«Смутное время» в России и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:28, реферат

Краткое описание

Среди значений слова «смута», из словаря В.И. Даля, встречаются «восстанье, мятеж... общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В современном языке прилагательному «смутный» придается иное значение – неясный, неотчетливый. Начало XVII в. в буквальном смысле Смутное время: всё в движении, всё колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: вчера – союзники, сегодня – враги. Смутное время – это сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых.

Содержание

Введение 3
1. Смутное время в Московском государстве: причины и сущность 5
2. Царствование Бориса Годунова, его внутренняя политика. Появление Лжедмитрия I 6
3. Боярский царь Василий Шуйский 8
4. Первое земское ополчение 11
5. Второе ополчение 11
6. Земский собор 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

смута.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

В.О. Ключевский писал, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Борис Годунов  в борьбе с Лжедмитрием I допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит народ, поздно объявил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича Дмитрия.

Новый царь оказался деятельным, энергичным правителем, уверенно сидевшем на престоле. В дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.

В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили  царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением  их домов. Труп Лжедмитрия после поругания  сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

 

Боярский царь Василий Шуйский

 

По удачному выражению  Костомарова, "Дмитрий уничтожил  Годуновых и сам исчез, как  призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство". После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.

 Одним из важнейших  дел Шуйского было назначение  патриарха. Патриарх Игнатий Грек  за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген.

 С целью пресечения  слухов о спасении царевича  Дмитрия его останки были перенесены  по приказу Василия Шуйского  через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.

Свержение Лжедмитрия I и  приход к власти Василия IV Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство не прекратило борьбы против крепостнического ига. Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Собравшиеся под знаменами Болотникова силы представляли собой сложный конгломерат, состоявший из разных слоев. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы, с целью освободиться от русской власти. В июле 1606 г. болотниковские войска вышли в поход на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам Болотников был вскоре казнен. С подавлением этого восстания крестьянская война не прекратилась. Однако крестьянское движение пошло на спад.

А тем временем, по согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда Ш (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом И.И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I. До сих пор личность Лжедмитрия П вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды.

В январе 1608 г. самозванец предпринял поход на столицу. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились  безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получил  прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Она признала в новом самозванце своего мужа. Было совершено тайное венчание по католическому обряду. Самозванец обещал способствовать распространению католицизма в России.

  Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря. Выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.

 Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провел в  Кремле, то Лжедмитрий II двадцать  один месяц безуспешно осаждал  Москву. В Тушине при Лжедмитрии  П из числа недовольных Василием  Шуйским бояр сложилась своя  Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.

Не будучи в состоянии  одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам - Выборге (1609) был заключен договор -, которые согласились послать  ему вспомогательный отряд войска. Во главе московского войска стал в это время молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве.

Однако вмешательство  шведов в русские дела вызвало  вмешательство короля польского  Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил  использовать московскую смуту в  интересах Польши. В сентябре 1609г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное героическое сопротивление.

Приближение Скопина-Шуйского и ссоры с поляками заставили Тушинского вора осенью 1609г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.

Польская оккупация  Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в  Россию, правление поляков в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее  зло, ибо присутствие польского  гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у "земских" людей, и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

  Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь.

 

Первое земское  ополчение

 

Голос патриарха Гермогена  был скоро услышан. Уже в самом  начале 1611г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве.

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и  начало его осаду. В это время  король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80 тыс. жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8 тыс. человек.

Значительная часть  Москвы в марте 1611 г. подверглась  разгрому и сожжению со стороны польского  гарнизона, желавшего предупредить восстание. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых "выбрали всею землею" для управления "земскими и ратными делами".

Однако приговор 30 июня не устранил противостояния между дворянами  и казаками и личного соперничества  между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали  его в свой круг для объяснения и зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

 

Второе ополчение

 

Стремление к освобождению от иноземного гнета ярко выразил  один из руководителей нижегородского посада Кузьма Минин, который осенью 1611 г. обратился с призывом создать  ополчение для освобождения Москвы. Руководителем ополчения был избран Дмитрий Пожарский.

В августе 1612 г. ополчение  Минина и Пожарского вошло в Москву и вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Москва была освобождена, но окончательная ликвидация последствий  интервенции была еще впереди. Интервенты и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял независимость своей родины.

Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П. Мартос, 1818). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

 

Земский собор

 

Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей "для земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета. Но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить выборы. 21-го февраля 1613 г. Земский Собор единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник.

2 мая 1613 г. Михаил  прибыл в Москву, 11 июля венчался  на царство.

Вскоре ведущее место  в управлении страной занял его  отец — патриарх Филарет, который  «всеми делами царскими и ратными владел». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии.

 

 Последствия Смуты.

 

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым  потрясением жизни Московского  государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.

 

В отношении политическом смутное время, – когда Земля, собравшись с силами, сама восстановило разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

Информация о работе «Смутное время» в России и его последствия