Сложный исторический путь, который прошла наша страна, никого не оставляет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Корни православного образования уходят в конец X в., когда Русь обратилась к христианству. Как отмечает летопись, Равноапостольный великий князь Киевский Владимир велел брать «у нарочитой чади» детей и отдавать «на учение книжное». Цель была одна—приготовить своих собственных священнослужителей. По видимому

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларусии.docx

— 21.18 Кб (Скачать файл)

20.

Сложный исторический путь, который прошла наша страна, никого не оставляет равнодушными. Особый интерес представляет история белорусского образования. Как и когда возникла школа на территории Беларуси? Где  учились наши предки? Что читали люди в то далекое время?

Корни православного  образования уходят в конец X в., когда  Русь обратилась к христианству. Как  отмечает летопись, Равноапостольный великий князь Киевский Владимир велел брать «у нарочитой чади» детей и отдавать «на учение книжное». Цель была одна—приготовить своих собственных священнослужителей. По видимому, эта задача успешно выполнялась. Известно, что митрополит Киевский Илларион был не только грамотным, но и культурнейшим человеком своего времени. Однако Киев был далеко не исключительным и единственным очагом восточнославянской образованности.

С основанием епископских  кафедр в Полоцке (992 г.) Турове (1005 г.) и Смоленске (1137 г.) первые ростки православного  просвещения обнаруживаются и на территории Беларуси. Особую роль в  становлении духовно-нравственного  образования в тот период играли монастыри. Почти при каждом из них  размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития  святых. Именно отсюда по всей земле  русской расходилось слово Божие. С монастырями древней Туровской епархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие» и «Поучения» Св. Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, где совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети .

Просвещение, книга, школа на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.) оставались на Руси, в  том числе и Белой, исключительно  церковными. С XV в. православная традиция духовного образования в Беларуси была связана с деятельностью  братских православных школ, а также  Острожской Академией. Благодаря деятельности таких лиц, как Франциск Скорина, князья Острожские, князь Андрей Курбский и др., к 80-м гг. XVI в. Западная Русь располагала уже достаточным  запасом книг для самообразования. Благодаря школе появились первые учебники и учебные пособия. Некоторые  из них выходили за пределы узких  школьных требований и имели общеобразовательное  значение. Среди них следует назвать: «Грамматику словеньска языка», напечатанную в Вильно в 1586 г., «Грамматику словенска…» Лаврентия Зизания, вышедшую с приложениями в Вильно (1596 г.); «Грамматику … мниха Мелетия Смотрицкого» (1619 г.) .

Под влиянием активной проповеднической деятельности представителей Католической церкви при православных храмах учреждается особая должность  «казнодея» (проповедника)—специалиста по составлению и произнесению проповедей. Не случайно в конце XVI - в XVII вв. в Беларуси появляется множество незаурядных проповедников; некоторые из них получили известность как составители учебников или авторы полемико-богословских произведений. Среди последних особо следует выделить Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря, пострадавшего за напечатание «Фриноса».

Учебная литература, предназначенная для православных школ Беларуси, выполняла просветительскую миссию и в православной Москве, а опыт работы белорусских православных учебных заведений оказал влияние  на развитие просвещения в России. Не случайно М.В. Ломоносов даже в середине XVIII в., создавая свою «Грамматику», называл «Грамматику славянскую» Мелетия Смотрицкого «вратами учености».

Первым высшим духовным учебным заведением, неразрывно связанным  с Беларусью, была Киево-Могилянская коллегия. Созданная по образцу иезуитских школ и изначально носившая отпечаток западного влияния, она восприняла рационалистическую систему абстрактной богословской схоластики, а, следовательно, и отвлеченность самого богословствования. Это объясняется тем, что задачи богословского образования того времени ограничивались количественным приобретением студентами фундаментальных богословских знаний. Однако созданная в Киево-Могилянской коллегии система богословского образования, несмотря на неоднозначность его содержания, становится господствующей и в России. Благодаря серьезности постановки духовного образования и продолжительности курса Киево-Могилянская коллегия успешно выполняла свою задачу. Из стен ее вышел ряд выдающихся православных церковных деятелей, среди которых следует назвать и святителя Георгия Конисского.

Тем не менее православное образование в Беларуси переживало тяжелый кризис, который объясняется общим состоянием православия в Речи Посполитой. К концу XVIII в. на территории Беларуси оставалось 130 православных приходов; братские школы прекратили свое существование. Получить низшее и среднее православное духовное образование было негде. На печальное положение Православной Церкви в государстве архиепископ Могилевский Георгий Конисский обратил внимание короля Станислава Августа Понятовского. В своих доношениях Св. Синоду епископ Георгий неоднократно указывал на крайнее невежество духовенства как одну из причин «всеобщей разрухи в епархии». Выход из создавшейся обстановки Преосвященный видел в учреждении духовной семинарии.

После открытия Могилевской (1757 г.), а затем Слуцкой (1785 г.) и  Минской (1793 г.), духовных семинарий, на которые после разделов Речи Посполитой распространились российские правила и порядки, началось возрождение православного образования в Беларуси. По реформе духовного образования 1808-1814 гг. в Беларуси возникает система духовных школ, которая предполагала преемственность в получении образования: низшее (училища уездные и приходские) и среднее (семинарии).

