1. Социально-экономический
и политический кризис начала
17 века.
События конца 16 - начала 17
века, называемые «смутным временем»,
стали для Российского государства, по
словам В. О. Ключевского, «страшным потрясением,
поколебавшим глубочайшие его основы»
(7, с. 285).
Предпосылки Смуты зародились
еще в период правления Ивана Грозного,
политика которого проводилась с крупными
издержками. Усилия правительства по укреплению
государства, по обеспечению безопасности
границ осознавались в народе как необходимые.
Народ был готов к самопожертвованию для
общегосударственного строительства.
Однако жестокая воля царя «отодвигала»
его на задний план. Разнузданность опричников
и крайняя бесцеремонность в выборе политических
средств нанесли тяжелый удар по общественной
нравственности, заронили сомнения и шаткость
в умы людей. Ситуацию усугубляли экономические
трудности, ставшие результатом истощения
сил страны в Ливонской войне и постоянного
напряжения на южных рубежах, создаваемого
Крымским ханством.
Причины Смуты заключались
в обострении социальных, сословных, династических
и международных отношений в конце правления
Ивана 4 и при его преемниках.
К началу 17 века в Российском
государстве назрел кризис экономической
и политической жизни, поставивший страну
на грань разрушения государственных
начал и фактического распада. В чем выразился
политический кризис, который затем ее
сильнее разворачивается в годы Смуты?
В чем заключались первые кризисные проявления?
С середины 15 века вопрос
о принципе наследования верховной власти
не являлся более предметом политической
борьбы. После династической войны в московском
княжеском доме Рюриковичей проблема
решалась соправительством правящего
великого государя его наследником, старшим
сыном.
марта 1584 года скончался царь
Иван 4 (Грозный). Своего старшего сына,
Ивана, отец убил в припадке гнева в 1581
году, младшему, Дмитрию, исполнилось лишь
два года, и жил он вместе с матерью, седьмой
женой царя, Марией Нагой в Угличе, отданному
царевичу в удел. Преемником Грозного
стал второй его сын Федор. Федор был, как
называли его современники «освятованным
царем», избегавшим мирской суеты и помышлявшим
только о небесном. Словом, «в келье или
в пещере - по выражению Карамзина - царь
Федор был бы больше на месте, чем на престоле»
(6, с. 204).
Иван Грозный, еще при жизни
понимая, что престол перейдет после него
к «блаженному», создал при сыне своеобразный
регентский совет. Наибольшей силой в
нем поначалу пользовался Никита Романович
Юрьев, дядя царя. Но он умер, и выросло
влияние другого опекуна, Бориса Годунова,
приходившегося царю шурином. Пользуясь
более высоким положением и поддержкой
сестры-царицы, Борис, постепенно оттеснив
других опекунов, фактически стал править
государством единолично. И правил все
14 лет царствования Федора умно и осторожно.
То было время отдыха для государства
и народа, переживших недавние страхи
и ужасы погромов опричнины.
При фактическом правлении
Годунова началось ускоренное сооружение
каменных кремлей в Смоленске, Астрахани,
Казани. Москва получила прочные стены
Белого и Земляного городов, встали новые
города-остроги на окраинах государства.
Он позаботился о служилом люде, частично
освободив его от уплаты податей, налаживал
добрые отношения с иностранными государствами.
И, тем не менее, полного доверия
к Годунову в народе не было: его подозревали
в двуличии и коварстве. После трагической
гибели в Угличе царевича Дмитрия (1591)
мало кто сомневался: кому, как не Годунову,
на руку смерть возможного претендента
на престол? И хотя следственная комиссия
во главе с тайным врагом Годунова князем
Василием Шуйским, посланная в Углич, подтвердила,
что царевича не убили, а он сам зарезался
в припадке заболевания (царевич страдал
эпилепсией).
Устами патриарха Иова работа
комиссии была одобрена, и он полностью
согласился с выводом о нечаянной смерти
царевича. Но патриарх преследовал иную
цель. Ему нужно было уничтожить возможных
наследников престола из рода Нагих. Он
выступил перед высшими духовными чинами
с речью, посвятив ее обвинению Нагих в
измене государству и власти, т.о. напрямую
санкционировав расправу с ними. На основании
патриаршего приговора царь Федор приказал
схватить Нагих и угличан, «которые в деле
объявились». Началось расследование
«измены» Нагих. Завершив следствие, правительство
произвело массовые казни угличан (до
200 человек), многих ссыльных увезли в Сибирь,
других разослали по темницам. У царицы
Марии Нагой (матери царевича Дмитрия)
и ее братьев конфисковали имущество и
подвергли их тюремному заключению. Но
духовенство сочло необходимым Марию
Нагую насильственно подстричь в монахини
и отправить в ссылку.
В январе 1598 года умирает
бездетный царь Федор, вдова Федора Ирина
уходит в монастырь. Таким образом, наступает
прекращение династии Рюриковичей. Порушилось
общепринятое положение верховной власти.
