Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 13:01, реферат
В советской исторической науке понятие “Смуты” отвергалось, а события начала ХVII в. характеризовались как “первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией ”.
Введение………………………………………………………………….3
Причины смуты………………………………………………………….4
Начало смуты……………………………………………………………6
Лжедмитрий I……………………………………………………………8
Лжедмитрий II………………………………………………………….10
Начало Русско – польской войны……………………………………..13
Семибоярщина…………………………………………………………14
Ополчения……………………………………………………………...15
Выборы царя…………………………………………………………...19
Последние вспышки смуты…………………………………………...21
Последствия смуты……………………………………………………22
Периодизация………………………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………24
Эссе…………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………..26
Причины Смуты
В соответствии с Федеральным
законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О
Днях воинской славы и
Он учрежден в память событий 1612 года,
когда народное ополчение под предводительством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом
взяло Китай-город, освободило Москву
от польских интервентов, «продемонстрировав
образец героизма и сплоченности всего
народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе»
, и способствовало окончанию Смуты.
Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-
В русском народном лексиконе это слово
имеет множество смысловых оттенков, означая
анархию, безвременье, всеобщий хаос, крайнюю
неустроенность жизни, беспрестанные
потрясения, Гражданскую войну.
Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:
Одним из знаков этой
В российской истории есть «железная» закономерность: в переломные, трудные моменты жизни страны всегда находятся внешние силы, желающие «поучаствовать» в её делах – с помощью закулисных интриг или военной силы. Начало XVII века не было исключением из этого правила. Геополитической соперницей России была Польша. Польские паны только и ждали ослабления государственной власти в России, чтобы разжиться новыми землями и новыми крепостными. К «завоеванию Востока» постоянно призывал польских правителей Ватикан. В этих призывах читалось презрение к православным «схизматикам». Целая армия иезуитов стремилась в Россию для «назидания заблудших душ». Именно религиозный фактор определил смысл и сюжетику русской Смуты. Сейм Речи Посполитой запретил делопроизводство на русском языке. На административные посты допускались только католики. По этим причинам часть западнорусской знати отказывалась от православия, от исторических корней, от своего народа. Борьба католицизма с православием отразила столкновение элитарной «избранности»с демократизмом.
Лжедмитрий I
Начало Смуты относится к усилению слухов,
будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно
и не угодно Богу. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о
своём царском происхождении, вошёл в
тесные отношения с польским магнатом,
воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папскимнунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского
короля, а 17 апреля принял католицизм. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский
трон и разрешил всем желающим помогать
«царевичу». За это Лжедмитрий обещал
передать Польше Смоленск и Северские земли.
За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать
своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско,
состоящее из запорожских казаков и
польских наёмников («авантюристов»).
В 1604 году войско самозванца пересекло границу
России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского
воеводы Ф. И. Мстиславского бы
20 июня 1605 года под всеобщее ликование
самозванец торжественно
Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ. Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Почти сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.
На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С.
В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит[10]. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров».
Лжедмитрий II
Слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия
не утихали. Летом 1607 года в Стародубе
объявился новый самозванец, вошедший
в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец
расположился лагерем, когда подступил
к Москве) (1607—1610). К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась
на Переяславль-Залесский, Ярос
В 1607 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапегиосаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть Лжедмитрия II, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально-освободительное движение. В декабре 1608 года от тушинского «вора» «отложились» Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 года ополчение города Устюжна выбило поляков и «черкасов» (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля сибирские и архангельские стрельцы воеводы Давыда Жеребцоваосвободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир.