Советский Союз в условиях холодной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

После второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий.

Вложенные файлы: 1 файл

rh.docx

— 100.13 Кб (Скачать файл)

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества. В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.

Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР.

Нарастание негативных явлений в экономике (падение темпов ее развития, сокращение производства в отдельных отраслях) и рост социального недовольства создавали объективную потребность в преобразованиях. Возможность их появилась со сменой руководства страны в середине 80 гг. Эти преобразования вошли в историю под названием «перестройки 1985-1991 гг.». Задумывалась и осуществлялась она как глубокие реформы, продолжавшие дело Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., целью которых было создание подлинного демократического социализма вместо социализма, деформированного при И. В. Сталине.

Но в процессе преобразований представление о перестройке у части руководства и общества изменилось. Кроме «реформаторов» (М. С. Горбачев), которые рассматривали преобразования как продолжение социалистической революции, появились недовольные ими «консерваторы» (Е. К. Лигачев) и «реставраторы» (Б. Н. Ельцин). Первых не устраивало то, что процесс перестройки вызвал множество негативных явлений – экономический кризис, забастовочную борьбу, ослабление системы власти, распад СССР, упадок культуры и нравственную деградацию общества, падение авторитета страны в мире. Они предложили ограничить перестройку неглубокими преобразованиями в области управления, ускорением НТП, укреплением дисциплины на производстве и другими подобными мерами. «Реставраторов» не устраивал сам социалистический путь развития страны, который они считали тупиковым. Перестройка, с их точки зрения, должна была стать революцией, но буржуазно-либеральной по характеру и завершиться возвращением страны на путь «общечеловеческого» развития, т.е. к капитализму. Борьба сторонников разного понимания сущности перестройки определяла общественно-политическую жизнь СССР конца 80-х годов, а победа «реставраторов» привела к краху горбачевской перестройки.

Основными ее направлениями были экономическая и политическая реформы, превращение СССР в подлинную федерацию с реальным самоопределением народов, создание условий для свободного развития культуры и перестройка внешней политики на принципах нового политического мышления. Преобразования в экономике предусматривали придание ей многоукладного характера, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, перевод хозяйства на регулируемые рыночные отношения. Политическая реформа проводилась под лозунгами обеспечения полновластия Советов и создания социалистического правового государства. Реформирование СССР как федерации должно было восстановить добровольность и равноправность союза народов. Провозглашалась свобода творчества, многообразие культурной жизни и прекращение вмешательства в нее государства. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа пролетарского интернационализма и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей (свобода, демократия и т.д.).

Основные этапы преобразований:

1) 1985-1986 гг. – период ускорения  социально-экономического развития  благодаря переводу экономики  на путь интенсификации.

2) 1987 - середина 1988 г. – этап выработки  концепции перестройки, подготовки  ее программы (принята XIX Всесоюзной  конференцией КПСС летом 1988 г.) и  начала первых экономических  и политических преобразований.

3) Середина 1988-1991 гг. – время осуществления  преобразований во всех сферах  жизни общества, постоянного нарастания  негативных явлений, кризиса и  краха перестройки.

Главным ее итогом стал распад СССР как некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории нашего Отечества.

"Новое политическое  мышление" и изменение геополитического  положения СССР.

Изменение внешнеполитического курса. Проблема “Восток-Запад” в международных отношениях. С приходом нового руководства произошла смена внешнеполитической стратегии. Среди приоритетных направлений во внешней политике СССР второй половины 80-х годов стали: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами. С приходом М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название “новое политическое мышление”. В результате советско-американских переговоров было заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение гуманитарных связей, контактов между частными лицами.

Отношения со странами Центральной и Восточной Европы и развивающимися странами. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал следовать принципам “социалистического интернационализма”. Советский внешний фактор сыграл решающую роль в массовых выступлениях против тоталитарных режимов и развитии антикоммунистических революций в странах ЦВЕ. Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Итоги внешнеполического развития. Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции нового политического мышления. Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения “холодной войны” при этом принадлежала Советскому Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии “осажденной крепости”, отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из “холодной войны” утратившим положение сверхдержавы.

