Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:01, контрольная работа
Как точно и верно выразился историк Аркадий Георгиевич Маньков, Соборное Уложение 1649 года – это энциклопедия русской жизни 17 века. И не случайно. Явившись главным достижением правления Алексея Михайловича, этот грандиозный и внушительный по своему масштабу и полный по юридической проработанности правовой акт на протяжение более двухсот лет играл роль Всероссийского правового акта, оставаясь наиболее развитым сводом российских законов. Не менее удивительна и достойна восхищения также скорость, с которой он был принят: все обсуждения, и окончательное принятие данного памятника законодательства объемом практически в 1000 статей заняли всего лишь около 6 месяцев – невиданное достижение даже для современного парламента. Причинами такого рвения и усердия стали тревожная атмосфера, царившая на Руси, и страх междоусобий, требующие глубокой реформы законодательства.
Введение
1. Общая характеристика Соборного Уложения
История составления и принятия.
2. Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.
3. Феодальное землевладение:
а) формы землевладения (община, поместье и вотчина);
б) поместье (основания владения, порядок передачи);
в) вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины,
порядок передачи по наследству).
4. Система договоров (порядок заключения, виды).
5. Значение в истории русского права.
Ставропольский
филиал федерального государственного
бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального
образования "Российская академия народного
хозяйства
и государственной
службы при Президенте Российской Федерации"
Контрольная работа № 3
На тему: Соборное Уложение 1649 года.
Выполнен: Студентом очного отделения
1 курса, по направлению «юриспруденция»
Беликов К.О.
Проверил: доцент, Першина Е.А.
Ставрополь, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика Соборного Уложения
История составления и принятия.
2. Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.
3. Феодальное землевладение:
а) формы землевладения (община, поместье и вотчина);
б) поместье (основания владения, порядок передачи);
в) вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины,
порядок передачи по наследству).
4. Система договоров (порядок заключения, виды).
5. Значение в истории русского права.
1. Общая характеристика Соборного Уложения
История составления и принятия.
Как точно и верно выразился историк Аркадий Георгиевич Маньков, Соборное Уложение 1649 года – это энциклопедия русской жизни 17 века. И не случайно. Явившись главным достижением правления Алексея Михайловича, этот грандиозный и внушительный по своему масштабу и полный по юридической проработанности правовой акт на протяжение более двухсот лет играл роль Всероссийского правового акта, оставаясь наиболее развитым сводом российских законов. Не менее удивительна и достойна восхищения также скорость, с которой он был принят: все обсуждения, и окончательное принятие данного памятника законодательства объемом практически в 1000 статей заняли всего лишь около 6 месяцев – невиданное достижение даже для современного парламента. Причинами такого рвения и усердия стали тревожная атмосфера, царившая на Руси, и страх междоусобий, требующие глубокой реформы законодательства. Не последнюю роль в этом процессе сыграло и существование множества частных указов, требующие систематизации, то есть замены массы отдельных законов одним единым кодексом. Так или иначе, 29 января 1649 года на Земском соборе было принято Уложение, представлявшее собой 25 глав и 967 статей. Став новым этапом в развитии национальной юридической техники, оно наметило тенденцию разделения норм по отраслям права, присуще каждому современному законодательству. Правовой акт содержал комплекс норм, регулирующих важнейшие общественные отношения в сфере уголовного, гражданского, семейного права, судопроизводства, включало важнейшие вопросы государственного регулирования.
Интересно, что многие современные
исследователи утверждают, что на
порядке расположения предметов
в Уложение отразилось желание представить
государственный строй в
1
1
История составления и принятия.
Принятие Соборного уложения 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством.
