Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа
Беларусь в разные периоды своего существования неоднократно была ареной разрушительных войн. В новейшей истории самой широкомасштабной и жестокой стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Введение……………………………………………………………….3
Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны. Роль железнодорожного транспорта в достижении всенародной победы над врагом………………………… …………………………………5
2.1 Трудовой подвиг в годы войны………..……………………..… 5
2.2 Роль железнодорожного транспорта в годы отечественной
войны………………………………………………………………….11
Роль православной церкви в борьбе с фашизмом……………. 18
Заключение…………………………………………………………. 25
Список литературы………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………... .27
План
2.1 Трудовой подвиг в годы войны………..……………………..… 5
2.2 Роль железнодорожного транспорта в годы отечественной
войны…………………………………………………………………
Беларусь в разные периоды своего существования неоднократно была ареной разрушительных войн. В новейшей истории самой широкомасштабной и жестокой стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Началась война 22 июня 1941г,когда войска фашистской германии вторглись на территорию СССР. Исключительно тяжёлые бои развернулись с первых же дней на территории Беларуси. Прорвав оборону пограничных войск, фашисты, несмотря на упорное сопротивление отдельных частей Красной Армии, быстро продвигались в глубь территории Беларуси. Силы были неравные, и не смотря на упорное сопротивление, советским войскам не удалось удержать столицу Беларуси. Во второй половине дня 28 июня немецкие танки прорвались в Минск, началась массовая эвакуация людей на восток страны. Только те факты, что Беларусь потеряла в этой войне 2,2 миллиона человек, то есть погиб каждый четвёртый гражданин БССР то, что в Великой Отечественной войне было уничтожено половина национального богатства республики, уничтожено огромное количество самоходной техники, говорит о важности подробного изучения данной темы. Целью данной работы является анализ хода исторических событий, произошедших в период Великой Отечественной войны. Как повлиял железнодорожный транспорт в годы войны, о трудовом подвиге народа и о церкви, которая сыграла не маловажную роль в победе над врагом.
Для достижения поставленной цели представляется целесообразным решение следующих задач:
Для достижения поставленных
целей и задач будет
«Энцыклапедыя гiсторыiБеларусi» под редакцией Б.И. Саченко, где отображён путь белорусского народа в Великой Отечественной войне.Я.К.Новiк, Г.С.Марцуль.I.Л.КачалауIiнш.; Пад. Рэд. Я.К.Новiка, Г.С.Марцуля.- Мн.: Выш. шк., 2003. –416 с.
2. Советский тыл
в годы Великой Отечественной
Войны. Роль железнодорожного
транспорта в достижении
2.1. Трудовой подвиг в годы войны
Великая Отечественная война являлась наиболее значительной составной частью Второй мировой войны 1939-1945 гг., велась между Союзом Советских Социалистических Республик (Советским Союзом, СССР), в состав которого входила Беларусь (Белорусская Советская Социалистическая Республика, БССР), и Германией с ее союзниками в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. На территории Беларуси военные действия продолжались с 22 июня 1941 г. по 28 июля 1944 г.
Война началась в результате
нападения Германии на Советский
Союз и со стороны народов СССР
носила характер освободительной борьбы
против агрессоров. Целями нацистской
Германии являлись военный разгром
СССР, последующая почти полная германизация
европейской территории Советского
Союза, уничтожение и выселение
большей части ее населения. В
соответствии с планом войны против
СССР под кодовым названием "Барбаросса"
Германия ее союзники (Италия, Румыния,
Венгрия, Финляндия) выставили против
советских войск 190 дивизий, их поддерживали
4 воздушных флота (всего 5,5 млн. солдат
и офицеров, 47,2 тыс. орудий и минометов,
около 4300 танков и штурмовых орудий,
4980 боевых самолетов). С советской
стороны им противостояли значительно
меньшие силы: 170 дивизий и 2 бригады
(2,9 млн. солдат и офицеров), 37,5 тыс. орудий
и минометов, 1800 тяжелых и средних
танков, 1540 боевых самолетов новых
типов, на вооружении имелись также
легкие танки и боевые самолеты устаревших
конструкций. Тщательно разрабатывались
планы будущих военных
Все достижения советской
экономики в годы Великой Отечественной
войны были бы невозможны без подлинного
героизма людей, которые работали в
очень тяжелых условиях, не жалея
сил, проявляя исключительную стойкость
и упорство в выполнении поставленных
задач, освоении новых профессий. Лишь
благодаря этому удалось
Война повлекла серьезные изменения в трудовых ресурсах страны. Миллионы советских людей ушли на фронт. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной врагом территории.
