Смутное время XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 13:01, реферат

Краткое описание

В советской исторической науке понятие “Смуты” отвергалось, а события начала ХVII в. характеризовались как “первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией ”.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Причины смуты………………………………………………………….4
Начало смуты……………………………………………………………6
Лжедмитрий I……………………………………………………………8
Лжедмитрий II………………………………………………………….10
Начало Русско – польской войны……………………………………..13
Семибоярщина…………………………………………………………14
Ополчения……………………………………………………………...15
Выборы царя…………………………………………………………...19
Последние вспышки смуты…………………………………………...21
Последствия смуты……………………………………………………22
Периодизация………………………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………24
Эссе…………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Смута XVII века..docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-строительный институт

институт

История России

кафедра

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Смутное время XVII века

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент      СС 15-11            __________                                          А.В. Голованова

                                номер группы                     подпись, дата                                                                        инициалы, фамилия

 

Преподаватель                      __________                                           А.Г. Грязнухин 

                                                                             подпись, дата                                                                           инициалы, фамилия

 

 

 

Красноярск 2015 г.

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………….3

  1. Причины смуты………………………………………………………….4

  1. Начало смуты……………………………………………………………6

  1. Лжедмитрий I……………………………………………………………8

  1. Лжедмитрий II………………………………………………………….10

  1. Начало Русско – польской войны……………………………………..13

  1. Семибоярщина…………………………………………………………14

  1. Ополчения……………………………………………………………...15

  1. Выборы царя…………………………………………………………...19

  1. Последние вспышки смуты…………………………………………...21

  1. Последствия смуты……………………………………………………22

  1. Периодизация………………………………………………………….23

  1. Заключение ……………………………………………………………24

  1. Эссе…………………………………………………………………….25

  1. Список использованных источников………………………………..26

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название “Смуты”. При этом, в первую очередь, имелось в виду “смущение умов”, т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

В советской исторической науке понятие “Смуты” отвергалось, а события начала ХVII в. характеризовались как “первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией ”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины Смуты    

 В соответствии с Федеральным  законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О  Днях воинской славы и памятных  датах России»  и Трудовым кодексом РФ  4 ноября каждого года Россия отмечает государственный праздник – День народного единства. 
     Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» , и способствовало окончанию Смуты. 

Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально  экономическим кризисом. 
         В русском народном лексиконе это слово имеет множество смысловых оттенков, означая анархию, безвременье, всеобщий хаос, крайнюю неустроенность жизни, беспрестанные потрясения, Гражданскую войну. 

Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:

  1. Пресечение династии Рюриковичей.

  1. Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые — ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»

  1. Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств

  1. Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей[4]

  1. Последствия опричнины. По мнению известного российского историка Шмурло, она подорвала уважение к власти и закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало Смуты

Толчком к Смуте послужила смерть Фёдора Иоанновича, последнего представителя династии Рюриковичей на российском престоле. Пресечение династии поколебало умы русских людей: многим казалось, что рушится освящённый веками «природный» порядок государственного и общественного устроения.  
Были, конечно, и те, кто не собирался впадать в исторический пессимизм. Грамотные люди, умудрённые книгами и духовным опытом, понимали: конец династии не означает конец России. Вникая в промыслительную логику истории, они видели: России быть.

 

     Одним из знаков этой логики  явилось учреждение на Руси  патриаршества, происшедшее именно  в царствование Фёдора, что не  было случайным штрихом в канве  русской истории. Патриаршество  явилось показателем возросшей  духовной самостоятельности России, признания её ведущей державой  православного мира.

Наследник Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович (с 1584) был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий был младенцем. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись боярские роды — Юрьевы, Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов. Годунов был опытным управителем – при Фёдоре он возглавлял Посольский приказ, отлично разбирался в хитросплетениях международной политики. Став царём, он стремился обеспечить стабильность в стране, ввёл винную монополию, вкладывал средства в строительство новых городов в Поволжье, на Урале и в Сибири, уделял внимание развитию образования.  
     И всё-таки Годунову не удалось предотвратить Смуту.

В российской истории есть «железная» закономерность: в переломные, трудные моменты жизни страны всегда находятся внешние силы, желающие «поучаствовать» в её делах – с помощью закулисных интриг или военной силы. Начало XVII века не было исключением из этого правила. Геополитической соперницей России была Польша. Польские паны только и ждали ослабления государственной власти в России, чтобы разжиться новыми землями и новыми крепостными. К «завоеванию Востока» постоянно призывал польских правителей Ватикан. В этих призывах читалось презрение к православным «схизматикам». Целая армия иезуитов стремилась в Россию для «назидания заблудших душ». Именно религиозный фактор определил смысл и сюжетику русской Смуты. Сейм Речи Посполитой запретил делопроизводство на русском языке. На административные посты допускались только католики. По этим причинам часть западнорусской знати отказывалась от православия, от исторических корней, от своего народа. Борьба католицизма с православием отразила столкновение элитарной «избранности»с демократизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лжедмитрий I

Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папскимнунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католицизм. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников («авантюристов»). В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Ф. И. Мстиславского было разбито у Новгорода-Северского. Однако другое войско, отправленное Б. Годуновым против самозванца, одержало убедительную победу в битве под Добрыничами 21 января 1605 года. Командовал московским войском знатнейший боярин — Василий Шуйский. Царь вызвал В. Шуйского, чтобы щедро наградить. Во главе армии был поставлен новый воевода — Басманов. Это была ошибка Б. Годунова, так как вскоре оказалось, что самозванец жив, а Басманов — ненадёжный слуга (см. Русско-польская война (1609—1618)). В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование  самозванец торжественно вступил  в Москву. Московское боярство во главе сБогданом Бельским публично признало его законным наследником и князем Московским. 24 июня рязанский архиепископИгнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Законный же Патриарх Иов был смещён с патриаршей кафедры и заточён в монастырь. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля, состоялось венчание Лжедмитрия I на царство.

Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ. Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Почти сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.

На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит[10]. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров».

 

 

Лжедмитрий II

Слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия не утихали. Летом 1607 года в Стародубе объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве) (1607—1610). К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород, иКазань. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украины» и Северские земли в 1607—1608 гг.

В 1607 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапегиосаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть Лжедмитрия II, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально-освободительное движение. В декабре 1608 года от тушинского «вора» «отложились» Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 года ополчение города Устюжна выбило поляков и «черкасов» (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля сибирские и архангельские стрельцы воеводы Давыда Жеребцоваосвободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир.

Информация о работе Смутное время XVII века