2
Назревала необходимость
в более совершенных нормах, регулирующих
отношения в обществе. За столетие,
отделявшее Судебник 1550 года от Уложения
1649 года, в стране произошли существенные
изменения в экономике, социальной
структуре, политическом строе. За это
время появилось 445 новых указов:
они из них отменяли некоторые
статьи Судебника, другие им противоречили,
третьи вводили новые нормы. Следовательно,
существовала надобность в упорядочивании
законодательства. 16 июля 1648 года царь
и дума вместе с собором духовенства
решили согласовать между собой
все источники действовавшего права,
дополнив их новыми постановлениями, свести
в один кодекс. Проект кодекса тогда
же было поручено составить комиссии
из бояр: кн. И.И. Одоевского, кн. Прозоровского,
окольничего князя Ф.Ф. Волконского
и дьяков Гавриила Леонтьева и
Федора Грибоедова (последние были
образованнейшими людьми своего времени).
Все эти люди были не особенно влиятельными.
Ничем не выдававшиеся из придворной и
приказной среды; о кн. Одоевском сам царь
отзывался пренебрежительно, разделяя
общее мнения Москвы; только дьяк Грибоедов
оставил о себе след в письменности, составленной
позднее, вероятно, для царских детей,
первым учебником русской истории, где
автор производит новую дистанцию через
царицу Анастасию от сына небывалого «государя
Прусской земли» Романова, сродника Августу,
кесарю римскому. Три главные члена этой
комиссии были думные люди. «Приказ князя
Одоевского» и составил Соборное уложение.
Комиссия выбирала статьи из указанных
ей в приговоре источников и составляла
новые; те и другие писались в доклад представлялись
государю с думой на рассмотрение. Между
тем к 1 сентября 1648 года в Москву созваны
были выборные из всех чинов государства,
служилых и торгово-промышленных посадских,
выборные от сельских или уездных обывателей.
С 3 октября царь с духовенством и думными
людьми слушал составленный комиссией
проект Соборного Уложения, и в то же время
его читали выборным людям, которые к тому
«общему совету» были призваны из Москвы
и из городов, «чтобы то все Уложение впредь
было прочно и неподвижно». 3атем государь
указал всему духовенству и, думным и выборным
людям закрепить список Уложения своими
руками, после чего оно с подписями членов
собора в 1649г.
Соборное Уложение составлялось наспех, кое-как и сохранило на себе следы этой спешности. Не погружаясь в изучение всего приказного материала, комиссия ограничивалась основными источниками, указанными ей в приговоре 16 июля 1648 года.
2. Правовое положение крестьян посадских людей и холопов
3
Соборное Уложение 1649 года удовлетворило требования дворянства и полностью оформило юридическое закрепощение крестьян. Теперь их можно было разыскивать «без урочных лет», то есть бессрочно и возвращать прежним владельцам вместе с женами, детьми и имуществом. Глава XI «Суд о крестьянах» устанавливает полное и всеобщее закрепощение крестьян. Того, кто укроет беглого, помимо штрафа в 10 рублей ожидало строгое наказание вплоть до битья кнутом. Крепостной подлежал суду своего владельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений против церкви, государственных, «душегубства, татьбы и разбоя с поличным». Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала. Вместо холопства (этот институт постоянно отмирает) в XV-XVI вв. появляется новая форма зависимости — «служилая кабала». Внешне она носила форму свободного договора. Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли разорившиеся крестьяне. Кабальных часто рассматривали, как холопов, так как они фактически не могли освободиться от неволи, не имея возможности собрать деньги для уплаты долга. В феврале 1597 г. был издан закон, серьезно изменивший положение кабальных. Они лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего суда. В Соборном Уложении 1649 года содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, в основном воспроизводившая указанные выше положения. В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права.
4
Многие помещики, «государевы служивые люди»», монастыри, пользовались тем, что они были освобождены от тягла (беломестцы), скупали дворы купцов и ремесленников, захватывали землю посадских тягловых людей, открывали силами своих крепостных торговые дворы, промыслы и, конкурируя, таким образом, с городскими людьми, ещё больше отягощали жизнь посадского населения . Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, я несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду. Составители Уложения ликвидировали так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные люди промыслами промышляли и лавками владели, а податей государю не платили и «служб» не служили. Все эти слободы с их населением были взяты на Государя тягло и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле. Служивые люди «всяких чинов» в Москве, имеющие денежное или хлебное жалование, содержащие лавки и занимающиеся всякими промыслами, оставались по Уложению в своём чине, но за промыслы они приписывались в «тягло в сотнях и слободах и в ряд с чёрными людьми» и должны были платить подати. В противном случае им предоставлялся в трехмесячный срок продать посадским людям свои лавки, амбары, кузницы и другие торгово-промышленные заведения, так как после указанного срока эти заведения отбирались и бесплатно передавались «Государевым тяглым людям». Посадские люди, такие, как пушкари, затинщики и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди. Стрельцы, вышедшие из «тягловых родов» и сами являющиеся тягловыми людьми, по новому законодательству частично возвращались в посад: из каждых трёх стрельцов двое оставались в «тягле», а третий – в стрельцах.
Казаки вышедшие из тягловых городских людей, но служившие со старопоместными казаками и находящиеся на денежном и хлебном месячном окладе, не отдавались обратно в посадское тягло. Закон предписывал быть им «в службе по-прежнему». Солдаты вышедшие из «чёрных посадских людей» и ранее бывшее в «тягле», - и возвращались обратно в «тягло». Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в город. "Если дочь посадского человека или вдова уйдет из посада и выйдет замуж за кабального человека или крестьянина...,то они вместо с мужем и детьми возвращаются в посад и зачисляются в тягло (ст. 38 гл. 19). Статьи 94-97 гл. 19 определяли порядок возвращения в тяглое состояние посадских людей, а ст. 35-36 - правила ведения посадскими людьми торговых операций в городах. Закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещением его покидать получил в Уложении законченное выражение. Посад замыкался в сословные рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.
3. Феодальное землевладение:
а) формы землевладения (община, поместье и вотчина);
б) поместье (основания владения, порядок передачи);
в) вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины,
порядок передачи по наследству).
5 55555555555531215565535
Система феодального землевладения, сложившаяся к началу ХVIIв. получила закрепление в статьях Соборного Уложения. Царю принадлежали, как и раньше, дворцовые и чернотягловые (или черносошные) земли. Соборное уложение 1649 г. определило различие этих форм феодальной собственности: дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи; государственные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. Черносошные крестьяне платили подати государству, выполняли многочисленные повинности типа дорожной, мостовой и т.д. Как и раньше, и дворцовые и чернотягловые земли раздавались в собственность отдельным феодалам и количество их значительно сокращалось.
Весьма существенные изменения
происходили и с самими понятиями "вотчина"
и "поместье". Вотчинное или поместное
землевладение все в меньшей мере свидетельствовало
о принадлежности к той или иной группе
феодалов, а больше говорило об определенном
комплексе прав на землю. Исаев И.А. выделает
следующие виды вотчин, «…в соответствии
с характером субъекта и способом их приобретения:
дворцовые, государственные, церковные
и частновладельческие…». Хотя по отношению
к 16-17 вв. правильнее уже говорить о государственном,
царском, церковном и частновладельческом
землевладении.
Кроме того права владельцев поместий
(служилых людей) постепенно расширяются,
увеличиваются. Следовательно, можно говорить
о поместном землевладении, которое получило
правовую регламентацию в Соборном Уложении
1649 г.
По способам приобретения вотчинные земли
делились на родовые, выслуженные и купленные.
В отношении родовых вотчин права рода
в древнейшие времена включали общие для
всех его членов правомочия по владению,
пользованию и распоряжению. В XVI - XVII вв.
единый комплекс родового имущества постепенно
распадается на составные частя, по отношению
к которым отдельные представители рода
наделяются только правом пользования
и владения, а право распоряжения остается
за родом. На это указывало, например, такое
ограничение Личных прав, как обязательность
согласия всех родичей при отчуждении
родового имущества отдельным членам
рода. Проданное имущество могло быть
выкуплено членами рода, причем в качестве
покупателей они имели явное преимущество
перед другими лицами. Вместе с тем, в праве
и практике наметилась определенная дифференциация
частных прав в рамках правового комплекса,
которым регламентировались права целого
рода. Так, приобретенное отдельным членом
рода имущество становилось частной, а
не родовой собственностью. Права, связанные
с родовыми вотчинами, составляли наиболее
стабильную часть в комплексе имущественных
прав их владельцев. Специально созданный
затрудненный порядок распоряжения родовыми
вотчинами (по Судебнику 1550 г., ст.85) являлся
таковым только для отдельных членов рода,
но не для рода в целом. Как отчуждение,
так и приобретение (также вторичное приобретение
или родовой выкуп) этих имуществ осуществлялись
с учетом согласия всего рода. Однако конкретные
лица могли быть устранены от сделки, когда
она осуществлялась с частью родового
имущества, находящегося во владении их
семей (устранялись нисходящие при выкупе
вотчины, проданной их отцом или дедом).
Такой порядок указывал на
несомненно солидарный характер собственности
в отношении родовых имуществ. Уже к XVI
в. родовые права на имущества ограничивались,
главным образом, правом родового выкупа
и правом родового наследования. Право
родового выкупа впервые было официально
закреплено в Судебнике 1550 г. (ст.85), а затем
подтверждено Соборным Уложением 1649 г.
(гл. XVII) и первоначально распространялось
только на имущества, отчужденные посредством
возмездных сделок: купли-продажи, залога,
мены. Только во второй половине XVII в. оно
было распространено на безвозмездные
сделки. Родовой выкуп технически осуществлялся
одним лицом, но от имени всего рода в целом,
а не выкупившего его лица. Цена выкупной
сделки обычно совпадала с ценой продажи,
на что прямо указывалось в Соборном Уложении
(гл. XVI). Особое внимание законодатель
уделял регламентации круга лиц, которые
допускались к выкупу проданной или заложенной
вотчины. (Отстранялись от выкупа нисходящие
родственники продавца, а также боковые,
принимавшие участие в сделке). Ещё Судебник
1550 г. формулировал условия, обеспечивающие
покупателю вотчины определенные гарантии
его имущественного интереса перед лицами,
претендующими на выкуп у него вотчины
(полагался "полюбовный" выкуп, по
цене, определенной владельцем).
Купленная родичами вотчина подпадала
под особый режим распоряжения. Отдельный
член рода не мог распорядиться ею по своему
произволу. Закон связывал это землевладение
целым рядом ограничений и условностей:
родовая вотчина не могла быть выкуплена
для третьего лица и на его деньги (в этом
случае она возвращалась владельцу безвозмездно);
она не могла быть заложена без соблюдения
определенных условий и т.п.
Субъектом права собственности на купленные
вотчины была семья (муж и жена), этот вид
вотчин приобретался супругами совместно
на их общие средства. Следствием такого
предположения был переход вотчины после
смерти одного из супругов к пережившего
его. Вместе с тем, после смерти владевшей
купленной вотчиной вдовы право на вотчину
переходило не в род умершей, а в род мужа,
что указывало на принадлежность этой
формы землевладения не отдельному супругу,
а именно супружеской паре.
Право родового выкупа не распространялось
на купленные вотчины, отчужденные при
жизни их владельца. Здесь индивидуальная
воля получала определенное преимущество:
"а до купель дела нет: кто куплю продаст,
и детям и братьям и племянникам тое купли
не выкупати" (ст.85 Судебника 1550 г.).
Купленные вотчины, перешедшие по смерти
приобретших их лиц родичам, получали
статус родовых.
Тем самым индивидуальная
сделка частных лиц превращалась
в один из способов формирования родового
имущественного комплекса.
Но при жизни супругов отчуждение таких
вотчин не представляло особых сложностей,
и было ограничено лишь солидарной волей
супругов.
Статус жалованной вотчины зависел от
ряда конкретных фактов и не был однородным
для разных видов этой формы землевладения.
Чаще всего круг правомочий вотчинника
прямо определялся в самой жалованной
грамоте. Последняя являлась и формальным
подтверждением законных прав вотчинника
на его имущество. В случае отсутствия
грамоты вотчина могла быть изъята у наследников
государством. В целом же пожалованные
вотчины приравнивались практикой к купленным,
а в начале XVII в. законодатель прямо уравнял
правовое положение жалованных вотчин
с родовыми, со всеми проистекающими отсюда
последствиями.
Наделение люда выслуженной (жалованной)
вотчиной рассматривалось как средство
поощрения вполне конкретных индивидов.
В таком качестве она по своему статусу
приближалась к поместному землевладению
и отделялась от родовой вотчины. Связанные
с этой формой юридические трудности распоряжения
исходили уже не от рода, а от пожалователя,
т.е. государства. Индивидуальный характер
данной формы землевладения был однако
преодолен солидаризмом рода в процессе
уравнивания статуса вотчины и поместья,
при сближении правомочий на выслуженные
и родовые вотчины.
Поместное землевладение складывалось
в качестве особой, но в правовом отношении
недостаточно определившейся формы землевладения
уже в XVI - XVII вв. В тот период поместные
выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых)
земель в пользу непосредственно связанных
с княжеским двором лиц.
Условность владения поместьем связывалась
в правовом мышлении эпохи, прежде всего
с первоначальным моментом его образования:
за службу давалась земля. Однако, по отношению
к уже полученному поместью складывалась
иная презумпция: выделенный землей относился
к ней, как к своей собственности, с чем
связывались и его ориентации в сферах
эксплуатации и распоряжения поместьем.
В системе хозяйственных отношений поместье
ничем, не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых
форм (например, вотчин), что вызывало подспудно,
а позднее уже открыто сформулированную
тенденцию к их сближению. Определенно
такое сближение наметилось в XVII в., Поразившись,
прежде всего, в разрешении обменивать
вотчины на поместья и приобретать (с особого
дозволения) поместья в вотчину. Соответственно
закон (Соборное Уложение гл. XVII, ст.9) разрешил
продавать поместья.
Поместья давались за самые различные
виды государственной службы, поэтому
необходимо было ввести определенные
эквиваленты для оценки соответствующих
заслуг.
Нивелирующее влияние, которое оказала
выработка практикой достаточно рутинного
и стандартного порядка, связанного с
регламентацией размеров и объектов, включенных
в него, уже в XVI в. усиливается дополнительными
факторами. Военная реформа середины века,
уравнявшая порядок верстания военнослужащих
с вотчины и поместья (независимо от вида
землевладения, а в зависимости от его
размеров) была существенным шагом в этом
направлении. Подошла очередь для правовой
интерпретации статуса самого субъекта
поместного землевладения, т.е. для определения,
является ли таковым только лицо, получившее
за свою службу поместье, или поместные
права распространяются и на его близких.
Большей четкости требовали регламентация
всего комплекса прав по владению поместьем
и решение вопроса о приобщении членов
веем помещика к этим правам. Для нужд
экономической стабилизации поместного
землевладения наиболее приемлемой оказалась
линия хозяйственной преемственности
в рамках одной семьи, а не частые переходы
поместья из одних рук в другие.
Первоначальным обязательным условием
пользования поместьем была реальная
служба, начинавшая для дворян с пятнадцати
лет. По достижении этого возраста, поступивший
на службу сын помещика, "припускался"
к пользованию поместьем. Ушедший в отставку
помещик получал поместье на оброк вплоть
до достижения сыновьями совершеннолетия,
с середины XVI в. - поместье на тот же срок
оставалось в его пользовании. К наследованию
поместьем стали привлекаться боковые
родственники, женщины получали с него
"на прожиток". Пенсионные выдачи
женщинам (вдовам помещиков и их дочерям)
производились до момента нового замужества
(вдовы) или до совершеннолетия (дочери),
а с начала XVII в. - уже вплоть до смерти
вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались
законом не как наследование, а лишь как
пожалование.
Поэтому распоряжение этим имуществом
было связано с рядом специальных ограничений.
Например, вплоть до Соборного Уложения
разрешался только обмен поместья на поместье,
с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины
(при соблюдении необходимых обменных
эквивалентов), но только с санкции государства
(гл. XVII, ст.2 - 7). К концу XVII в. устанавливается
практика обмена поместий на денежные
оклады ("кормовые деньги"), что в
скрытой форме означало уже фактическую
куплю-продажу поместий.