Смерть И.В. Сталина и процесс десталинизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:26, реферат

Краткое описание

Период 1953 - 1964 годов представляет собой один из ключевых этапов в развитии советской системы и советского общества. После смерти И.В. Сталина последовало осуждение некоторых аспектов его внешней и внутренней политики, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние и на политическую систему и на общественную жизнь страны. Новые руководители, не посягая на основополагающие принципы социалистической Системы, существовавшей в СССР, предприняли попытку модернизировать её, реформировать, отказавшись от тех её частей и элементов, которые посчитали их или уже малоэффективными или просто лишними

Содержание

1. Смерть И.В. Сталина и процесс десталинизации 2
2. «Оттепель» в сфере культуры 5
3. «Оттепель» в сфере науки 12

Вложенные файлы: 1 файл

хрущевская оттепель.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются  международные связи советской  культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся  в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном  мире приобрел Международный конкурс  исполнителей им. Чайковского, регулярно  проводимый в Москве с 1958 г. Открылась  возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена  экспозиция Музея изобразительных  искусств им. Пушкина, накануне войны  переведенная в запасники. Проводились  выставки зарубежных собраний: Дрезденской  галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо  и др.).

Таковы  были либеральные шаги в области  культуры. Но "дело Пастернака" самым  наглядным образом показало пределы  либерализма в отношении между  властью и интеллигенцией. В 1955 г. Пастернак за границей опубликовал роман "Доктор Живаго". В 1958 г. ему дали Нобелевскую премию. Власти были, конечно, недовольны таким поворотом дел. Чтобы избежать высылки из СССР, Пастернаку пришлось отказаться о премии и направить в "Правду" заявление, в котором он обвинял Запад в использовании его произведения в политических целях. Посылка романа для издания за границу подрывала монополию на право общения с внешним миром, которую власти намеревались сохранить за собой.

Пастернаку  было предъявлено несколько стандартных  обвинений, типа антисоветчины, презрения к русскому народу, непростительного преклонения перед Западом из-за материальной корысти и т.д. Когда столкновение между Пастернаком и властями вынудило интеллигенцию открыто сделать выбор, последние сдались. Большинство писателей, созванных 27 октября 1958 г., чтобы решить вопрос об исключении Пастернака из Союза писателей, встретили аплодисментами обвинения, высказанные против нобелевского лауреата. "Дело Пастернака" породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной открыто противостоять давлению власти.

Удовлетворенный исходом "дела" Хрущев, со своей  стороны, остановил наступление  на либералов. Твардовскому было возвращено руководство "Новым миром". В  мае 1959 г. на III съезде Союза писателей  из союза ушел Сурков, высказывавший  особое рвение в кампании против Пастернака, его место в руководстве Союза  занял Федин – представитель  более умеренного течения. Тем не менее, эти меры оказались недостаточными, чтобы сгладить в памяти интеллигентов  удручающее впечатление, вызванное "делом  Пастернака".

В конце 50-х гг. возник "самиздат" –  машинописные журналы, родившиеся в  среде молодых поэтов, писателей, философов, историков, встречавшихся  по субботам на площади Маяковского  в Москве. Позже собрания были запрещены  и "самиздат" ушел в подполье. Оттуда же и увидел свет основанный А. Гинзбургом первый "самиздатовский" журнал "Синтаксис", в котором были опубликованы, ранее запрещенные произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За это А. Гинзбург был арестован и приговорен к двум годам лагерей. Но диссидентов уже нельзя было остановить, и эстафету арестованных приняли другие.

Примечательно, что после XXII съезда, когда Хрущев вновь обратился к критике  культа личности Сталина, интеллигенции  была сделана еще одна "подачка". В ноябре 1962 г. "с ведома и одобрения ЦК" вышел в свет роман А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", а месяцем раньше "Правда" опубликовала стихотворение Е. Евтушенко "Наследники Сталина". Но после кровавой драмы в Новочеркасске и Карибского кризиса в том же 1962 году, Хрущев, испугавшийся углубления десталинизации, делавшего этот процесс трудноконтролируемым, решил отвернуться от либеральной части интеллигенции и обратиться к консерваторам .

Хрущев  поручил председателю Идеологической комиссии ЦК КПСС Ильичеву призвать интеллигенцию  к выполнению ее обязанностей. Резкой критике подверглись И. Эренбург и В. Некрасов; сам Хрущев в выступлении 18 марта 2963 г. лично призвал интеллигенцию  руководствоваться в своем творчестве принципом партийности. Этот призыв положил конец оттепели в культуре.

Итак, процесс  уступок интеллигенции сочетался  с ее одергиванием. Хрущевская либерализация  порой приводила к неожиданным результатом, которые необходимо было пресекать и выводить в нужное русло, а такой маятник в долгосрочном периоде неизбежно остается на месте, хотя, с другой стороны, совокупное прогрессивное движение вперед, хотя и небольшое, но все же имело место.

 

3. «Оттепель» в сфере науки

 

Активизировалась  и научная мысль. С начала 50-х  и до конца 60-х гг. почти в 12 раз  выросли расходы государства  на науку, а численность научных  работников увеличилась в шесть  раз и составила четвертую  часть всех ученых мира. Было открыто  много новых исследовательских  институтов: электронных управляющих  машин, полупроводников, физики высоких  давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые  конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области  генетики.

Продолжало  изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х  гг. сформировался крупный центр  на востоке страны - Сибирское отделение  Академии наук СССР. В него вошли  Дальневосточный, Западно-Сибирский  и Восточно-Сибирский филиалы  АН СССР, институты Красноярска и  Сахалина.

Мировое признание получили труды ряда советских  ученых-естествоиспытателей. В 1956 г. Нобелевской  премией была отмечена разработка академиком Н. Н. Семеновым теории химических цепных реакций, ставшей основой получения  новых соединений - пластических масс, превосходящих по свойствам металлы, синтетических смол и волокон. В 1962 г. эта же премия была присуждена Л. Д. Ландау за изучение теории жидкого  гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики  Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (Нобелевская  премия 1964 г.) ознаменовали качественный скачок в развитии электроники. В  СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер, открыта цветная  голография, дающая объемные изображения  предметов. В 1957 г. был запущен самый  мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Его использование привело к появлению нового научного направления: физики высоких и сверхвысоких энергий.

Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории  мировой культуры", "Мировая  экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы  истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены  часть утаиваемых ранее работ  В. И. Ленина, документов К. Маркса и  Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно, стимулировали развитие отечественной  науки. В 1956 г. был создан Международный  исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В1957 г. было образовано Сибирское отделение  Академии наук СССР с широкой сетью  институтов и лабораторий. Создавались  и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась  и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось  около 3200 научных учреждений. Численность  научных работников страны приближалась к 300 тысячам. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1967 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого реактивного пассажирского лайнера - ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета»).

После долгого  перерыва возобновились работы в  области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных  разработках отдавался интересам  военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская  разведка. Даже космическая программа  была лишь «приложением» к программе  создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской  эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического  паритета с США.

Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система  нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых  технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако  это входило в противоречие с  официальным курсом на продолжение  экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на новостройках. Однако отсутствие элементарных условий быта, засилье ручного труда делали очень высокой текучесть молодых кадров.

Для решения  этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон о новой  его структуре, согласно которому вместо существовавшей семилетки была создана  обязательная восьмилетняя политехническая  школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с  производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей  силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий  это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической  дисциплины среди молодых рабочих.

Почти ничего не дала и провозглашенная реформой идея производственного обучения в  школе. Например, в Ярославской области  к 1963 г. по специальности, приобретенной  в школе, работало не более 15 % выпускников. Появилась и стала устойчивой тенденция роста преступности среди  несовершеннолетних.

Не оправдала  надежд и система подготовки инженерно-технических  кадров на заочных и вечерних отделениях вузов. Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей  ситуации в системе образования.

В августе 1964 г., не отвергая в целом курс на сближение школы с жизнью, ЦК КПСС и правительство приняли решение  о восстановлении в средней школе  двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная  школа вновь стала десятилетней.

 

Список  используемой литературы:

 

  1. История советского государства Н. Верт. М. 1994.

 

  1. Летопись внешней политики СССР 1917-1957 М. 1978 г.

 

  1. Наше Отечество. Опыт политической истории. ч. 2. - М., 1991.

 

  1. Никита Сергеевич Хрущев Материалы к биографии М. 1989 г.

 

  1. От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. - М., 1990.

 

  1. Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время. М. 1989.

 

  1. Справочное пособие для старшеклассников и абитуриентов В.Н. Глазьев-Воронеж,1994

 

  1. Н.С. Хрущев Политическая биография Рой Медведев М.,1994

 


Информация о работе Смерть И.В. Сталина и процесс десталинизации