В те времена политика являлась абсолютно
недоступной для более чем 90 % населения
страны. Она была недоступна практически,
но главное - в сознании. Общество рассматривало
только одно положение, согласно которому
единственно законный государь есть царь
по рождению. Этого было вполне достаточно.
Поэтому после смерти царя Федора и гибели
царевича Дмитрия в государстве встает
значимый вопрос: а кто будет царем? В обществе
происходит недоумение, что же теперь
произойдет в стране? Наступает династический
кризис.
В это время Годунов, пользуясь
поддержкой патриарха Иовы, сумел сплотить
вокруг себя преданных людей - и… избирательный
Земский собор (еще при коронации Федора
был собран Земский собор с выборными
представителями с мест, прежде всего
провинциального дворянства) избирает
его царем. В тогдашних текстах обосновывалось
избрание Бориса, прежде всего, предпочтением
высших сил, но также и вполне реальными
мотивами: результатами его деятельности
по управлению страной при царе Федоре
и родством (через сестру, жену царя Федора)
с ушедшей династией.
Здесь стоит заметить еще
один фактор, что, к моменту Смутного времени
накопилось избыточное количество людей
антигосударственного сознания - это вольное
казачество. Историк Сергей Соловьев характеризует
их эмоционально: «Враги всякого наряда,
люди, жившее смутою» (10, с. 246). Казаки действительно
были ударной силой Смуты. Но они - лишь
ее передовой отряд. К ним присоединились
не только бояре с их корыстными интересами,
но и простой народ.
Историк Р. Г. Скрынников также
отмечает что, «привлечение казацкой вольницы
на государеву службу, раздача поместий
«старым» казакам ускоряли процесс их
включения в федеральную структуру. Но
в массе своей вольные казаки сопротивлялись
наступлению крепостнического государства.
В годы Смуты государству пришлось пожинать
плоды политики подчинения казачьих окраин»
(10, с. 8).
2. Поиск нетрадиционных форм
политической власти.
1 Правление Бориса Годунова
Воцарение Годунова, не принадлежавшего
по своему происхождению ни к одной из
династий, в отличие от его конкурентов
- Мстиславских и Шуйских, еще более усилило
распри в среде высшей знати. Он вызвал
возмущение и гнев родовитых дворян, много
натерпевшихся при Грозном и теперь желавших
ограничения всевластия избранного царя.
Новый царь не отличался государственной
дальнозоркостью. Он оказался первым в
России «бескнижным» царем, т.е. практически
безграмотным. Отсутствие образования,
несмотря на наличие здравого смысла,
и ума, сужало круг его воззрений, а эгоизм
и чрезвычайное себялюбие мешали стать
по-настоящему значимой фигурой своего
времени.
Однако в стране появились некоторые
тенденции развития. Намечалось оздоровление
хозяйства военнослужащих землевладельцев.
Целая серия мероприятий была призвана
покончить с безлюдьем центра государства.
Например, осуществлено так называемое
посадское строение - учет населения посадских
слобод и сотен, целью которого было вернуть
людей, ушедших на частновладельческие
дворы и слободы в города. Некоторому ослаблению
социальной напряженности в стране способствовала
внешнеполитическая деятельность Годунова,
она благоприятствовала освоению юга
и юго-востока страны и продвижению в Сибирь.
В Поволжье, в южные и сибирские земли
хлынул поток крестьян, холопов и ремесленников,
спасавшихся от голода и гнета. На новых
рубежах возводились крепости и города,
осваивались необжитые земли. В осуществлении
своей политической программы Годунов
опирался на слаженный государственный
аппарат. Он привлек к государственно
деятельности многих выдающихся администраторов
и упорядочил деятельность приказов. Крупным
успехом было учреждение патриаршества
в России. Первым русским патриархом был
Иов - сторонник Годунова. Повысился ранг
и престиж русской церкви, она стала окончательно
равноправной по отношению к другим православным
церквам.
Но Борис Годунов совершил большую
стратегическую ошибку. Будучи избранным
на царство Земским собором, ему, по словам
В. О. Ключевского, «следовало всего крепче
держаться за свое значение земского избранника,
а он старался пристроиться к старой династии…»
(7, с. 246) Это способствовало росту недовольству
среди родовитых бояр и высшей знати. К
тому же знать и боярство были возмущены
тем, что Борис стремился разрушить родовой
принцип формирования Боярской Думы, заменив
его семейно-корпоративным, когда при
назначении в Думу решающую роль играла
близость к правителю. Служилое дворянство
не удовлетворяла политика правительства
Годунова, не способного пресечь бегство
крестьян, существенно снижавшее доходность
их поместий; посадское население выступало
против усиления налогового гнета; православное
духовенство было недовольно урезанием
своих привилегий и жестким подчинением
самодержавной власти. Таким образом,
достижения политики Бориса Годунова
были непрочными, поскольку основывались
на перенапряжении социально-экономического
потенциала страны, что неизбежного вело
к социальному взрыву.
