Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель этой работы состоит в том, чтобы детально продемонстрировать весь неоценимый вклад тыла в разгром фашистских войск: резкая перестройка экономики под военные нужды, мобилизация всех сил страны, развитие науки в помощь фронтовым войскам, поддержка деятелей культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......................... 2
I.Начало войны:……………………………………………………...……………….................3
1. Мобилизация сил;..……………………………..…………………………………………….2
2. Эвакуация опасных районов;………………………………………………………………4
II. Народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны:...………………………… 7 1
.Перестройка народного хозяйства в первый год войны;……………………………………7
2. Советский тыл в годы войны; ...……………………………………………………….......9 III.
Деятельность общественных организаций в условиях войны………………………….14
1. Органы государственной власти;…………………………………………………………14
2. Общественные организации……………………………………………………………….17
IV. Партизанское движение…………………………………………………………………...20
V. Культурная и духовная жизнь в советском тылу…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

история контрольная.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ

1. Органы государственной  власти

Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над гитлеровской Германией. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Первостепенное значение в Советском государстве приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни.

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в  структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской  власти. Исключительно большие трудности  войны побудили государственные  органы изыскивать такие организационные  методы и формы работы, которые  позволили бы преодолеть эти трудности  и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных  сторон общественно-политической жизни, относились:

- создание Государственного  Комитета Обороны и его органов  на местах;

- предоставление военным  властям особых полномочий в  области обеспечения обороны  страны, общественного порядка и  государственной безопасности;

- отсрочка выборов в  Советы депутатов трудящихся  и народные суды;

- ограничение принципа  коллегиальности в деятельности  органов власти и управления;

- нерегулярное проведение  сессий местных Советов; 

- уменьшение гласности  в государственной работе.

Кроме того, допускалось  сужение обычных форм и методов  деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Высшим органом государственной  власти в годы войны, как и в  мирное время, являлся Верховный  Совет СССР, который, осуществляя  законодательную деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.

В местностях, не объявленных  на военном положении, особенно на востоке  страны, сессии Верховных Советов  республик и местных Советов  созывались более регулярно, здесь  продолжали функционировать обычные  административные и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и ведомств, упразднением одних из них и созданием других.

При этом изменения в государственном  аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и  задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в  целях быстрой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.

За годы Великой Отечественной  войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями.

Одновременно с чрезвычайными  органами нашего государства в годы войны функционировали и его  постоянные конституционные органы — Советы и их исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена задачам ведения войны.

Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции, занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении, осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами, руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально - культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны.

В союзных и автономных республиках высшие органы государственной  власти и управления строились и  функционировали аналогичным образом.

В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и  создания новой боевой техники перед  войной и вначале ее были созданы  новые органы по руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой промышленности, минометного вооружения и их управления на местах.

Во время войны государство  увеличило число управлений и  комитетов, организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны, главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах. Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы.

В результате деятельности всех этих органов, при активном участии  трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

В оккупированных районах  Советского Союза гитлеровцы чинили массовые злодеяния и грабежи. В  связи с этим действовала созданная  в ноябре 1942 г. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба, причиненного ими нашей стране.

Для борьбы с беспризорностью  и безнадзорностью детей в  прифронтовой полосе и в освобожденных  от врага районах при исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой защитой, устройством детей в детские дома.

2. Общественные  организации

В годы Отечественной войны  наряду с социалистическим государством, как главным орудием защиты страны, большую работу вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные, спортивные общества и другие.

Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они  имелись на всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою деятельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и правительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.

Много сил и труда вложили  профессиональные союзы в организацию  военного производства. Они содействовали  перемещению тысяч предприятий  на восток страны, проводили массовую подготовку новых кадров рабочих, особенно из числа женщин и молодежи. Развернувшееся по почину трудящихся Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение выпуска  военной продукции непосредственно  направлялось профсоюзными организациями. Для поощрения соревнующихся коллективов профессиональные союзы вместе с партийными и государственными организациями вручали лучшим из них Красное знамя.

В связи с мобилизацией сил народа на отпор врагу профсоюзы  деятельно участвовали в проведении Всевобуча и подготовке военных  резервов, в укреплении местной противовоздушной обороны, в организации шефства  предприятий над воинскими частями, в развертывании военных госпиталей. Большинство принадлежавших профсоюзам санаториев и домов отдыха было преобразовано в госпитали для раненых и больных воинов.

В годы войны, как и в  мирное время, профессиональные союзы  контролировали состояние охраны труда  и техники безопасности на предприятиях и в учреждениях, следили за выполнением  законодательства о труде и применением  прогрессивных систем его оплаты, управляли социальным страхованием, выдавали рабочим и служащим пособия по временной нетрудоспособности, добивались улучшения медицинского обслуживания населения. Миллионы женщин, занятых в мирное время домашним хозяйством, вовлекались в производственную и общественную жизнь; профсоюзы заботились об улучшении условий их труда, вели борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью.

В условиях войны профсоюзы  непосредственно руководили отделами рабочего снабжения (орсами), содействовали  развертыванию подсобных хозяйств, коллективного и индивидуального огородничества. К концу войны огородничеством в нашей стране занималось свыше 18 млн. рабочих и служащих.

Деятельность профессиональных союзов в период войны была тесно  связана с другими массовыми  общественными организациями, среди  которых особенно большая роль принадлежала ленинскому комсомолу.

Молодежь составляла костяк новых формирований. Некоторые части  целиком создавались из комсомольцев. Ленинский комсомол возглавлял патриотическое движение молодежи в тылу, которое  проявлялось в самых различных  формах: в организации комсомольско-молодежных бригад, в создании фонда помощи детям-сиротам и т. д.

Война наложила свой отпечаток  и на деятельность пионерских организаций. Пионеры и школьники помогали взрослым во многих делах. Прежде всего, они самоотверженно трудились на полях колхозов и совхозов. Выполняя постановление правительства от 13 апреля 1942 г. о привлечении учащихся школ к полевым работам.   Пионеры участвовали также в восстановлении разрушенных школ и других зданий, вместе с комсомольцами выходили на воскресники, отдавая заработанные средства в фонд Красной Армии. Во многих школах были созданы различные мастерские, выполнявшие заказы фронта и народного хозяйства.

Одним из наиболее массовых добровольных обществ, проделавших  в годы войны большую работу, было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началу войны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс. первичных организаций. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовую работу среди всех слоев населения.

Информация о работе Советский тыл в годы Великой Отечественной войны