 

ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.

На конец августа 1991 года готовилось подписание нового Союзного договора, в пользу которого высказались почти все республики, кроме прибалтийских. Однако события приняли совсем другой оборот. Одним из первых решений Президента РСФСР Ельцина, избранного 12 июня 1991 года, стало запрещение деятельности любых партийных организаций на производстве, в учебных заведениях, в армии, милиции, прокуратуре. Партийные организации во всех трудовых коллективах, в различных государственных структурах были только у КПСС. Остальные, новые партии только формировались, чаще всего по территориальному принципу. Указом от 20 июля 1991 года Ельцин наносил мощный удар по КПСС. Многие позже говорили, что Ельцин специально спровоцировал своих противников на решительные действия. 
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г. А. Янаев, премьер В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны В. Т. Язов и другие. Горбачев находился в отпуске в Крыму. Он не поддержал свою «команду». «Гэкачеписты» изолировали Президента СССР от событий. 
«Сподвижники» Президента СССР оказались крайне нерешительными заговорщиками. Их изолированные, непоследовательные действия в Москве были сначала парализованы, а затем и полностью блокированы мощным движением сторонников Президента РСФСР, искренних защитников демократии. Августовская, практически бескровная демократическая революция завершилась арестом «гэкачепистов» и перемещением властных полномочий в руки российского руководства. Горбачев после возвращения из Фороса пытался «играть роль», но инициатива полностью перешла в руки его оппонента.

 
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. 
2 сентября 1991 года Джордж Буш старший позвонил президентам Литвы, Эстонии, Латвии и сообщил, что США готовы немедленно установить с ними дипломатические отношения. Горбачева пригласили на конференцию по Ближнему Востоку в Мадрид. После пресс-конференции Горбачев наклонился к Д. Бушу и сказал: «Теперь Вы – хозяин». После этого в случае необходимости американский президент звонил президенту России, но не президенту СССР, который всем мешал. Осенью 1991 года о выходе из состава СССР заявили все бывшие союзные республики. Их суверенитет был официально признан верховными органами власти РСФСР. 1 декабря 1991 года Леонид Кравчук был избран президентом Украины. 8 декабря 1991 года президент России, президент Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии В. Шушкевич собрались в охотничьем доме в Беловежской Пуще (Белоруссия). На этой тайной встрече в самом узком кругу было принято решение о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 года Горбачев заявил о сложении с себя государственных полномочий. В 19 часов 32 минуты с кремлевской стены был спущен красный флаг. В 19.45 его место занял русский трехцветный флаг. 
Причинами, вызвавшими распад СССР, стали: 
* глубокий экономический и политический кризис, который назревал давно, замалчивался и приобрел наиболее острые формы в условиях «перестройки»; 
* рост национального самосознания в союзных республиках, обострение национального вопроса, который долгое время игнорировался и решался порочными методами; 
* дискредитация центральной общесоюзной власти, ее носителей, причем, если бы создание ГКЧП не стало «последней каплей», то нашлись бы другие «капли»; 
* усиление амбиций политических лидеров и местной бюрократии, которые умело использовали и стимулировали развитие уже названных факторов, так как сами хотели власти, желали «порулить» без каких-либо ограничений; 
* заинтересованность руководителей США, Англии, Франции, Германии, других западных стран в демократических переменах в СССР. Сохранение коммунистического режима в СССР считалось опасным для запада. Поэтому реформаторским усилиям М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина, демократическому движению во всех союзных республиках оказывалась значительная морально-политическая, финансовая и другая поддержка. 
Последствиями распада СССР стали процессы, явления, которые были зримыми и прогнозировались многими аналитиками. Среди них заслуживают первоочередного упоминания: 
• нарушение экономических связей между бывшими республиками; 
• ослабление обороноспособности всех республик; 
• обострение межнациональных конфликтов; 
• ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения. 
Россия же снова оказалась перед выбором.

Информация о работе Советский Союз в условиях холодной войны