Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:18, контрольная работа
После второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий.
Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.
Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.
Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.
Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества. В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.
Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.
Нарастание негативных явлений в экономике (падение темпов ее развития, сокращение производства в отдельных отраслях) и рост социального недовольства создавали объективную потребность в преобразованиях. Возможность их появилась со сменой руководства страны в середине 80 гг. Эти преобразования вошли в историю под названием «перестройки 1985-1991 гг.». Задумывалась и осуществлялась она как глубокие реформы, продолжавшие дело Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., целью которых было создание подлинного демократического социализма вместо социализма, деформированного при И. В. Сталине.
Но в процессе преобразований представление о перестройке у части руководства и общества изменилось. Кроме «реформаторов» (М. С. Горбачев), которые рассматривали преобразования как продолжение социалистической революции, появились недовольные ими «консерваторы» (Е. К. Лигачев) и «реставраторы» (Б. Н. Ельцин). Первых не устраивало то, что процесс перестройки вызвал множество негативных явлений – экономический кризис, забастовочную борьбу, ослабление системы власти, распад СССР, упадок культуры и нравственную деградацию общества, падение авторитета страны в мире. Они предложили ограничить перестройку неглубокими преобразованиями в области управления, ускорением НТП, укреплением дисциплины на производстве и другими подобными мерами. «Реставраторов» не устраивал сам социалистический путь развития страны, который они считали тупиковым. Перестройка, с их точки зрения, должна была стать революцией, но буржуазно-либеральной по характеру и завершиться возвращением страны на путь «общечеловеческого» развития, т.е. к капитализму. Борьба сторонников разного понимания сущности перестройки определяла общественно-политическую жизнь СССР конца 80-х годов, а победа «реставраторов» привела к краху горбачевской перестройки.
Основными ее направлениями были экономическая и политическая реформы, превращение СССР в подлинную федерацию с реальным самоопределением народов, создание условий для свободного развития культуры и перестройка внешней политики на принципах нового политического мышления. Преобразования в экономике предусматривали придание ей многоукладного характера, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, перевод хозяйства на регулируемые рыночные отношения. Политическая реформа проводилась под лозунгами обеспечения полновластия Советов и создания социалистического правового государства. Реформирование СССР как федерации должно было восстановить добровольность и равноправность союза народов. Провозглашалась свобода творчества, многообразие культурной жизни и прекращение вмешательства в нее государства. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа пролетарского интернационализма и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей (свобода, демократия и т.д.).
Основные этапы преобразований:
1) 1985-1986 гг. – период ускорения
социально-экономического
2) 1987 - середина 1988 г. – этап выработки концепции перестройки, подготовки ее программы (принята XIX Всесоюзной конференцией КПСС летом 1988 г.) и начала первых экономических и политических преобразований.
3) Середина 1988-1991 гг. – время осуществления преобразований во всех сферах жизни общества, постоянного нарастания негативных явлений, кризиса и краха перестройки.
Главным ее итогом стал распад СССР как некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории нашего Отечества.
Отношения со странами Центральной и Восточной Европы и развивающимися странами. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал следовать принципам “социалистического интернационализма”. Советский внешний фактор сыграл решающую роль в массовых выступлениях против тоталитарных режимов и развитии антикоммунистических революций в странах ЦВЕ. Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
Итоги внешнеполического развития. Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции нового политического мышления. Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения “холодной войны” при этом принадлежала Советскому Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии “осажденной крепости”, отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из “холодной войны” утратившим положение сверхдержавы.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Информация о работе Советский Союз в условиях холодной войны