Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:51, контрольная работа
Эта тема мною выбрана не случайно. На мой взгляд, период с 1945 по 1953 гг., один из значимых периодов в истории СССР, который заслуживает внимания. Это послевоенный период трудового подвига советских людей по восстановлению разрушенного народного хозяйства, успешное испытание первой советской атомной бомбы. Это начало “холодной войны” и последние годы жизни “вождя всех народов” И. В. Сталина, а затем и конец карьеры Берии. Это период прихода к власти Н. С. Хрущева.
Введение 3
1. Изменения в мире после окончания Второй мировой войны. Основные направления внешней политики СССР 5
2. Восстановление и развитие народного хозяйства 10
3. Общественно-политическая жизнь, ее противоречия 15
Заключение 18
Список литературы 20
1946 год явился наиболее трудным
в послевоенном развитии
Предприятия оснащались
новой технологией. Увеличилась
механизация трудоемких процессов
в черной металлургии и угольной
промышленности. Продолжилась электрификация
производства. Электровооруженность труда
в промышленности к концу пятилетки
в полтора раза превзошла уровень 1940 г.
Большой объем индустриальных работ был
осуществлен в республиках и областях,
включенных в состав СССР накануне второй
мировой войны. Работы по восстановлению
промышленности были в основном завершены
в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии
они продолжались еще и в начале 50-х годов.
Массовый производственный героизм советских
людей, выразившийся в многочисленных
трудовых починах, способствовал успешному
выполнению плановых заданий. К концу
пятилетки уровень промышленного производства
на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное
развитие тяжелой индустрии, перераспределение
в ее пользу средств из легкой и пищевой
отраслей привели к дальнейшей деформации
структуры промышленности в сторону увеличения
производства продукции группы “А”. Восстановление
промышленности и транспорта, новое индустриальное
строительство привели и к росту численности
рабочего класса.
Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнялось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города.
В феврале 1947 г. Пленум ЦК
ВКП(б) рассмотрел вопрос “О мерах подъема
сельского хозяйства в
Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались поборы с приусадебных участков.
Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Сельское хозяйство, как и ранее, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье. На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.
Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа, которая сыграла важную роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства (за военный период денежная масса в обращении увеличилась в 4 раза), а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны. Власть также была обеспокоена тем, что будет «увеличиваться реальное богатство лиц, накопивших деньги в годы войны»6. 14 декабря было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10 : 1. Льготному обмену подлежали вклады в сберегательных кассах (до 3 тыс.рублей – в соотношении один к одному).
Результатом проведения денежной реформы явилось значительное снижение уровня жизни основной части населения.
3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, ЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Перенеся неимоверные
тяготы военного времени, население
ожидало улучшение условий
В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.
Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать “ошибки и промахи хозяйственных руководителей”. С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. “Указники” подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским “тунеядцам” не могли улучшить положения дел в экономике. Внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных “виновников” ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись “вредительством” со стороны руководства отрасли (“Дело Шахурина, Новикова и др.”). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали “дела” лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении (“О враждебных элементах на ЗИСе”, “О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле”)7.
Продолжалась фабрикация дел “врагов народа”. В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (“ленинградское дело”). Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек – к длительным срокам заключения. Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике (“мингрельское дело”). В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, были обвинены в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.
Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели послевоенный период в истории нашей родины. Это был непростой период. Это был период послевоенного восстановления народного хозяйства, период реформ и преобразований, период перехода от тоталитарного государства к демократическому обществу.
Заплатив огромную цену за Победу, советский народ был вправе ожидать, что смягчение политики Кремля, начавшееся в годы войны, будет продолжено. Однако Сталин вновь вернулся к диктаторским методам руководства.
В международной политике СССР, обеспечив себе статус сверхдержавы, претендовал на ведущую роль в решении глобальных вопросов. Отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции начали резко ухудшаться с приближением победы над общим врагом, а 1949–1950 гг. стали кульминацией «холодной войны».
Разгоравшаяся «холодная война» оказывала огромное влияние на развитие советской экономики. Упор, как и раньше, делался на развитие тяжелой промышленности. Однако борьба с США за стратегическое превосходство привела к тому, что большая часть государственных средств была предоставлена военно промышленному комплексу. Модернизация и дальнейшее развитие оборонной промышленности поглощали львиную долю бюджета страны, не оправившейся после разрушительной войны. Огромные средства шли на реализацию атомного проекта, и в 1949 г. СССР получил атомное оружие.
По-прежнему тяжелым оставалось положение в сельском хозяйстве. В результате войны деревня осталась фактически без мужчин. После неурожая 1946 г. правительство создало комиссии по делам колхозов, которые занимались изъятием земель из личного пользования в общественный фонд. Увеличились налоги на продажу сельскохозяйственной продукции, ужесточилось уголовное преследование за «посягательство на колхозную собственность».
К экономическим мероприятиям добавилась жесткая политика в идеологической и политической сфере. После войны начались аресты среди высших офицеров. В 1943–1946 гг. депортации подверглись многие жители Прибалтики и целые народы: чеченцы, ингуши, крымские татары, балкарцы и др. Во время «Ленинградского дела» и других подобных акций были репрессированы многие видные партийные и советские работники, значительная часть интеллигенции. В стране раздувалась антисемитская кампания, достигшая своего пика в сфальсифицированном «деле врачей».
В области идеологии
окончательно завершился переход от
интернационализма к
Общественно-политическая
обстановка в СССР в послевоенное
десятилетие характеризовалась
двойственностью. С одной стороны, народ-победитель заслуженно
ожидал значительных перемен и либерализации
режима, с другой, происходило окончательное
укрепление сталинизма, достигшего в этот
период своего апогея. Произошел возврат
к довоенной модели сверхцентрализации
в планировании и управлении экономикой.
Разрастание административно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., 2006.
2. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1–53. – М., 2000.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – М.. 2004.
4. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 – 1991. – М., 1998.
5. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2. - М., 2009.
1 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., 2006. – С. 344.
2 Сахаров А.Н., Боханов А.Н. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2. - М., 2009. – С. 561.
3 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., 2006. – С. 356.
4 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., 2006. – С. 344.
5 Сахаров А.Н., Боханов А.Н. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2. - М., 2009. – С. 559.
6 Сахаров А.Н., Боханов А.Н. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2. - М., 2009. – С. 564
7 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 – 1991. – М., 1998. – С. 35.
Информация о работе Советский Союз в первое послевоенное десятилетие