Борис, чувствуя недовольство
бояр и опасаясь за свою власть, создал
сеть полицейского надзора, опорой которой
были доносы и клевета. Начались опалы,
пытки, казни. Сам же царь все время проводил
теперь во дворце, редко выходил к народу
и не принимал, как это делали прежние
цари, челобитных.
Начало 17 века (1601-1603 гг.) оказалось
временем необыкновенно бедственным для
народа: год за годом следовали неурожаи,
соответственно возросли цены (более чем
в 100 раз). Народ ожесточился. Недовольство
охватило все слои общества. Начались
голодные бунты, разбои, воровство, мор…
«Смута началась с «великой
крови неповинной» мальчика Дмитрия и
была платой земли за эту кровь; но кровь
царевича - еще и искупительная жертва
за Русскую землю, обеспечивающая спасение
тем, кто пройдет через покаяние», - пишет
историк А. Плигузов (10, с. 409).
Пытаясь ослабить социальное
напряжение, правительство Годунова в
1601 году временно разрешило переход крестьян
от одного помещика к другому. В Москве
были организованны государственные работы,
в том числе и по завершению строительства
колокольни Ивана Великого в Кремле. Бесплатно
раздавался хлеб из царских житниц. Но
это не могло спасти население страны
от вымирания. Только в столице за два
года погибли 127 тыс. человек. Процветали
ростовщичество и безудержная спекуляция.
Крупные землевладельцы-бояре, монастыри
и даже сам патриарх Иов придерживали
огромные запасы в своих кладовых, ожидая
нового подорожания. Так, в Кирилло-Белозерском
монастыре было сосредоточено 250 тыс. пудов
зерна, которого хватило бы, чтобы прокормить
10 тыс. человек в течение года. Массовые
побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты
повинностей продолжались еще усиленнее.
Особенно много уходило на Дон и Волгу,
где проживало вольное казачество.
В 1603 году нарастает волна многочисленных
восстаний голодающего простонародья,
особенно на юге страны. Крупный отряд
повстанцев под командованием Хлопка
Косолапа действовал (1603-1604 гг.) под самой
Москвой. Восстание было жестоко подавлено,
а Хлопок казнен в Москве. Но это не улучшило
положение дел в государстве. Тяжелая
экономическая ситуация внутри страны
привела к падению авторитета правительства
Бориса Годунова. В народе возникло убеждение,
что все это происходит из-за царя Бориса,
потому как «царствие его не благословляется
небом»; если утвердится на престоле род
Годуновых, то земля русская погибнет.
Итак, первая попытка русского
общества преодолеть Смуту закончилась
неудачей. Годунов стал жертвой того, что
рискнул быть первым выбранным царём.
Народ не смог смириться с мыслью о выбранном
царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили
в его богоизбранность, т.е. в то, что сам
Господь - Бог вручил Годунову Русскую
землю в управление.
.2 Воцарение и правление
Лжедмитрия 1
В стране уже давно зрели мысли
о том, что «истинный царь» должен прийти,
и тогда беды и напасти в России прекратятся.
В условиях хозяйственного и социального
кризиса, трехлетнего голода такие идеи
получили массовое развитие, и легенда
о царевиче-избавителе стала победным
знаменем в эпоху Смуты. В содержательном
плане это не что иное, как реставрация
монархического принципа, согласно которой
единственно законный царь, как упоминалось
ранее, есть царь по рождению. Настоящий
царь должен был вернуть - для блага поданных
- незаконно отнятый у него престол.
В 1604 году в Москве стали ходить
разговоры о том, что царевич Дмитрий,
сын Ивана Грозного, чудом уцелел и не
погиб в Угличе в 1591 году, а идет из Литвы
добывать родительский престол. Так появляется
главная фигура Смутного времени Лжедмитрий
1. Кто нас самом деле был этот человек,
точно не известно до сих пор. Хотя давно
существует мнение, идущее еще от Годунова,
что самозванцем стал сын галицкого мелкого
дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве
Григорий, позже монах Чудова монастыря,
сбежавший в Литву.
Названного Дмитрия поддерживал
польский король Сигизмунд, правда, на
жестких условиях: вступив на престол,
Дмитрий возвратит польской короне Смоленск
и Северскую землю, дозволит сооружать
костелы, окажет помощь Сигизмунду в приобретении
шведской короны, и будет содействовать
соединению Московского государства с
Польшей. Своих условий потребовал от
Дмитрия и польский воевода Юрий Мнишек
- жениться на его дочери Марине, отдать
ей во владение Новгород и Псков, заплатить
долги Мнишека. Дмитрий дал обещания и
королю и Мнишеку, но исполнил впоследствии
только одно - женился на Марине, в которую
был безумно влюблен.