Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:26, реферат
Период 1953 - 1964 годов представляет собой один из ключевых этапов в развитии советской системы и советского общества. После смерти И.В. Сталина последовало осуждение некоторых аспектов его внешней и внутренней политики, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние и на политическую систему и на общественную жизнь страны. Новые руководители, не посягая на основополагающие принципы социалистической Системы, существовавшей в СССР, предприняли попытку модернизировать её, реформировать, отказавшись от тех её частей и элементов, которые посчитали их или уже малоэффективными или просто лишними
1. Смерть И.В. Сталина и процесс десталинизации 2
2. «Оттепель» в сфере культуры 5
3. «Оттепель» в сфере науки 12
Со второй
половины 50-х гг. заметно расширяются
международные связи советской
культуры. Был возобновлен Московский
кинофестиваль (впервые состоялся
в 1935 г.). Высокий авторитет в
Таковы были либеральные шаги в области культуры. Но "дело Пастернака" самым наглядным образом показало пределы либерализма в отношении между властью и интеллигенцией. В 1955 г. Пастернак за границей опубликовал роман "Доктор Живаго". В 1958 г. ему дали Нобелевскую премию. Власти были, конечно, недовольны таким поворотом дел. Чтобы избежать высылки из СССР, Пастернаку пришлось отказаться о премии и направить в "Правду" заявление, в котором он обвинял Запад в использовании его произведения в политических целях. Посылка романа для издания за границу подрывала монополию на право общения с внешним миром, которую власти намеревались сохранить за собой.
Пастернаку
было предъявлено несколько
Удовлетворенный исходом "дела" Хрущев, со своей стороны, остановил наступление на либералов. Твардовскому было возвращено руководство "Новым миром". В мае 1959 г. на III съезде Союза писателей из союза ушел Сурков, высказывавший особое рвение в кампании против Пастернака, его место в руководстве Союза занял Федин – представитель более умеренного течения. Тем не менее, эти меры оказались недостаточными, чтобы сгладить в памяти интеллигентов удручающее впечатление, вызванное "делом Пастернака".
В конце 50-х гг. возник "самиздат" – машинописные журналы, родившиеся в среде молодых поэтов, писателей, философов, историков, встречавшихся по субботам на площади Маяковского в Москве. Позже собрания были запрещены и "самиздат" ушел в подполье. Оттуда же и увидел свет основанный А. Гинзбургом первый "самиздатовский" журнал "Синтаксис", в котором были опубликованы, ранее запрещенные произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За это А. Гинзбург был арестован и приговорен к двум годам лагерей. Но диссидентов уже нельзя было остановить, и эстафету арестованных приняли другие.
Примечательно, что после XXII съезда, когда Хрущев вновь обратился к критике культа личности Сталина, интеллигенции была сделана еще одна "подачка". В ноябре 1962 г. "с ведома и одобрения ЦК" вышел в свет роман А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", а месяцем раньше "Правда" опубликовала стихотворение Е. Евтушенко "Наследники Сталина". Но после кровавой драмы в Новочеркасске и Карибского кризиса в том же 1962 году, Хрущев, испугавшийся углубления десталинизации, делавшего этот процесс трудноконтролируемым, решил отвернуться от либеральной части интеллигенции и обратиться к консерваторам .
Хрущев
поручил председателю Идеологической
комиссии ЦК КПСС Ильичеву призвать интеллигенцию
к выполнению ее обязанностей. Резкой
критике подверглись И. Эренбург
и В. Некрасов; сам Хрущев в выступлении
18 марта 2963 г. лично призвал интеллигенцию
руководствоваться в своем
Итак, процесс
уступок интеллигенции
3. «Оттепель» в сфере науки
Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.
Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.
Мировое
признание получили труды ряда советских
ученых-естествоиспытателей. В 1956 г. Нобелевской
премией была отмечена разработка академиком
Н. Н. Семеновым теории химических цепных
реакций, ставшей основой получения
новых соединений - пластических масс,
превосходящих по свойствам металлы,
синтетических смол и волокон. В
1962 г. эта же премия была присуждена
Л. Д. Ландау за изучение теории жидкого
гелия. Фундаментальные исследования
в области квантовой
Больший
простор для научных разысканий
получили ученые-гуманитарии. Появляются
новые журналы по разным отраслям
обществоведения: "Вестник истории
мировой культуры", "Мировая
экономика и международные
Партийные
директивы, ориентировавшие на развитие
научно-технического прогресса, безусловно,
стимулировали развитие отечественной
науки. В 1956 г. был создан Международный
исследовательский центр в
После долгого перерыва возобновились работы в области генетики.
Однако,
как и прежде, приоритет в научных
разработках отдавался
Таким образом,
научно-технические достижения «хрущевской
эпохи» закладывали основу для достижения
в перспективе военно-
Сложившаяся
в 30-е гг. образовательная система
нуждалась в обновлении. Она должна
была соответствовать перспективам
развития науки и техники, новых
технологий, переменам в социально-
Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на новостройках. Однако отсутствие элементарных условий быта, засилье ручного труда делали очень высокой текучесть молодых кадров.
Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.
Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.
Почти ничего не дала и провозглашенная реформой идея производственного обучения в школе. Например, в Ярославской области к 1963 г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15 % выпускников. Появилась и стала устойчивой тенденция роста преступности среди несовершеннолетних.
Не оправдала надежд и система подготовки инженерно-технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов. Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования.
В августе
1964 г., не отвергая в целом курс на
сближение школы с жизнью, ЦК КПСС
и правительство приняли
Список используемой литературы:
Информация о работе Смерть И.В. Сталина и процесс десталинизации