Обеспечение кадрами основных
отраслей экономики осуществлялось
посредством установления нового трудового
режима, мобилизации и
В декабре 1941 г. в целях ликвидации текучести кадров на военных предприятиях все работающие указом Президиума Верховного Совета СССР объявлялись мобилизованными. Самовольный уход с предприятий рассматривался как дезертирство, и совершившие его несли уголовную ответственность.
Война изменила советских
людей, они стали более
С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. Букин. В июле 1941 г. он предложил работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, ежедневно давать по две нормы. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более.
Разумеется, сильное моральное
воздействие на массы оказывала
организационная и
Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли 38,4 %, то в 1944 г. — 57,4 %. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы.
Героический подвиг советского
народа на фронте и в тылу в годы
Великой Отечественной войны
бессмертен. Патриотизм тружеников тыла
выражался также в их личной финансовой
и материальной помощи стране и армии.
Уже в первые дни войны возникло
массовое движение за создание на добровольных
началах фонда обороны Родины.
В фонд обороны вносились деньги,
облигации государственных
В связи с переходом
многих предприятий на выпуск оружия
и военной техники сократилось
производство гражданской продукции.
Иным стал ассортимент товаров легкой
и пищевой промышленности: основное
место заняла продукция, необходимая
для снабжения армии
В сельской местности карточки не вводились, но и там было установлено по гарантированным нормам снабжение хлебом населения, не связанного с сельскохозяйственным производством, включая эвакуированных городских жителей. Сельским учителям, медицинским работникам и другим представителям интеллигенции хлеб отпускался по талонам или спискам.
Введение нормированного
снабжения позволило
В числе тяжелых проблем военного быта оказалась жилищная. В результате массовой миграции резко возросла переуплотненность населенных пунктов в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. В 1943 г. в восточных регионах страны население увеличилось на треть за счет эвакуированных рабочих и служащих с их семьями, мобилизованных в промышленность и на строительство колхозников. Например, в городах Свердловской области норма жилой площади во время войны не превышала 2,5-3 м2 на человека.
В годы Великой Отечественной
войны в разных странах в тех
или иных масштабах осуществлялась
эвакуация – перемещение в
тыл из районов боевых действий и
территорий, к ним прилегающих, населения,
материальных ресурсов и культурных
ценностей. Целью эвакуации является
стремление лишить противника возможности
эксплуатировать человеческий и
хозяйственный потенциал
Однако события в Беларуси в первые дни войны развивались по другому,. Уже 22 июня 1941 г. последовало первое эвакуационное распоряжение бюро ЦК КП(б)Б, касавшееся, правда, только депозитов (денег и ценностей) и архива Госбанка, которые предписывалось вывезти в Москву в течение суток. 23 июня, по словам партийного руководителя Беларуси того времени П. К. Пономаренко, он в телефонном разговоре со Сталиным получил устную санкцию на начало эвакуации. 24 июня в Москве был создан Совет по эвакуации при СНК СССР во главе с Л.М. Кагановичем, на который возлагались задачи определения сроков, порядка эвакуации населения, предприятий, материальных ценностей, пунктов их размещения.25 июня при СНК БССР была сформирована Центральная эвакуационная комиссия во главе с И. С. Былинским, начавшая осуществлять непосредственное руководство эвакуационным процессом в республике. Он проходил в чрезвычайно сложных условиях и в западных областях Беларуси был фактически сорван по причине их быстрого захвата немецко-фашистскими войсками. Только на востоке БССР, в Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской областях эвакуация приобрела относительно масштабный и планомерный характер. По официальным данным, эвакуировано около 1,5 млн. человек, полностью или частично вывезены 124 промышленных предприятия и 14 промышленных артелей (всего около 17 тыс. единиц технологического оборудования), (около 5 тыс. тракторов, более 600 комбайнов, молотилок и т.д.), отправлены на восток свыше 700 тыс. голов скота, 93,6 тыс. тонн зерна и т.д.
Информация о работе Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны