трубы, исполнение на них было освоено
и скоморохами. Около середины 17 в. бродячие
ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые
скоморохи более или менее переквалифицируются
в музыкантов и сценических деятелей на
западноевропейский лад. Скоморох с этого
времени становится отжившей фигурой,
хотя отдельные виды его творческой деятельности
продолжали жить в народе еще очень долго.
Так, скоморох-певец, исполнитель народной
поэзии, уступает место представителям
зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая
память о нем сохранилась в народе – в
лице рассказчиков былин на Севере, в образе
певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец
(гусельник, домрачей, волынщик, сурначей),
игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста.
В народе же его преемниками являются
народные музыканты, без которых не обходится
ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун
превращается в танцора, оставив в свою
очередь следы своего искусства в народных
разудалых плясках. Скоморох-смехотворец
превратился в артиста, но воспоминание
о нем уцелело в форме святочных потех
и шуток. Свою книгу Скоморохи на Руси
Фаминцын заключает словами: «Как бы ни
было грубо и элементарно искусство скоморохов,
но не должно упускать из виду, что оно
представляло единственную соответствовавшую
вкусам народа в течение многих веков
форму развлечений и утехи, заменявшую
ему вполне новейшую литературу, новейшие
сценические зрелища. Скоморохи… были
древнейшими в России представителями
народного эпоса, народной сцены; они же
вместе с тем были и единственными представителями
светской музыки в России…»
3.
По мере разложения первобытно-общинного строя, Скоморохи в связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились первые профессиональные сочинители и исполнители народной музыки, песен и плясовых произведений.
В IX — X веках складывается первое русское государство — Киевская Русь.
К XI веку относятся ранние
сведения о профессиональных актерах
русского средневековья, носителях
народного искусства —
Источники таких сведений весьма разнообразны. Это прежде всего произведения народного устно-поэтического творчества: песни, былины, легенды, сказки, пословицы, поговорки. Древнейшая русская летопись упоминает о скоморохах как участниках княжеской потехи. Наконец памятники изобразительного искусства запечатлели отдельные моменты плясок и действ народных актеров.
Такое разнообразие источников связано с тем, что и само скоморошье искусство было чрезвычайно разнообразно. Скоморохи играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, исполняли драматизованные сценки и акробатические номера. В народных песнях, былинах, поговорках скоморохи нередко появляются в виде гусельников, сопровождающих свои песни и пляски игрой па звончатых гуслях. Ходили они в одиночку или ватагами, наряжаясь в особое скоморошье (короткополое) платье. Иные владели сразу несколькими видами исполнительского искусства того времени, были и такие, кто специализировался только в игре на инструментах, только в пляске и т. д. По мере того как росла профессионализация и совершенствовалось исполнительское мастерство, скоморохи избирали себе определенные виды искусства.
До середины XVII века скоморохи являлись единственными представителями театрального искусства в России, и применительно к театру все это время может быть названо эпохой скоморохов.
Искусство скоморохов было глубоко
народным по своему происхождению и
содержанию. Оно уходило корнями
в те времена, когда игры, песни
и пляски являлись неотъемлемой частью
языческих обрядов. Фрески (росписи)
на одной из внутренних стен Софийского
собора в Киеве, относящиеся к XI веку,
изображают сцены охоты в исполнении
скоморохов, ряженных в звериные маски.
Прежде такие сцены входили в
магические обряды доземледельческой
поры. Тогда они носили торжественный
и строгий характер. Танец исполнялся
медленно и серьезно, как богослужение.
В священных плясках
Моменты скоморошьей пляски
живо переданы в старинных памятниках
русского изобразительного искусства.
На другой фреске Софийского собора трое
скоморохов, играющих на духовых инструментах,
окружили четвертого, пляшущего скомороха.
Плясун отбивает такт на ударном инструменте
типа медных тарелок, выполняя в то
же время одно из удалых плясовых «коленец».
Голова и корпус его повернуты
вправо, ноги влево, причем упор сделан
па левую ногу. В следующее мгновение
он, очевидно, изменит направление
головы, корпуса и ног, повторив то
же движение в противоположную сторону.
Темп пляса при таких крутых поворотах
предполагается быстрый и напористый.
Здесь же, чуть пониже, двое танцовщиков
пляшут друг перед другом, один —
раскинув руки в стороны, второй —
помахивая платочком. Художник явно
противопоставляет танцы, изображенные
вверху и внизу фрески. Поза плясуна
и инструменты в руках
Скоморохов-музыкантов и
пляшущих женщин нередко изображали
на старинных металлических
В. М. Красовская