Выпускники семинарий  Беларуси могли продолжить образование  в любой из духовных академий России. Все категории духовных учебных  заведений были соединены в одну общую иерархическую структуру  по признаку подчиненности низших высшим и с новым составом наук: наполовину богословских, наполовину общеобразовательных. В семинариях в течение шести  лет, кроме среднего курса наук богословских, преподавались общеобразовательные  науки в объеме, соответствовавшем  курсу старших четырех классов  гимназий, а также логика, психология, естественная история, основы сельского  хозяйства и медицины (шла также  речь и о введении в семинариях преподавания краткого курса законоведения).

В 1828 г. по инициативе члена униатского департамента Петербургской  римско-католической коллегии Иосифа Семашко в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре на базе униатского поветового училища была открыта Литовская духовная семинария. Одной из ее задач становится подготовка новых священников, готовых поддержать сближение, а потом и объединение с Православной Церковью. После Полоцкого церковного собора (1839 г.) семинария стала православной и в 1845 г. была переведена в Вильно. Учебные планы Виленской семинарии были приближены к Петербургской. Лучшие выпускники семинарии для продолжения учебы направлялись в Петербургскую и Московскую духовные академии.

В духовных академиях  обязательными для всех студентов  были признаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три  группы, из которых лишь одну, по выбору, должны были изучать студенты. Преобразования затронули и семинарии. Они из трехклассных были преобразованы в шестиклассные (по одному году в каждом классе). Медицина и сельское хозяйство исключались из числа учебных предметов семинарий, а вместо них вводилось изучение педагогики, для практического применения которой при каждой семинарии открывались воскресные школы.

Программа курса  духовных семинарий вместе с духовными  училищами включала полный курс классических гимназий с добавлением к нему психологии и краткой истории  философии. В некоторых семинариях дополнительно преподавались курсы  медицины и сельского хозяйства. Замечу, что духовные учебные заведения  православного исповедания были всесословными: в них могли обучаться  на одинаковых условиях с детьми духовенства  и представители других сословий.

Постепенно на протяжении XIX в. духовные школы Беларуси (прежде всего семинарии Могилевская, Минская, Витебская и Виленская) превращаются в настоящие центры православного духовного возрождения и просвещения, оказывая заметное влияние на состояние культуры и общественно-политической жизни края. Школа, культура, широкая благотворительная деятельность—вот далеко не все сферы применения знаний и опыта преподавателей и воспитанников духовных школ Беларуси. Именно представителями духовных школ Беларуси был создан уникальный феномен—церковно-историческая школа, родоначальником которой следует считать протоиерея Иоанна Григоровича и М.О. Кояловича. Издать труды ее представителей, т.е. вернуть Беларуси ее историческую память—задача, стоящая перед нынешним поколением преподавателей и студентов духовных школ.

Начало XX в. предъявило новые требования к системе духовного  образования, обусловленные необходимостью его реформирования. Оживленная полемика, разгоревшаяся по проблемам организации  и устройства духовной школы в  целом и по пересмотру академического устава в частности, не оставила равнодушными и белорусских приверженцев духовного  образования еще и потому, что  на рубеже XIX и XX вв. влияние Православной Церкви и ее школ в Беларуси было чрезвычайно высоким. Так, в 1904 г. из 7902 школ пяти белорусских губерний свыше 70% составляли церковно-приходские школы. Основная масса их преподавателей склонялось к тому, чтобы духовная школа и ее система образования  были более гибкими, шире бы привлекали в учебном процессе достижения современной  науки и культуры.

Почти единодушным  было мнение о необходимости реформы  духовных семинарий. Цель этой реформы  виделась в том, чтобы повысить уровень  проповеднической подготовки выпускников. Большое значение преподаватели  духовных школ Беларуси придавали активизации  деятельности западно-русских православных братств. В 1907 г. с участием преподавателей духовных семинарий был проведен первый съезд представителей всех западно-русских православных братств, в 1909 г.—второй.

На этих съездах  был выдвинут лозунг о необходимости  превращения православных приходов Северо-Западного края в братства, ставилась задача включения в  их жизнь представителей всех слоев  населения. Братства стремились подкрепить свое духовное влияние экономическим: организовывались братские кредиты, ссудные товарищества и т. п. Разрабатывался и устав братств. Центр их деятельности фокусировался на культурной программе. В этой связи активизировалась издательская деятельность: было принято решение издавать общебратский периодический печатный орган, календари, молитвенники, популярные книги по истории Церкви в Беларуси.

Преподаватели духовных школ Беларуси были инициаторами и  организаторами богословских чтений, предназначенных «для интеллигентной и образованной публики». Сначала  эти чтения были организованы при  Минском Епархиальном Братстве во имя  святителя Николая. Затем подобные же чтения стали проводиться и  в других городах Беларуси: Полоцке, Могилеве, Гродно, Витебске.

Развернувшееся  в начале XX в. движение за реформирование духовной школы было прервано потрясениями 1917 г.


Информация о работе Сложный исторический путь, который прошла наша страна, никого не оставляет